проявляется при решении задач, требующих интеллектуальной инициативы, поиска новых способов действий, видоизменения ранее усвоенных приемов, учета при принятии решения конкретной трудовой ситуации. Высокий уровень развития М.с.т. - важная психологическая предпосылка наиболее рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.
Все это возможно, если специалист стремится к оптимальным результатам, устойчив к отрицательным впечатлениям и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Именно благодаря устойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной подготовке и готовности к труду специалист может наиболее творчески принимать решения и осуществлять практические действия. Нравственные и физические нагрузки, критичность ситуаций современного труда усиливают зависимость результатов умственной работы специалиста, его творческого мышления от чувств ответственности, долга, установок на самостоятельность, полноты знаний, навыков, умений.
Продуктивность М.с.т. повышается, если он, уяснив задачу и оценив обстановку, создает умственную модель, своего рода внутренний план своих практических действий. Для этого специалист направляет внимание на свою умственную работу и регулирует интеллектуальные процессы, несколько отвлекаясь от внешних условий труда, второстепенных сведений.
Важным условием М.с.т. является быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.), умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и др.), форм мышления (понятий, суждений, умозаключений и др.). Это позволяет специалисту избежать при достижении цели шаблона, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации, эффективнее использовать имеющиеся знания, переработать больший объем информации и выработать новый способ действий или прийти к выводу, что видоизмененным старым способом можно решить новую задачу.