МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ
традиционно выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; существует и другая систематика.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Виды мышления
мышление, будучи особым видом психической деятельности, имеет свою структуру и виды. Основанием для выделения В. м. служат определенные критерии. К их числу относятся форма, характер, развернутость, степень новизны мыслительных процессов. Так, по форме мышление бывает наглядно-действенным, наглядно-образным, абстрактно-логическим. В зависимости от характера мышление бывает практическим или теоретическим. По степени развернутости мышление принято разделять на дискурсивное (развернутое) и интуитивное. По степени новизны мышление бывает продуктивным или репродуктивным.
Литература
Психология мышления. М., 1965.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, тем большее место в нем занимают психические процессы. Соответственно задачам и содержанию мышления различают такие его виды, как научное, техническое, поэтическое, музыкальное, художественное и т. д. По преобладающим способам и психическим процессам, включенным в мышление, выделяют наглядно-действенное, нагляднообразное, абстрактное, конкретное, теоретическое, практическое и другие В. м. Так, наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, оно связано с практическими действиями, с реальным физическим преобразованием ситуации. В элементарной форме оно присуще людям, профессии которых предполагают практиче ский анализ, конструирование (химик, лаборант, конструктор и т. п.). Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление, позволяющие воссоздать многие свойства предмета. Этот вид мышления характерен для дошкольников, а в развитых формах – для писателей, художников, музыкантов, актеров. Абстрактное мышление протекает на основе понятий с малым количеством образов, оно функционирует на основе языковых средств и характерно для старших школьников и взрослых. Теоретическое мышление вскрывает связи и отношения между понятиями и выражает эти связи в суждениях. Оперативное мышление перерабатывает текущую информацию, обеспечивает планирование, контроль, регулирование деятельности. Практическое мышление направлено на создание реальных предметов, на поиск возможностей изменения действительности. Все В. м. обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них в деятельности зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека. Например, теоретическое и практическое мышления можно разделить только при их изучении. Фактически эти два вида мышления функционируют одновременно.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Виды мышления
Рассмотрим основные виды мышления. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта". Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения. Применение правила включает две мыслительные операции: * определить, какое именно правило привлечь для решения; * применение общего правила к частным условиям задачи. Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ
основные виды М. человека следующие: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическим называется М., которое полностью совершается в уме со словами-понятиями, без обращения к непосредственному опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Цель такого М.-выведение одних знаний, представленных на уровне понятий, из других знаний путем логического вывода или умозаключения, например, доказательство какого-либо утверждения (теоремы, гипотезы, предположения) посредством рассуждений.
К теоретическому М. относится определение понятий, формулирование и доказательство гипотез, разработка и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления. Практическим называют М., целью которого является решение некоторой практической задачи, отличной от познавательных задач чисто теоретического плана.
Практическое М. в отличие от теоретического включает не только умственные, но и практические действия человека с реальными материальными предметами и просто действия в реальной жизненной ситуации. Продуктивным, или творческим, называют такое М., которое порождает какие-либо новые знания, либо новый материальный или идеальный продукт (результат). Продуктивным, например, является М. ученого, сделавшего научное открытие, писателя, создавшего новое литературное произведение, художника, написавшего новую картину, инженера, создавшего новую машину.
Репродуктивное М.-это М., открывающее для данного человека уже известные другим людям знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивным М., например, занимается художник, копирующий картину другого художника, учащиеся, решающие какие-либо учебные задачи, рабочий, изготавливающий известную деталь известной машины по отработанной технологии, и т. д. Репродуктивное М. характерно для людей, которые занимаются обычным повседневным трудом и многократно решают типичные задачи. В таком М. человек, решая задачи, идет, как правило, известным путем, воспроизводя ранее найденные решения, поэтому данный вид М. также называют нетворческим. Интуитивным (или основанном на чувстве) называют М., специфика которого опирается на имеющуюся у человека особую способность или чувство, называемое интуицией. Под ним понимается способность, обеспечивающая быстрое нахождение правильного решение задачи без долгих рассуждений, не располагая при этом ни вескими аргументами, ни убедительными доказательствами его истинности.
Логическим называют М., процесс которого хорошо осознается и контролируется человеком, которое может быть проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него сознательных умственных действий с известными правилами логики умозаключения или вывода. Верность логического М. всегда можно проверить, а истинность его выводов-убедительно доказать или опровергнуть. Есть и особый вид М., в котором отсутствует очевидная и признанная большинством людей логика, и который получил название аутистического М. Такое М. является необычным и часто не вполне нормальным (с точки зрения понимания нормы как того, что соответствует понятной и привычной для большинства людей логике). Аутистическое М.-это М., оторванное от реальной действительности, т. е., образно говоря, «витающее в облаках». Оно характерно для некоторых творческих людей и нередко (в его обостренных, патологических формах) встречается при заболеваниях шизофренией.
В противоположность аутистическому М. выделяют и рассматривают реалистическое М. Этот вид М., в отличие от аутистического, всегда, с начала и до конца, связан с реальной действительностью. Реалистически мыслящий человек ищет и находит решение возникающих перед ним задач в результате внимательного изучения действительности, и найденные им решения, как правило, соответствуют действительности и могут быть практически реализованы (выполнены). Аутистически мыслящих нормальных людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих-прагматиками или реалистами. Наглядно-действенным называется М., которое сводится к реальным действиям человека с материальными предметами, выполняемым в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия или отсутствуют вообще, или же сведены к минимуму, и задача в основном решается за счет внешних, практических действий. Наглядно-действенное М.-это простейший из всех видов М., свойственный не только человеку, но и высшим животным. Его можно заметить у детей младенческого и раннего возраста, начиная с шестого-восьмого месяца жизни. Наглядно-образным называют М., при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами соответствующих предметов.
Словесно-логическое М.-это высший вид М. человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими этими предметами, явлениями или их образами. Словесно-логическое М. полностью протекает во внутреннем, умственном плане. Три последних вида М. человека-наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое-также рассматриваются как генетические, последовательно, одна за другой возникающие ступени его развития у человека. См. мышление аутистическое, мышление «безобразное», мышление групповое, мышление дивергентное, мышление дискурсивное, мышление дооперациональное, мышление желательное (мышление желаемое), мышление житейское, мышление конвергентное, мышление критическое, мышление латеральное, мышление магическое, мышление научное, мышление первобытное, мышление практическое, мышление пралогическое, мышление предикативное, мышление продуктивное, мышление репродуктивное, мышление словесно-логическое, мышление супервалентное, мышление теоретическое, мышление феноменалистическое, мышление эвристическое.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007