НА ОРУЖИИ, СОСРЕДОТОЧЕНИЯ, ЭФФЕКТ НА ПРИПОМИНАНИЕ, ТЕСТ

НА ОЩУЩЕНИЯХ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Найдено 1 определение:

НА ОЩУЩЕНИЯХ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

1. Вообще – развитие и поддержание сосредоточения внимания на определенной сенсорной информации. 2. Специальное значение – такое сосредоточение на чувственном опыте. 3. В более широком смысле, методика сексуальной терапии, разработанная для того, чтобы преодолеть страхи и тревоги, сопровождающие многие формы оргазмической дисфункции, путем постепенного обучения распознаванию и способности сосредоточиться на приносящем удовольствие чувственном опыте.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 4

Смысл телесного ощущения в ситуации болезни

Пережигина Нина Валерьяновна, Дрынова Мария Викторовна
Центральным психологическим механизмом личностных изменений в ситуации болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения главному смыслообразующему мотиву сохранения жизни и восстановления здоровья. Смысл телесного ощущения «обрастает» качественными и количественными изменениями на разных этапах формирования болезни, что приводит к изменению проницаемости сознания человека и к изменению его отношений с миром.
Скачать PDF

Потребность в ощущениях: о диагностической состоятельности методики М. Цукермана

Шварц Т.Ю.
В статье представлены результаты теоретического анализа диагностической состоятельности методики «Диагностика потребности в поисках ощущений», разработанной М. Цукерманом. На основе сравнительно-сопоставительного анализа вариантов методики, представленных в различных методических пособиях, определяется её смысловое содержание и соответствие требованиям, предъявляемым к психодиагностическому.
Скачать PDF

Кибернетизация функции ощущения в интеллектуальной управляющей системе

Воробьев Г. Г., Дмитренко Л. Г.
В настоящей работе с позиции кибернетики рассматривается ощутительная психическая функция, предложенная К.Г. Юнгом в рамках Аналитической психологии. Особенности действия этой функции позволили Юнгу выделить ее как самостоятельную равноценную функциям мышления, чувствования и интуиции, а также описать ощутительные психологические типы (экстравертный и интровертный). Специальное исследование, предпринятое в настоящей работе, продиктовано практическим отсутствием подобных материалов иных исследователей и необходимостью понимания значения и роли функции ощущения в интеллектуальной управляющей системе нового поколения, как кибернетической системе, построенной на идеях Аналитической психологии.В естественноприродных системах ощутительная функция действует уже при чувственном восприятии объективной реальности, и для корректного описания ее действия предложены две операции: диффузии (размывания) и контракции (концентрации) чувственно воспринимаемых образов, что позволило выдвинуть предположение об используемом такими системами способе поиска и сравнения данных в условиях их практической невоспроизводимости. В этой связи оказалась удобной некоторая коррекция предложенной в предыдущих исследованиях структуры базы знаний кибернетической интеллектуальной системы. Также оказалось возможным выявить некоторые причины возникновения ситуаций неопределенности в интеллектуальной системе, что позволило выдвинуть гипотезу о способе их разрешения в таких системах. Анализ способа разрешения неопределенностей показал, что именно ощутительной функцией могли бы обеспечиваться психические установки «экстраверсия» и «интроверсия», а также ряд иных явлений, подмеченных, но не объясненных Юнгом.Исследование взаимодействия ощутительной функции с другими психическими функциями на примере мышления через посредство базы знаний потребовало определения и интерпретации понятия «понимание». Эта характеристика действия психических функций позволила определить режим функционирования интеллектуальной системы управления «с пониманием происходящего, его причин и последствий». Вместе с этим, «понимание» не удалось определить как операцию мышления, так как пониманием характеризуется любая адекватная работа с базой знаний. На основе фундаментального положения об описании состояния материальной точки (тела, материальной системы) показано отличие живой материи, в частности, интеллектуальной, обладающей большей или меньшей «свободой выбора», от косной, существование которой детерминировано и подчинено исключительно механическим, термодинамическим, физико-химическим и прочим объективным законам Природы.Результаты настоящего исследования указывают, что действием ощутительной функции определяются режимы работы психических функций в любой интеллектуальной системе, удовлетворяющей положениям Аналитической психологии. Значение и роль ощутительной функции в интеллектуальной системе управления выходят далеко за пределы указанной Юнгом только «простой передачи образов».Заключение. Анализ результатов исследования показал, что именно ощутительной функцией могли бы обеспечиваться психические установки «экстраверсия» и «интроверсия», а также ряд иных явлений, подмеченных, но не объясненных Юнгом. Кроме этого, из анализа свойств ощутительной функции оказывается возможным гипотезирование возможности описания обладающего «свободой выбора» поведения интеллектуальной системы, основанного на кибернетическом аналоге явлении фузии.In the present work, from the standpoint of cybernetics, a sensible psychic function is considered, proposed by K.Jung in the framework of analytical psychology. The peculiarities of this function enabled Jung to distinguish it as an independent equivalent function of thinking, feeling and intuition, and to describe perceptive psychological types (extraverted and introvert). The special research in this work is carried out in view of the practical lack of similar materials by other researchers and the need to understand the meaning and role of the sensation function in the intellectual control system of the new generation, as a cybernetic system, expressing the ideas of analytical psychology. This work is based on the publications of well-known practicing psychologists and specialists in the field of cybernetics, as well as on the results of previous studies by the authors. An in-depth analysis of the properties of the sensory function, undertaken according to the given psychological descriptions, made it possible to correlate these properties with the positions of cybernetics in the part of information transmission and control. In order to correctly describe the action of the sensory function, two operations are proposed: diffusion (blurring) and contraction (concentration) of sensory images. The results of this study indicate that in natural systems, the sensory function operates already in the sensory perception of objective reality, and the operation of the sensible function determines the modes of operation of mental functions in any intellectual system that satisfies the provisions of analytical psychology. The meaning and role of the tangible function in the intellectual control system go well beyond the limits of only “simple transmission of images”, indicated by Jung. Analysis of the results of the study showed that it was the sensible function that could be provided for the psychic attitudes “extraversion” and “introversion”, as well as for a number of other phenomena noticed, but not explained by Jung. In addition, from the analysis of the properties of the tangible function, it is possible to hypothesize the possibility of describing the behavior of an intellectual system that has the “freedom of choice”, based on the cybernetic analogue of the phenomenon of fusion.
Скачать PDF

Феноменологические особенности состояния сосредоточенности

Мельников Андрей Владимирович, Юсупов Марк Геннадьевич
Статья посвящена феноменологическому анализу состояния сосредоточенности в различных ситуациях жизнедеятельности. В исследовании принимали участие студенты первого, второго и третьего курсов в количестве 150 человек, средний возраст 19 лет. При помощи частотного анализа выделены характерные психологические и физиологические особенности, переживаемые студентами в состоянии сосредоточенности. Проведён сравнительный анализ интенсивности психологических и физиологических проявлений данного состояния, влияющих на успешность решения поставленных задач. Установлено, что состояние сосредоточенности у студентов наиболее часто возникает при выполнении контрольных и поверочных работ. Оно переживается ими как положительное и позитивно влияет на успешность обучения. Длительность данного состояния варьируется от 20 до 120 мин в зависимости от решаемых задач, а интенсивность составляет 7-8 баллов из 10. В когнитивной сфере состояние сосредоточенности характеризуется высокой степенью направленности мышления, фиксацией на предмете познания, снижением речевой активности; в соматической влажностью рук, тремором пальцев, скованностью мышц тела, учащением пульса, заторможенностью моторики, глубоким дыханием. Активизации состояния сосредоточенности препятствуют низкая мотивация к обучению, отвлекающие факторы, интенсивные эмоциональные переживания.Concentration is of great importance for optimization of cognition and practical activities of a person, especially in the course of learning and creative activity. Investigation of students’ concentration allows to expand the ideas of activity, as well as to plan ways of organization and regulation of students’ training. The purpose of this research is detection of the psychological and physiological features in students as they concentrate; in order to reveal the intensity of psychological and physiological manifestations of this state influencing the success of problem solving, frequency analysis is performed. A total of 150 students of the first, second, and third courses at the average age of 19 years participated in the research. Respondents were asked to complete a specially developed questionnaire, answer questions, and describe the characteristic psychological and physiological features exhibited during the process of concentration. On the basis of the obtained results, the following conclusions were drawn. The state of concentration is typical for various educational situations: solution of difficult tasks, sitting of examinations, passing and failing of examinations. It most often arises in the situations of tests. Concentration is endured as a positive condition and has a good influence on the overall success of training. The duration of this state varies from 20 to 120 minutes and the intensity may be from 7 to 8 points depending on the type of tasks (on the 10-point scale). The condition of concentration is characterized by the following main implications: in the cognitive sphere highly focused thinking, fixation on the object of cognition, depression of speech activity; in the somatic sphere sweating of hands, tremor of fingers, stiffness of body muscles, heart acceleration, retardation of motility, and deep breathing. The factors interfering with the manifestation of concentration are lack of motivation for training, physical health, distracting factors (such as noise), poor initiative, forgetfulness, and emotional sufferings.
Скачать PDF