Мышление социальное

Найдено 2 определения термина Мышление социальное

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Мышление социальное

мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своем социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными; 2. люди обычно реагируют не на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе ее предсталяют в соответствии с социальными когнитивными схемами; 3. социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения; 4. восприятие и интерпретация социальной информации реализуется, в основном, посредством когнитивных структур автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду относительно поведения людей, кажется ему наиболее правильным и значимым. По этой же причине последующие мысли оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые; 5. люди стараются не думать о том, что им неприятно, воспринимая социальные ситуации в более благоприятном для себя виде. Вытеснение неприятных мыслей происходит, предположительно, посредством двух процессов: а) мониторингового процесса, то есть отслеживания появления мыслей, готовых проникнуть сознание; 2. операционного процесса, позволяющего переключить внимание на что-то другое, более привлекательное всякий раз при получении сигнала о появлении неприятных мыслей; 6. люди стремятся трактовать социальные события преимущественно в угоду своей позитивной самооценке – явление, обозначаемого термином бенэффектанс (см.). Что касается конкретных моделей социального мышления, то их достаточно много. Из числа основных указывают на такие, как оценка внешности, длительное изучение кого-либо, наблюдение за чьим-либо невербальным поведением, тенденция оценивать личностные качества других людей невзирая на то, в каихм социальных обстоятельствах это происходит, склонность опираться на свой недавний опыт (прайминг), использование имплицитных личностных теорий, восприятие других людей с позиции собственной групповой идентичности и др. Нарушения социального мышления у пациентов с психиатрической патологией пока что не являются предметом систематических исследований, исключая социальное поведение психопатических личностей.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Мышление социальное

Проблема М. с. активно изучается как в отеч., так и в зарубеж. психологии. Мышление обусловлено бытием, что позволяет говорить о различиях в мышлении, соотносимых с разл. содержанием социальной реальности. Поэтому осмысление обществ. жизни выражается в М. с. Посредством М. с. человек познает окружающую действительность, социальные ситуации, систему социальных связей, вырабатывает систему взглядов на действительность, формирует свою мировоззренческую позицию, а так же познает субъекта социального взаимодействия - человека. Существует неск. определений понятия «социальное мышление». Д. Майерс рассматривает социальное мышление как способность оценивать себя и других, способность, обуславливающую социальные установки, объяснения и убеждения. В отеч. психологии термин «М. с.» был предложен К. А. Абульхановой-Славской, к-рая считает, что «М. с. личности зависит от ее социальной жизненной позиции, осуществляется в единстве с ее действиями и поступками, но в целом выражает обобщение найденного личностью способа жизни». Т. о., М. с. - это мышление личности о социальной действительности, к-рая является ее объектом. Предметом М. с. выступают люди, особенности их поведения и взаимоотношений, социальные процессы, в к-рых реализуются обществ. отношения, весь жизненный путь личности. Коммуникативность мышления личности, с т. зр. Абульхановой-Славской, имеет 3 качества или способности. Первое состоит в самой мыслительной адресованности к др. человеку, в оценке его позиции и учете его самого при мыслительном рассмотрении проблемы. Второе состоит в предвосхищении, т. е. в прогнозировании, в ожидании мнения др. человека, его оценок, понимания суждений. И третье качество М. с. состоит в степени развития способности и склонности к диалогу. Разл. аспекты исследования проблематики М. с. представлены в работах А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова, Г. Э. Белицкой, А. Н. Славской, В. Ф. Серенковой, Н. Л. Смирновой и др. Группа исследователей под рук. К. А. Абульхановой-Славской разработали целостную концепцию М. с., функц. структура к-рого включает в себя следующие процедуры. 1. Проблематизация - это творческая способность вычленять проблемы из противоречивой социальной действительности, способность их вербализовать, формулировать и решать. 2. Категоризация - способность определять социальную действительность в системе социально принятых понятий и значений, а также в форме новых обобщений, являющихся продуктом индивидуального сознания. 3. Репрезентация, или социальные представления, - это совокупность функций, к-рая обеспечивает личности степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения социальной действительности и себя в ней. 4. Интерпретация - способность истолковывать, понимать и объяснять процессы, отношения, существующие в социальной действительности, т. е. способность составлять мнение о множестве ситуаций, о поведении др. людей, об их высказываниях. Г. Э. Белицкая исследовала особенности проблемного осмысления личностью социальной действительности. А. Н. Славская изучала интерпретацию как одну из важнейших процедур М. с. Имплицитные представления об интеллекте представлены в исследованиях Н. Л. Смирновой. Репрезентацию как одну из процедур социального мышления исследовали М. И. Воловикова, Е. В. Пащенко, О. П. Николаева и др. Выделяются след. осн. структурные компоненты социального мышления: решение жизненных задач на базе позитивного или негативного альтернативного выбора, диалогическое мышление, прогнозирование жизненного пути, выбор своей позиции в обществе. На М. с. влияют личностные качества, прежде всего ответственность, локус контроля, детерминирующий активность, способность преодолевать трудности, готовность к самост. планированию своей жизни, жизненная удовлетворенность, самоидентификация, профессиональная мотивация, коммуникативные качества. Необходимо отметить, что нек-рые авторы (И. Ф. Баширов, А. И. Савенков) считают М. с. структурным компонентом социального интеллекта, при этом полагают, что оно направлено на определение чувств, настроения, рефлексию поступков др. людей. Т. о., М. с. личности это мышление, направленное на познание как ситуации взаимодействия, так и участников этого взаимодействия, как социальной действительности в целом, так и собственной жизни в частности. М. с. зависит от способа жизни человека, при этом на основе М. с. формируется образ жизни человека, его мировоззрение, но в то же время оно выражает обобщенный образ жизни человека. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы, стратегии исследования // Психол. журн., 1994, Т. 14, № 4; Она же. Представление личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн., 2001, № 5; Она же. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002; Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. М., 2002. Смирнова Н. Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. А. К. Белоусова, М. А. Вышквыркина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации. Экспериментально доказывается, что дополнительная спортивная деятельность является фактором развития механизмов социализации субъекта: социального интеллекта, дивергентного мышления, способности понимать скрытый смысл социальных ситуаций.Psychological characteristics of a subject are substantiated as mechanisms of socialization in the modern socio cultural situation. It is experimentally proved that additional sport activity serves as a factor of subject's socialization mechanisms: his social intellect, divergent thinking, the ability to understand the hidden sense of a social situation.
Скачать PDF

Возможности социально-психологического тренинга в развитии диагностического мышления студентов-психо

Пучкова Елена Борисовна
В статье рассматривается проблема развития диагностического мышления психологов. Обосновано понимание диагностического мышления в структуре профессиональных качеств психолога. В качестве средства развития диагностического мышления предлагается рассмотреть психологический тренинг.
Скачать PDF

Специфика протекания процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления

Гудкова Марина Валерьевна
В статье представлено экспериментальное исследование взаимодействия процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления субъекта. Раскрыто понимание эффектов критического мышления как способа влияния на мыслительные процессы субъекта при решении им социальных проблем на примере эффекта контраста. Делаются выводы о закономерностях протекания мыслительных процессов, направленных на преодоление воздействий эффектов критического мышления.
Скачать PDF

Компьютерные игры как социально-педагогический феномен, который влияет на процесс развития мышления

Русакова Т. М.
В статье компьютерные игры рассматриваются как своеобразный социально-психологический феномен, который на сегодняшний день занимает все больше места в жизни подростка, а также основательно влияет на процесс его социального развития. Такое влияние стало предметом приведенного автором экспериментального опыта и позволило ей сделать обоснованные выводы о компьютерных играх как негативном явлении, которое угнетает ряд проявлений умственной деятельности подростков, а именно: кратковременную память, оперативную память, интеллектуальную лабильность.
Скачать PDF

Новое мышление в социальном управлении: от стратегии манипуляции - к осознанию ценностей

Горелова Г.Г.
С позиций гуманистической психологии рассматриваются проблема ответственности и понятие смысла в структуре социальной деятельности управленца. Выделены и охарактеризованы различные аспекты эмоционально-ценностной сферы и оптимального смысла как психологического феномена толерантной личности. Введено и описано понятие «генеративность», определены его психологические составляющие.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Скачать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!