Мюнстерберг Гуго
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
(1.06.1863, Данциг - 16.12.1916) - немецко-американский психолог, один из основоположников психотехники (ввел сам термин "психотехника").
Биография. В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском университете, но вскоре заинтересовался психологией. В 1885 г. защитил диссертацию у В.Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском университете получил степень доктора медицины. С 1891 г. - профессор Фрейбургского университета, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г., по приглашению У.Джемса, переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1898) и Американской философской ассоциации.
Исследования. Создал философскую систему "волюнтаристического идеализма", в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями. Будучи сторонником психофизического параллелизма, трактовал эмпирическую психологию как естественную науку, не имеющую дело с областью духовного. Сознание в ней представлено элементарными ощущениями, связанными с моторными актами. Разрабатывая основы психотехники, исходил из понимания ее как науки о практическом применении психологии на службе культуры. Занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения.
Методы. Разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях.
Сочинения. Beitrage zur experimentellen Psychologie. H. 1-4, Freiburg, 1889-92;
Grundzuge der Psychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1900;
Principles of Art Education. 1905;
Science and Idealism. Boston, 1906;
Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency. L., 1913;
Психология и учитель. М., 1915;
The Photoplay. A Psychological Study. 1916;
Основы психотехники. Т. 1-2, М., 1924-25;
Психология и экономическая жизнь. М., 1924
(1863—1916) — немецко-американский психолог, один из основоположников практической психологии, названной им психотехникой. В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском унте, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В. Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины. С 1887 по 1892 г. М. — профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г. по приглашению У. Джемса переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред. журнала Harvard Psychological Studies . Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание, восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory: 1.Memory, attention and psychophysics. Psychological Review, 1894, 1; The localization of sound. Psychological Review, 1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И.Г. Фихте (1762—1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему волюнтаристического идеализма, в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями (The motor power of ideas. Psychological Review, 1894, 1; Science and Idealism. Boston, 1906). Несмотря на то, что М. был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике (The position of psychology in the system of knowledge. Psychological Monographs, 1903,4, 17). В период с 1905 по 1916 г. М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии. Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей (Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency, L., 1913; Business Psychology, 1917). Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний (On the Witness Stand, 1908); клинической психологией , психологией образования и оценки искусства (Principles of Art Education, 1905; The Photoplay. A Psychological Study , 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов (Psychology General and Applied, 1915). M. автор большого количества трудов, в том числе: Beitrage zurexperimentellen Psychologie, H. 1-4, Freiburg, 1889-1892; Grundzuge der Psychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1900; The Americans , 1904; The Eternal Values, 1909 и др. В рус. пер. изданы: Психология и учитель, М., 1915; Основы психотехники, Т. 1-2, М., 1924—1925; Психология и экономическая жизнь, М., 1924. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
Первой прикладной областью, к которой обратился М., была судебная психология. Он занимается проблемами предупреждения преступления, использования гипноза при допросе подозреваемых, применения тестов интеллекта для определения виновности, недостоверности свидетельских показаний, чему посвящена его работа "Со свидетельского места" (1908). В 1909 г. М. публикует книгу "Психотерапия", в которой отражен его опыт лечения пациентов в лаборатории, а не в клинике (алкоголизм, наркотическая зависимость, галлюцинации, навязчивые мысли, фобии, сексуальные расстройства). Книга привлекла внимание общественности к проблемам клинической психологии. Началом деятельности М. в индустриальной психологии считают публикацию в 1909 г. статьи "Психология и рынок". М. изучал трудовую деятельность водителей трамваев, телефонисток, капитанов кораблей и показывал необходимость профотбора для повышения производительности труда. В 1910 г. он осуществил профотбор вагоновожатых трамвая. Результаты этих исследований опубликованы ("Психология и эффективность производства", 1915). Они же позволили ученому создать масштабную программу разработки психотехники, под которой он понимал все области практической психологии ("Основы психотехники", 1914). Программа М. оказала влияние на становление психотехники, ее приняли и развили психотехники СССР, и прежде всего И. Н. Шгшлърейн и С. Г. Геллершгпейн. М. способствовал тому, что практическая психология стала по-настоящему уважаемой профессией. Он избирался председателем Амер. психологической ассоциации и Амер. философской ассоциации. Его часто приглашали для бесед президенты США Т. Рузвельт и У. Г. Тафт. Получить его консультацию стремились многие представители деловой элиты США, знакомством с ним гордились кайзер Германии Вильгельм, сталелитейный магнат Э. Карнеги, философ Б. Расселл, звезды кино и деятели культуры. (В. М. Мунипов.)
МЮ-РИТМ (англ. mu-rhythm) - ритм сенсомоторной области коры головного мозга, расположенной в области роландовой извилины, в связи с чем он многими исследователями назывался роландическим ритмом; кроме того, благодаря своей форме он был назван "аркообразным" фр. исследователем А. Гасто, впервые описавшим его (1952). Известны др. названия этого ритма: "центральный", "викетритм", "гребенчатый" и т. д. По предложению Межд. терминологического ЭЭГ комитета (1974) рекомендуется оставить только название "Мю-ритм".
М.-р. по своей частотно-амплитудной характеристике напоминает затылочный альфа-ритм, но он ниже по частоте, амплитуде и регулярности. Основная особенность М.-р. состоит в том, что он изменяется только под влиянием проприоцептивных раздражителей и не реагирует или мало реагирует на воздействие др., напр, световых или звуковых, сигналов. Выполнение любых движений независимо от их структуры, силовых, временных, пространственных характеристик всегда сопровождается блокированием М.-р.
М.-р. встречается у всех людей, но имеет разную выраженность. Выделено 4 разновидности или типа М.-р.: доминирующий, субдоминантный, смешанный и невыраженный. Высокочастотный, высокоамплитудный и высокорегулярный М.-р. встречается у спортсменов примерно в 5 раз чаще, чем у лиц, не занимающихся спортом, и в 3 раза чаще у слепых людей по сравнению со зрячими. М.-р. описан в ЭЭГ не только людей, но и животных: обезьян, собак, кошек.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004