МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ

Предыдущий термин:
МЫШЛЕНИЕ: СИНКРЕТИЗМ

Следующий термин:
МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Содержание:

Найдено 2 определения термина МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ

традиционно выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; существует и другая систематика.

Оцените определение:

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Виды мышления

Рассмотрим основные виды мышления. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта". Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения. Применение правила включает две мыслительные операции: * определить, какое именно правило привлечь для решения; * применение общего правила к частным условиям задачи. Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Виды диагностических ошибок в работе практического психолога

Рыжкова А.Н.
Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога.
Читать PDF

Страхи: определение, виды, причины

Дорофеева Г.А.
Читать PDF

Виды психологической защиты у девиантных подростков

Антилогова Лариса Николаевна, Рассудова Л. А.
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков.
Читать PDF

Виды и функции границ в психологических исследованиях

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлен анализ различных видов и функций границ, используемых в психологических концепциях и парадигмах.
Читать PDF

Виды и механизмы функциональной алекситимии

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Вводится термин «функциональная алекситимия» для обозначения трудностей в вербализации эмоционального опыта, не связанных с какими-либо органическими расстройствами.
Читать PDF

Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание

Давлетбаева З.К.
В статье определены содержательные аспекты асоциального поведения учащихся, определены основные ее виды.
Читать PDF

Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности

Михайлова Ольга Борисовна
Проведен культурно-исторический и теоретический анализ основного источника всех инноваций в обществе — инновационного потенциала личности.
Читать PDF

Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора

Зиньковская Светлана Михайловна
в статье рассматриваются одна из современных областей подготовки эксплуатационного персонала на воздушном транспорте специальная подготовка в области человеческого фактора, а также актуальные вопросы,
Читать PDF

Виды прайминга в исследованияхвосприятия и перцептивного внимания

Фаликман М.В., Койфман А.Я.
Читать PDF

Виды организационной идентификации

Бурмистрова О. Н.
Читать PDF

Основные направления и виды семейного консультирования в практике работы специалиста

Прохорова Оксана Германовна
Статья посвящена консультированию, одному из основных инструментов в области интеллектуальных технологий.
Читать PDF

Виды межличностных отношений

Клепцова Елена Юрьевна
В статье рассмотрены теоретические аспекты гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности. Дается понятие гуманизации межличностных отношений.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!