Мышления операции

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мышления операции
умственные действия, совершаемые в процессе мышления. Обычно упоминаются следующие операции мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и конкретизация. Не следует думать, что упомянутые операции протекают изолированно друг от друга или в какой- то определенной жесткой последовательности. Нарушение одной операции может быть поэтому обусловлено расстройством совсем иной и, в свою очередь, повлечь дезорганизацию какой-то другой.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
АПЕРАЦЫІ МЫСЛЕННЯ / THOUGHT OPERATIONS– действия с образами, представлениями и понятиями, выполняемые во внутреннем плане сознания. Основными мыслительными операциями являются: 1) анализ (от греч.– разложение, расчленение)– разделение объекта на отдельные составляющие с целью получения нового знания или углубления понимания существенных свойств, связей и отношений между ними; 2) синтез (от греч.– соединение, связывание)– объединение отдельных сущностей в единое целое– систему, которая приобретает новые свойства, не присущие ее составляющим (операция, обратная анализу); 3) обобщение– расширение понятия путем рассмотрения его на более высокой ступени абстракции, переход от частного к общему понятию, имеющему более широкий объем и менее конкретное содержание; 4) конкретизация– перенос знания об общем понятии на частное понятие более узкого объема с более конкретным содержанием (операция, обратная обобщению); 5) сравнение– качественное или количественное сопоставление свойств объектов для выявления сходств и различий между ними; 6) абстрагирование– сокращение информационного содержания понятия (наблюдаемого явления) путем выделения и независимого рассмотрения его отдельных свойств. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими О. м. являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления (см. Анализ). Синтез – объединение частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знание отдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Абстракция – отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделить существенные свойства и признаки предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, числе, человеке, обществе, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку. Некоторые психологи (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) различают два вида обобщения – формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое). Первый вид осуществляется путем сравнения внешне одинаковых общих признаков, второй вид основан на глубоком анализе объектов, выявлении скрытых общих признаков, связей и зависимостей. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному, приведение примера. Классификация – это отнесение предмета, явления к группе предметов, явлений или конкретного понятия к более общему понятию. Систематизация – это приведение объектов в порядок; систематизировать можно знания, технические устройства и т. д. О. м. взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Мышления операции
совокупность умственных действий, обеспечивающих успешное решение актуальной задачи. К основным видам умственных операций относятся сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Операция установления сходства и различия предметов или явлений реального мира называется сравнением. Анализ — это мысленное расчленение чеголибо на части или выделение отдельных свойств предмета. Благодаря данной умственной операции человек, воспринимая какой-либо предмет или явление, может вычленить в нем одну часть, а затем выделить следующую и т. д. Противоположная анализу операция — синтез. Это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Вместе с тем, будучи противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически взаимосвязаны. Аналогично можно сказать относительно абстракции и конкретизации — следующих видов умственных операций, которые, хотя и противоположны по смыслу, также связаны между собой.
Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета, который воспринимается или образ которого воспроизводится в памяти. Суть ее как мыслительной операции состоит в том, что при восприятии какого-либо предмета и выделении в нем определенной части происходит отвлечение от других частей и свойств, что позволяет рассматривать выделенное независимо от тех.
Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Кроме того, в мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные (индукция) и дедуктивные умозаключения (дедукция). Индуктивное умозаключение — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. В свою очередь, дедукция — умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.
Литература
Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
709.96 кб

Операции мышления и решение мыслительных задач

Норова Рахима Файзуллоевна
Мышление как деятельность состоит из отдельных действий, содержание которых обусловливается конкретной целью, стоящей перед человеком.
Читать PDF
411.93 кб

Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления

Берберян Э.С.
В данной научной работе использованы результаты проекта «Дифференциальная диагностика субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2016 году
Читать PDF
74.70 кб

Проблема операционализации понятия “стиль мышления” в социологии знания Карла Манхейма

Соколова Ксения Алексеевна
Данная статься посвящена реконструкции стилистического подхода К. Манхейма. В статье приводится анализ ключевых текстов из творчества К. Манхейма, анализируется понятие, структура, методология изучения стиля мышления.
Читать PDF
674.30 кб

Игровая предметность в формировании и развитии операциональных процессов детского мышления

Клименко Владислав Владиславович
Предметные игры в статье рассматриваются как возрастное (игровое) условие активного формирования мыслительных операций ребенка, развития его самооценки и общения.
Читать PDF
562.32 кб

Специфика протекания процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления

Гудкова Марина Валерьевна
В статье представлено экспериментальное исследование взаимодействия процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления субъекта.
Читать PDF
328.75 кб

К значимости исследований операционального компонента мышления при тревожно-депрессивных расстройств

Харисова Руфина Рейфатовна
Рассматривается значимость исследования мышления при тревожно-депрессивных расстройствах пограничного спектра.
Читать PDF
153.65 кб

Внешние особенности проблемы операций мышления. Место операций в теме «Мышление» (вторая глава из не

Роговин М. С.
Тема мышления занимает в современной психологии весьма значительное место, однако такой раздел научных исследований, как «операции мышления» освещен недостаточно полно, что находится в явном противоречии со многими определяющими н

Похожие термины:

  • ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    термин Ж. Пиаже, обозначает конкретные операции и формальные операции мышления детей. Синоним: Операторное мышление.
  • Конкретные операции мышления

    лат. concretus)- набор когнитивных операций с представлениями, свойственный мышлению ребенка в дошкольном и раннем школьном возрасте (с 6 до 12 лет).
  • ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

    умственные действия с понятиями, совершаемые по законам логики. В результате применения логических операций М. из знаний, представленных в одних понятиях, получают новые знания, оформленные (пред
  • ФОРМАЛЬНО ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Термин, использовавшийся Пиаже для характеристики "формальных", логических когнитивных процессов, демонстрируемых ребенком на стадии формальных операций.