МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Предыдущий термин:
МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ

Следующий термин:
Мышления операции

Содержание:

Найдено 5 определений термина МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

англ. disturbances of thinking) - нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. М. н. включают расстройства механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. М. н. либо распространяются на вербально-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них.

Для некоторых психических заболеваний характерны преимущественные нарушения регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности (особенно мотивационных процессов) при большой сохранности ее операционального состава. В др. случаях (г. о. при шизофрении) наблюдаются и операциональные нарушения, выражающиеся в расстройстве вероятностных механизмов актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления, и нарушения операции опосредствования интеллектуальных актов.

При локальных поражениях головного мозга М. н. зависят от локализации очага поражения в пределах левого и правого полушарий. При поражении лобных долей мозга (преимущественно левой лобной доли) г. о. страдают регуляторные механизмы интеллектуальной деятельности (программирования и контроля), тогда как различные интеллектуальные операции (речевые и неречевые) остаются сохранными. Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий приводит к расстройствам наглядно-образных и наглядно-действенных форм интеллектуальной деятельности, связанных с анализом и синтезом информации, относящейся к пространственным и квазипространственным свойствам среды (счета, конструктивного праксиса, понимания логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения, и др.), при общей сохранности процессов мотивации, программирования и контроля за интеллектуальной деятельностью. Особые виды М. н. наблюдаются при поражении т. н. речевых зон левого полушария (см. Афазия), связаны они с различными дефектами кодирования речевых сигналов или трудностями организации речевого высказывания. Преимущественно динамические М. н. возникают при поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга и др.

М, н. при различных аномалиях психического развития (см. Задержка психического развития) связаны с недоразвитием интеллектуальной деятельности, которое обусловлено недоразвитием речевой системы в целом (см. Алалия) или отдельных анализаторных систем. М. н. следует отличать от случаев снижения умственной работоспособности, наступления быстрой истощаемости при решении серии задач, возникающих при тяжелых соматических заболеваниях или умственном переутомлении. (Е. Д. Хомская.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Нарушения мышления

thought disturbances) Мышление - сознательное и бессознательное - служит целям установления и текущего контроля коммуникации, регулирования деятельности, порождения, формулирования и решения задач на вербальном и невербальном уровнях. Н. м. могут наблюдаться на континууме, упорядоченном по степени тяжести от нормальных отключений внимания до уровня патологии. Нек-рые из менее серьезных Н. м. отмечаются у детей с гиперкинетическим синдромом, чье внимание мимолетно, а выполнение ими заданий прерывается кажущейся необходимостью совершения моторных актов. Писатели и композиторы тж испытывают Н. м., такие как периоды выпадения (blank periods), в течение к-рых нарушается способность продолжать творческий процесс сочинения литературного или музыкального произведения, тогда как все обычные функции при этом совершенно не страдают. Часто психоневрозы, такие как фобические и тревожные реакции, могут связываться с наличием иррациональных идей. Мн. из этих иррациональных идей сопровождаются неверными суждениями о себе. Др. рода психоневротические Н. м. обнаруживаются в форме навязчивых мыслей, когда часто возобновляющееся поверхностное мышление мешает нормальной жизнедеятельности. Критическое обсуждение этих мыслей может приводить к ясному логическому мышлению. Психосоматические симптомы являются расстройствами мышления, отражающими неспособность индивидуума совладать с тревогой и стрессом, к-рые трансформируются в физиолог. симптомы, затрудняющие нормальное повседневное функционирование, как и в случаях мн. др. психоневротических Н. м. Психотические Н. м. обычно сопровождаются симптомами бреда, при к-рых господствуют ложные идеи преследования или величия, и галлюцинаций, при к-рых организм генерирует аутостимуляцию в любых или вообще всех сенсорных модальностях. Хотя эти Н. м. сами по себе серьезны, они обычно связаны с др. типами патологического поведения, такими как делирий, деменция и шизофрения. Делирий представляет собой спектр нарушений сознания, различающихся по степени тяжести. Больной может находиться в любом состоянии, от полного бодрствования до комы, и при этом обнаруживает признаки расстройства познавательной функции, мышления и восприятия. Делирий является рез-том церебральной дисфункции без к.-л. повреждения тканей и, по всей видимости, возникает вследствие метаболических, химических или токсических факторов. Делирий имеет обычно транзиторное течение и исчезает с прекращением действия метаболических, химических или токсических агентов. Синдром деменции, напротив, представляет собой Н. м., связанное с повреждением тканей коры мозга и проявляющееся снижением интеллектуальных функций при ясном сознании. При этом отмечаются тж изменения личности, амнезии и нарушения ориентировки. Здесь чел. в состоянии полного бодрствования не улавливает смысл текущего момента. Очевидны дефицит памяти и снижение концентрации внимания. Язык деградирует до уровня детскости, обычные повседневные мысли вызывают затруднение. Более всего беспокоит то, что мн. больные осознают наличие у себя когнитивного дефицита, реагируя на это вторичными эмоциональными расстройствами. Шизофрения являет собой пример психогенного расстройства мышления. Шизофренное расстройство мышления, по-видимому, демонстрирует сознательное жертвование физ. и эмоциональной жизнью во имя какого-то альтернативного существования "в коконе" ради предполагаемого больным благополучия окружающих. Мыслительное расстройство, вероятно, направляет "бегство ради выживания", рез-том чего является постоянное снижение уровня функционирования в иррациональной борьбе за то, чтобы остаться живым. Наблюдается уход от соц. контакта и эмоциональной включенности, наряду с регрессией к более низкому уровню интеллектуального функционирования. Такое исключительно нигилистическое нарушение мышления проявляется в параноидном, кататоническом, гебефренном и простом типах. См. также Деменция, Расстройства личности Д. Ф. Фишер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Нарушения мышления

Категория. Болезненные расстройства мышления.

Специфика. Обусловлены различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития.

Виды. Нарушения мышления могут быть локализованы на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации, проектирования и контроля, на уровне исполнительских операций, на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности.

В случае психических заболеваний характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности, и более всего страдают при этом мотивационная составляющая, хотя, например, при шизофрении возникают также и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей.

При локальных поражениях головного мозга характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения:

- при поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонентов мышления при сохранности исполнительских интеллектуальных операций;

- при поражении третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий происходят расстройства наглядно-образных и наглядно-действенных форм мышления из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством;

- при поражении речевых зон левого полушария возникают затруднения в организации речевого высказывания;

- при поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга, как правило, возникают динамические нарушения мышления.

В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербально-логическое, наглядно-образное или наглядно-действенное мышление.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Мышления нарушения

в психопатологии - общий термин, обозначает различные аномалии мыслительной деятельности (по темпу, связности, уровню и др.). Следует отметить, что выделение в качестве самостоятельных разных вариантов расстройства мышления носит в значительной степени условный характер, поскольку они нередко сочетаются друг с другом и образуют при этом достаточно сложные комбинации. Например, разорванность мышления может сочетаться с его ускорением или замедлением, с персеверациями, обрывами мысли и т.д. Обозначить такое нарушение каким-то одним определенным термином обычно не представляется возможным, таких специальных терминов пока что не существует. Кроме того, следует учесть имеющиеся немалые трудности в разграничении патологии мышления от нормальных вариаций мышления здоровых лиц. Укажем для примера резонерство, а данном случае, в частности, крайне сложно определить, где начинается собственно это расстройство и заканчивается едва ли не самая обычная склонность порассуждать о чем-либо, не располагая достоверными фактами. Отметим, наконец, что нарушение мышления и расстройство речи, - разные вещи, хотя в некоторых изданиях прослеживается тенденция к их отождествлению. Конечно, их не всегда легко разделить, так как патология мышления чаще проявляется именно в речевой продукции, и все же обе эти группы расстройств не являются не идентичными. Например, даже выраженное заикание существует вне явных признаков расстройства собственно мышления. Гипотеза о том, что язык, которым владеет индивид, а также некоторые нарушения речи способны оказывать значительное, как позитивное, так и негативное влияние на процессы мышления, твердых доказательств не имеет.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Современные нейрокогнитивные теории нарушений мышления при шизофрении (обзор зарубежной литературы)

Чередникова Татьяна Владимировна
Дан краткий зарубежный обзор современных представлений о возможных нейрокогнитивных механизмах расстройств мышления (РМ) при шизофрении, связанных с нарушениями внимания, исполнительских функций, оперативной и семантической памяти, языковых, семиотических и сенсорно-перцептивных процессов. Отмечается противоречивость экспериментальной верификации этих гипотез и наибольшая вероятность того, что тяжесть шизофренических ассоциативных РМ отражает какие-то дисфункции семантической системы
Скачать PDF

Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления: о возможном методе их исследования

Скворцов Анатолий Анатольевич
В статье ставится проблема изучения конкретного состава функций префронтальной области мозга. Склоняясь к тому, что эта область отвечает за реализацию нескольких относительно самостоятельных регуляторных компонентов, автор предлагает особый метод для изучения некоторых из них - совокупное использование принципа диссоциации и анализа нарушений психических процессов с точки зрения их актуалгенеза. В результате проведенного исследования определены компоненты, ответственные за программирование, регуляцию и контроль различных этапов актуалгенеза мышления. Выделены особые по структуре синдромы нарушения программирования, регуляции и контроля мышления, представляющие собой закономерные сочетания нарушений этих компонентов.
Скачать PDF

Методы исследования нарушений мышления при шизофрении: обзор зарубежной литературы (конец ХХ - начал

Чередникова Татьяна Владимировна, Щелкова Ольга Юрьевна
В статье дан обзор современных зарубежных патопсихологических методов исследования нарушений мышления при шизофрении. Освещены наиболее важные вопросы классификации и количественного измерения нарушений мышления, основные методы их исследования и системы оценивания. Обсуждаются актуальные проблемы, связанные с трудностями дефиниций, унификации способов количественной оценки и полного охвата всего спектра расстройств мышления, его вербальных и образных компонентов. Определяются перспективы решения ряда этих проблем.
Скачать PDF

Специфика связей с интеллектом различных нарушений мышления при шизофрении и экзогенно-органических

Чередникова Татьяна Владимировна
Исследование связей между нарушениями мышления и общими когнитивными индексами при шизофрении и органических заболеваниях головного мозга выявило их частную и системную нозологическую специфику, которая указывает на разнородность, сложность и гетерогенность патофеноменов мышления и возможности их фенокопирования в известных пределах факторами когнитивного и речевого дефицита.
Скачать PDF

Аналитический обзор отечественных теорий нарушения мышления при шизофрении в перспективе их развития

Чередникова Татьяна Владимировна
В статье представлен краткий аналитический обзор наиболее продуктивных отечественных теорий нарушений мышления при шизофрении: нейрофизиологической, мотивационной, мотивационно-личностной, системно-психологической, информационной, а также нейропсихологических и психогенетических гипотез отдельных расстройств мышления. Определены их основные достижения, границы, а также необходимость и перспективы синтеза всех продуктивных идей нарушений мышления в рамках интегральной модели, подобной информационной теории мышления Л.М.Веккера.
Скачать PDF

Методологические проблемы оценки нарушений мышления при шизофрении (обзор литературы)

Демянова Л.В.
В проблемной статье обобщены литературные данные о методах оценки нарушений мышления при шизофрении. Нами выявлено, что как в научных исследованиях, так и в клинике используются методы, созданные преимущественно за рубежом. Большая часть этих методов направлена на оценку комплексных психологических конструктов (интеллект, когнитивный дефицит и др.), составной частью которых является мыслительная деятельность. Адаптация их для нашей страны является энергозатратной. Русскоязычные методики созданы преимущественно в 50-60-х годах 20-го века, они эффективны в выявлении нарушений мышления как стимульный материал, просты в применении, но не прошли процедуру научного доказательства их психометрических свойств.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!