Мыслительный процесс это что такое Мыслительный процесс: определение — Психология.НЭС
Мысли элементы МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП

Мыслительный процесс

Найдено 1 определение:

Мыслительный процесс

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу. Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.). Выделяют четыре стадии решения проблемы: * подготовка; * созревание решения; * вдохновение; * проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему). 2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.). 3. Поиск решения: 3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление). 3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов. 3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов. 3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление). 3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.). 3.4.2. На основе использования аналогий. 3.4.3. На основе использования эвристических приемов. 3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи: 3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению": a. высокая увлеченность проблемой; b. вера в успех, в возможность решения проблемы; c. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; d. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции). 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Мыслительный процесс — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Понимание как мыслительный процесс

Квасюк Татьяна Яковлевна
В статье дается определение, что такое понимание; описывается процесс понимания и четыре шага процесса понимания; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания; предлагается использовать комплексный подход для активизации процесса понимания.
Скачать PDF

Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности

Корниенко Александр Федорович
В статье рассматривается отличие мышления как познавательного психического процесса, протекающего в психике субъекта, от мыслительной деятельности, совершаемой человеком. Уточняются определения понятий «деятельность» и «процесс». Показано, что мышление как процесс обеспечивает отражение взаимосвязей объектов и явлений действительности и соответствующее ее понимание, доступное не только человеку, но и животным. Мыслительная деятельность трактуется как специально организованная, сознательная активность человека, направленная на достижение понимания.
Скачать PDF

К проблеме структурных уровней мыслительного процесса

Баранова Любовь Васильевна
The article proposes some additions to the level structure of creative thinking.
Скачать PDF

Функционирование мыслительных процессов и специфика осознания субъектом смысловых связей

Персиянцев Сергей Алексеевич
Influence of functioning of thought processes on comprehension of semantic communications by the subject is under the analysis. It is revealed, that the higher is the functioning level of a thinking process of the subject, the more successful he solves sense problems. Examinees with a high functioning level of thought processes differentiate an object of cognition much more delicately; they single out more essential properties and relations in it.
Скачать PDF

Взаимосвязь психических состояний и мыслительных процессов в учебной деятельности студентов

Прохоров Александр Октябринович, Юсупов Марк Геннадьевич
Статья посвящена изучению наиболее общих закономерностей взаимодействия состояний и мыслительных процессов в условиях учебной деятельности студентов. На основе структурно-динамического подхода выявлено два вида влияний актуальных психических состояний на процессы мышления. Первый вид влияний направлен на трансформацию структуры когнитивных процессов, снижение её устойчивости и организованности на фоне растущей интеграции со структурами сопряженных состояний. Второй вид влияний связан с позитивной, нейтральной или негативной динамикой продуктивности отдельных показателей когнитивных процессов.
Скачать PDF

Новые методы изучения мыслительных процессов

Спиридонов Владимир Феликсович
В статье рассматриваются современные методические тенденции развития психологии мышления. Обсуждаются ограничения существующих методов изучения мыслительных процессов. На примере трех разноплановых исследований предлагаются новые методы изучения процесса решения мыслительных задач, которые позволяют анализировать центральную структуру этого процесса репрезентацию задачи решателем.
Скачать PDF

Психодинамические и вегетативные факторы функционального состояния в процессе мыслительных и психомо

Лукьянов А.Н.
Скачать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Скачать PDF

Психологические аспекты ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения

Емельянов А. А.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF