Мышление саногенное и патогенное
Мышление саногенное и патогенное
Мысленне санагеннае i патагеннае / Sanogenic and pathogenic thinking. Саногенное– М., которое исцеляет, оздоравливает, утешает и ободряет. Саногенное и патогенное М.– это две противоположности. Саногенное– это здоровое М., патогенное– болезнетворное, ведущее к различным заболеваниям. Понятие саногенного М. предложил Ю. М. Орлов в 1993 г. В основном саногенное М. рассматривают как умственное поведение, функцией которого является управление поведением и жизнью человека в определенных обстоятельствах. Овладевая саногенным М., человек учится контролировать свои мысли, а значит, и управлять своими эмоциями, осознавая и оценивая свое бессознательное поведение. Признаки саногенного М.: 1) умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны; 2) склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают; 3) понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены; 4) умение концентрировать внимание на объекте размышления; 5) склонность к рефлексии, гибкость М.; 6) знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе; 7) умение видеть преимущества в любой ситуации; 8) склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия. Признаки патогенного М.: 1) постоянное переживание ситуации без попыток остановить негативные мысли и накопление все большего количества отрицательных эмоций; 2) отсутствие рефлексии и желания посмотреть на себя со стороны, оценить ситуацию по-другому; 3) склонность к накоплению обид, гнева, агрессии, чувства неудовлетворенности без желания избавиться от них; 4) непонимание того, что отрицательные мысли и эмоции отражаются на физическом здоровье; 5) неумение управлять своими мыслями, неосознанность мыслительных операций. Обучившись саногенному М., человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, на - учиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации. Средством достижения саногенного М. является саногенная рефлексия. Ее функция заключается в распознавании стереотипов М. и программ поведения, запускающих отрицательные эмоции. Саногенная рефлексия направлена на осознание психических защит и регуляцию эмоциональных состояний индивида. Основным методом развития саногенной рефлексии является аутопсихоанализ переживаний, который осуществляется в процессе специальных занятий, направленных на самопознание эмоций. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, и формирует саногенное М. Таким образом, саногенное М. направлено на снижение страдания от негативных эмоций, в результате чего обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения. Методика обучения саногенной рефлексии обычно имеет следующий порядок: сначала представляется эмоция, затем подробно изучается ее структура, далее тренер демонстрирует, как нужно думать об этой эмоции. После некоторого периода занятий усваиваются способы М., связанные с конкретной эмоцией. Участники тренинга учатся наблюдать умственные действия и тем самым приобретают способность представлять и делать объектом рассмотрения когнитивную структуру эмоции.