МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Мышления нарушения
в психопатологии - общий термин, обозначает различные аномалии мыслительной деятельности (по темпу, связности, уровню и др.). Следует отметить, что выделение в качестве самостоятельных разных вариантов расстройства мышления носит в значительной степени условный характер, поскольку они нередко сочетаются друг с другом и образуют при этом достаточно сложные комбинации. Например, разорванность мышления может сочетаться с его ускорением или замедлением, с персеверациями, обрывами мысли и т.д. Обозначить такое нарушение каким-то одним определенным термином обычно не представляется возможным, таких специальных терминов пока что не существует. Кроме того, следует учесть имеющиеся немалые трудности в разграничении патологии мышления от нормальных вариаций мышления здоровых лиц. Укажем для примера резонерство, а данном случае, в частности, крайне сложно определить, где начинается собственно это расстройство и заканчивается едва ли не самая обычная склонность порассуждать о чем-либо, не располагая достоверными фактами. Отметим, наконец, что нарушение мышления и расстройство речи, - разные вещи, хотя в некоторых изданиях прослеживается тенденция к их отождествлению. Конечно, их не всегда легко разделить, так как патология мышления чаще проявляется именно в речевой продукции, и все же обе эти группы расстройств не являются не идентичными. Например, даже выраженное заикание существует вне явных признаков расстройства собственно мышления. Гипотеза о том, что язык, которым владеет индивид, а также некоторые нарушения речи способны оказывать значительное, как позитивное, так и негативное влияние на процессы мышления, твердых доказательств не имеет.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Нарушения мышления
Категория. Болезненные расстройства мышления.
Специфика. Обусловлены различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития.
Виды. Нарушения мышления могут быть локализованы на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации, проектирования и контроля, на уровне исполнительских операций, на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности.
В случае психических заболеваний характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности, и более всего страдают при этом мотивационная составляющая, хотя, например, при шизофрении возникают также и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей.
При локальных поражениях головного мозга характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения:
- при поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонентов мышления при сохранности исполнительских интеллектуальных операций;
- при поражении третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий происходят расстройства наглядно-образных и наглядно-действенных форм мышления из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством;
- при поражении речевых зон левого полушария возникают затруднения в организации речевого высказывания;
- при поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга, как правило, возникают динамические нарушения мышления.
В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербально-логическое, наглядно-образное или наглядно-действенное мышление.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ
англ. disturbances of thinking) - нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. М. н. включают расстройства механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. М. н. либо распространяются на вербально-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них.
Для некоторых психических заболеваний характерны преимущественные нарушения регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности (особенно мотивационных процессов) при большой сохранности ее операционального состава. В др. случаях (г. о. при шизофрении) наблюдаются и операциональные нарушения, выражающиеся в расстройстве вероятностных механизмов актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления, и нарушения операции опосредствования интеллектуальных актов.
При локальных поражениях головного мозга М. н. зависят от локализации очага поражения в пределах левого и правого полушарий. При поражении лобных долей мозга (преимущественно левой лобной доли) г. о. страдают регуляторные механизмы интеллектуальной деятельности (программирования и контроля), тогда как различные интеллектуальные операции (речевые и неречевые) остаются сохранными. Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий приводит к расстройствам наглядно-образных и наглядно-действенных форм интеллектуальной деятельности, связанных с анализом и синтезом информации, относящейся к пространственным и квазипространственным свойствам среды (счета, конструктивного праксиса, понимания логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения, и др.), при общей сохранности процессов мотивации, программирования и контроля за интеллектуальной деятельностью. Особые виды М. н. наблюдаются при поражении т. н. речевых зон левого полушария (см. Афазия), связаны они с различными дефектами кодирования речевых сигналов или трудностями организации речевого высказывания. Преимущественно динамические М. н. возникают при поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга и др.
М, н. при различных аномалиях психического развития (см. Задержка психического развития) связаны с недоразвитием интеллектуальной деятельности, которое обусловлено недоразвитием речевой системы в целом (см. Алалия) или отдельных анализаторных систем. М. н. следует отличать от случаев снижения умственной работоспособности, наступления быстрой истощаемости при решении серии задач, возникающих при тяжелых соматических заболеваниях или умственном переутомлении. (Е. Д. Хомская.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Нарушения мышления
thought disturbances) Мышление - сознательное и бессознательное - служит целям установления и текущего контроля коммуникации, регулирования деятельности, порождения, формулирования и решения задач на вербальном и невербальном уровнях. Н. м. могут наблюдаться на континууме, упорядоченном по степени тяжести от нормальных отключений внимания до уровня патологии. Нек-рые из менее серьезных Н. м. отмечаются у детей с гиперкинетическим синдромом, чье внимание мимолетно, а выполнение ими заданий прерывается кажущейся необходимостью совершения моторных актов. Писатели и композиторы тж испытывают Н. м., такие как периоды выпадения (blank periods), в течение к-рых нарушается способность продолжать творческий процесс сочинения литературного или музыкального произведения, тогда как все обычные функции при этом совершенно не страдают. Часто психоневрозы, такие как фобические и тревожные реакции, могут связываться с наличием иррациональных идей. Мн. из этих иррациональных идей сопровождаются неверными суждениями о себе. Др. рода психоневротические Н. м. обнаруживаются в форме навязчивых мыслей, когда часто возобновляющееся поверхностное мышление мешает нормальной жизнедеятельности. Критическое обсуждение этих мыслей может приводить к ясному логическому мышлению. Психосоматические симптомы являются расстройствами мышления, отражающими неспособность индивидуума совладать с тревогой и стрессом, к-рые трансформируются в физиолог. симптомы, затрудняющие нормальное повседневное функционирование, как и в случаях мн. др. психоневротических Н. м. Психотические Н. м. обычно сопровождаются симптомами бреда, при к-рых господствуют ложные идеи преследования или величия, и галлюцинаций, при к-рых организм генерирует аутостимуляцию в любых или вообще всех сенсорных модальностях. Хотя эти Н. м. сами по себе серьезны, они обычно связаны с др. типами патологического поведения, такими как делирий, деменция и шизофрения. Делирий представляет собой спектр нарушений сознания, различающихся по степени тяжести. Больной может находиться в любом состоянии, от полного бодрствования до комы, и при этом обнаруживает признаки расстройства познавательной функции, мышления и восприятия. Делирий является рез-том церебральной дисфункции без к.-л. повреждения тканей и, по всей видимости, возникает вследствие метаболических, химических или токсических факторов. Делирий имеет обычно транзиторное течение и исчезает с прекращением действия метаболических, химических или токсических агентов. Синдром деменции, напротив, представляет собой Н. м., связанное с повреждением тканей коры мозга и проявляющееся снижением интеллектуальных функций при ясном сознании. При этом отмечаются тж изменения личности, амнезии и нарушения ориентировки. Здесь чел. в состоянии полного бодрствования не улавливает смысл текущего момента. Очевидны дефицит памяти и снижение концентрации внимания. Язык деградирует до уровня детскости, обычные повседневные мысли вызывают затруднение. Более всего беспокоит то, что мн. больные осознают наличие у себя когнитивного дефицита, реагируя на это вторичными эмоциональными расстройствами. Шизофрения являет собой пример психогенного расстройства мышления. Шизофренное расстройство мышления, по-видимому, демонстрирует сознательное жертвование физ. и эмоциональной жизнью во имя какого-то альтернативного существования "в коконе" ради предполагаемого больным благополучия окружающих. Мыслительное расстройство, вероятно, направляет "бегство ради выживания", рез-том чего является постоянное снижение уровня функционирования в иррациональной борьбе за то, чтобы остаться живым. Наблюдается уход от соц. контакта и эмоциональной включенности, наряду с регрессией к более низкому уровню интеллектуального функционирования. Такое исключительно нигилистическое нарушение мышления проявляется в параноидном, кататоническом, гебефренном и простом типах. См. также Деменция, Расстройства личности Д. Ф. Фишер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
745.42 кб

Различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу индивидуальных различий в развитии мышления у детей с нарушением слуха. Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне нее.
Читать PDF
640.82 кб

Особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу индивидуальных различий в развитии мышления у детей с нарушением слуха.
Читать PDF
130.87 кб

Типы соотношений в развитии мышления и речи лиц с нарушениями слуха

Богданова Тамара Геннадиевна
Статья посвящена исследованию интеллекта лиц с нарушениями слуха. В ней представлены разные подходы к исследованию проблемы соотношения мышления и речи, существующие в зарубежной и отечественной психологии.
Читать PDF
1.49 мб

ОСОБЕННОСТИ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Сидорова Туйаара Никифоровна, Гаврильева Нарыйа Ивановна
Статья посвящена особенностям дивергентного мышления у слабослышащих подростков. Подчеркивается роль подросткового возраста в интенсивном развитии дивергентного мышления, формирования абстрактного и систематического мышления.
Читать PDF
125.28 кб

Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы

Богданова Тамара Геннадиевна
Обсуждаются проблемы изучения мышления лиц с нарушениями слуха разного возраста. Представлены результаты апробации методик диагностики развития мышления глухих и слабослышащих детей.
Читать PDF
241.36 кб

Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу индивидуальных различий в развитии мышления у детей с нарушением слуха.
Читать PDF
705.10 кб

Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения

Бережкова Е.И.
В статье представлены результаты эмпирического исследования развития отдельных психических процессов старших дошкольников.
Читать PDF
205.31 кб

Нарушения мышления и речи у больных шизофренией с дефицитарными проявлениями

Голенков А. В.
Нарушения мышления и речи обнаружены у 93,6% из 110 обследованных больных шизофренией с дефицитарными проявлениями.
Читать PDF
355.60 кб

Методологические проблемы оценки нарушений мышления при шизофрении (обзор литературы)

Демянова Л. В.
В проблемной статье обобщены литературные данные о методах оценки нарушений мышления при шизофрении. Нами выявлено, что как в научных исследованиях, так и в клинике используются методы, созданные преимущественно за рубежом.
Читать PDF
344.59 кб

Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления: о возможном методе их исследования

Скворцов Анатолий Анатольевич
В статье ставится проблема изучения конкретного состава функций префронтальной области мозга.
Читать PDF
166.16 кб

Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Фатихова Лидия Фаварисовна
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение развития наглядного мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями и выявление различий в развитии мышления дошкольников с задержкой психического разв
Читать PDF
1.46 мб

Современные нейрокогнитивные теории нарушений мышления при шизофрении (обзор зарубежной литературы)

Чередникова Татьяна Владимировна
Дан краткий зарубежный обзор современных представлений о возможных нейрокогнитивных механизмах расстройств мышления (РМ) при шизофрении, связанных с нарушениями внимания, исполнительских функций, оперативной и семантической памяти
Читать PDF
1.01 мб

Влияние исходных нарушений ритма сердца на показатели памяти, внимания и мышления у пациентов с ишем

Давидович И.М., Скопецкая С.А.
У 80 пациентов с ИБС (средний возраст 64,0±5,6 года) проведена сравнительная оценка состояния памяти, внимания и мышления до и в ранние (5-7-й день) и поздние (30-40-й день) сроки после имплантации постоянной ЭКС в зависимости от
Читать PDF
828.49 кб

Психометрический анализ шкалы оценки выраженности нарушения мышления при шизофрении, созданной на ос

Демянова Л.В.
Введение.
Читать PDF
367.03 кб

Развитие мышления младших школьников с нарушениями слуха в процессе начального обучения игре в шахма

Шеронов В.В.
В статье рассматриваются особенности мышления младших школьников с нарушениями слуха.

Похожие термины: