НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
это зависимость воспитательных мероприятий от специфики проявления в процессе их осуществления национальной психологии людей. Учет ее предполагает, во-первых, особое построение воспитательной деятельности, определяет своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, с которыми обращается воспитатель. Представители различных национальных общностей по-своему привыкли воспринимать поведение и манеры воспитателя. Они предъявляют разные требования к их моральным и нравственным качествам, профессиональным навыкам, педагогическому мастерству. Например, у тюркоязычных народов в ходе воздействия на них воспитателей ценится поначалу не столько само содержание проводимых воспитательных мероприятий, сколько умение сразу найти контакт с представителями той или иной нации, довести информацию до каждого за счет постепенного, дозируемого ее преподнесения. При этом приоритет воспитательных влияний отдается тому человеку, которому быстро удается логически доказать необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий. Во-вторых, Н.-п. о. в.р. опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Воспитателю в коллективе, состоящем, например, из представителей народов Поволжья и Дальнего Востока, требуется настрой на продолжительную и объемную работу как с каждым конкретным представителем этнической микрогруппы, так и с ней самой в целом. Эксперименты подтверждают и то, что с представителями славянских и финно-угорских народов изначально требуется очень напористая и убеждающая активность воспитателя. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности, проявляющиеся всегда. Национальная психология, в-третьих, оказывает воздействие и на конструкцию воспитательных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации к воспитательным воздействиям. Например, у некоторых народов Севера наблюдается тенденция не оказывать прямое противодействие воспитателю другой национальности, а пытаться постепенно завоевать его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым для всех формам и способам. У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные или неприемлемые для них приемы и средства воспитания, наоборот, сразу же вызывают резкое их неприятие. Можно выделить три этапа, через которые проходят педагогические мероприятия в процессе их адаптации к национальной психологии представителей той или иной национальности. На начальном этапе национальная психология или способствует или препятствует воспитательному воздействию. Если она вступает в противодействие с целями последнего, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических мероприятий. На следующем этапе происходит стабилизация воспитательных воздействий. Несмотря на трудности первого периода, воспитателю удается найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На данной стадии воспитательной работы наблюдается консолидация активности ее субъекта и объекта в интересах закрепления успеха, устанавливаются прочные связи с каждым конкретным членом коллектива или группой лиц одной национальности, закладывается база для взаимодействия в рамках проявления всеми членами коллектива большей внимательности друг к другу. На конечном этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех национальных микрогрупп во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания. Все воспитательные мероприятия становятся гораздо более результативными, прямо способствуют сплочению всех членов многонационального коллектива. А если и встречаются какие-то трудности на национальной почве, то они быстро нейтрализуются самими его членами.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999