Мюррей Генри Александр

Найдено 1 определение:

Мюррей Генри Александр

13.5.1893, Нью–Йорк – 1988) — американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью–Йорка (1920–1922), с 1922 г. по 1926 г. он — ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 г. по 1927 г. Мюррей — преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928 г. он — ассистент профессора, с 1937 г. — ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и Г. Захса (1935). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу, работал в Отделе стратегических служб США над программой разработки ситуационных тестов на стрессоустойчивость, в 1947 г. вновь возвратился обратно в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал в 1949 г. собственную Психологическую клинику „Annex“ при Гарвардском университете. Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррей в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия „Я“, „Оно“, „Сверх–Я“, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге „Исследование личности“ („Exploration in Personality“, N.Y., 1938 (et al.)), он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюррей несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники „Список личностных предпочтений“ А. Эдварса и „Форма по изучению личности“ Д. Джексона). Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, в статье „К классификации взаимодействий“ („Toward a classification of interaction“, in: „Toward a general theory of action“, Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных („давление“ как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: „давление“ актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей „давление“; их встреча обозначалась Мюррей как „тема“. Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракционизм. Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). Разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе „Тематический Апперцептивнй Тест“ („Thematic Apperception Test: Manual“, Cambridge, 1943), который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств, принесший ему всемирную известность.
Оцените определение:

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

«Минимальная групповая парадигма» в теории социальной идентичности Генри Тэджфела

Ставропольский Ю.В.
Проводившиеся Г.
Читать PDF

Использование метода Мюррей в работе по преодолению негативных последствий детских психотравм на лич

Петрова Е.А.
В статье анализируется проблема влияния детской психотравматизации на дальнейшее формирование личности взрослого человека.
Читать PDF

К 60-летию Александра Григорьевича асмолова

Читать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности.
Читать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Читать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Читать PDF

Доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО Донцову Александру Ивановичу - 6

Читать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Читать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Читать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс.
Читать PDF

К 60-летию Александра Георгиевича шмелева

Читать PDF

Памяти Александра Константиновича ерофеева

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!