Мышление продуктивное и репродуктивное

Найдено 1 определение
Мышление продуктивное и репродуктивное
(интровертное) / Мысленне прадуктыўнае i рэпрадуктыўнае (iнтравертнае) / Productive and reproductive (in tro ver ted) thinking. По степени новизны результата мыслительной деятельности различают продуктивное и непродуктивное М., в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, его принято считать продуктивным М. Оно позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Высшей стадией развития продуктивного М. является творческое М. М., в конечном результате которого происходит усвоение информации и ее воспроизведение в подобных ситуациях, принято считать репродуктивным. Не образуя новых знаний, репродуктивное М. выполняет иную роль: оно позволяет усвоить базовые знания и обеспечивает на их основе решение знакомых задач. Понимание нового материала, его закрепление и применение– сфера применения репродуктивного М. Оно играет важную роль и при решении новых проблем, поскольку при неудачной попытке решить новую задачу известными способами возникает проблемная ситуация, активизируя продуктивное М., т. е. поиск новых путей решения. Между продуктивным и непродуктивным М. существует диалектическое противоречие: репродуктивная деятельность, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность последующего творчества, создавая у обучающихся шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в школе может способствовать творчеству только в том случае, когда ученики с ее помощью усваивают способы деятельности, но не содержание образования. В вузе любая репродуктивная учебная деятельность должна обязательно сочетаться с деятельностью творческой, каждое репродуктивное действие, если оно дидактически необходимо, должно иметь продолжение в действии продуктивном. Причина этого в принципиальных целевых установках высшего профессионального образования, одна из которых требует развития профессионального М. Репродуктивные учебные действия формируют автоматизмы, ментальные действия «короткого замыкания» на основе памяти– восприятие ситуации, ее опознание, действие, ранее закрепленное в форме навыка. Полноценная мыслительная деятельность разворачивается только в случае проблемной ситуации, при которой возникает рассогласование между освоенными способами деятельности и невозможностью их применения в данной ситуации. То есть в том случае, когда ситуация однозначно не опознается либо нет заранее сформированного навыка (алгоритма действий).

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.