МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ
см. Леви-Брюлъ Л., Пралогическое мышление.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
вид мышления, существовавший до начала использования людьми законов логики в доказательствах и умственных рассуждениях. Данное мышление характерно для людей и народов, находящихся на сравнительно низкой ступени социально-культурного развития. Термин П.м. введён французским антропологом Л. ЛевиБрюлем в начале XX столетия.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
пралогическое мышление
этап развития мышления в филогенезе, предшествующий образованию четких, непротиворечивых речевых логических структур, функционированию мышления по формально-логическим законам: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их обьясняется в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку "причина – следствие" и тогда, когда они просто совпадают по времени. Понятие "п. м." введено Л.Леви-Брюлем.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Пралогическое мышление
приставка пpa- в значении «до, пред») – логическое мышление низшего качества, несовершенное – когда причинно-следственные отношения между явлениями усматривают в более широком числе случаев (если события происходят смежно во времени и пространстве). К этому относятся различные суеверия. Ср. у субъекта может возникнуть мысль, что его постигла неудача в каком-то деле оттого, что он надел несчастливый костюм, поскольку когда он надевал другой, был успех; что если в одном месте была неудача, то, значит, в этом месте не повезет и в следующий раз и т. п.
МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ
разновидность мышления, осуществляемого без строгого соблюдения норм и правил логики. Термин М.п. был введен в научный оборот французским антропологом Л. ЛевиБрюлем для характеристики особенностей мышления народов, находящихся на сравнительно низких ступенях социально-культурного развития по сравнении с развитыми странами Европы и Америки. Иногда этот термин используют также для обозначения видов мышления, в которых отсутствует строгая, принятая в современной науке логика. См. мышление житейское, мышление магическое, мышление научное, мышление первобытное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Пралогическое мышление
термин, введенный французским антропологом Л. Леви-Брюлем для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л. Леви-Брюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. Ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в П. м. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При П. м. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением П. м. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Пралогическое мышление
Словообразование. Происходит от лат. prae - перед + греч. logike - наука о логике.
Автор. Л.Леви-Брюль.
Категория. Теоретический конструкт, разработанный в антропологической школе и служащий для объяснения поведения представителей традиционных обществ.
Специфика. Исходным выступает допущение, что мышление представителей доцивилизованных обществ принципиально отлично от логического мышления современных людей. Для такого мышления, по мнению Леви-Брюля, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта. Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. Например, в практических действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Леви-Брюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе.
Автор. Л.Леви-Брюль.
Категория. Теоретический конструкт, разработанный в антропологической школе и служащий для объяснения поведения представителей традиционных обществ.
Специфика. Исходным выступает допущение, что мышление представителей доцивилизованных обществ принципиально отлично от логического мышления современных людей. Для такого мышления, по мнению Леви-Брюля, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта. Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. Например, в практических действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Леви-Брюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе.
МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ
понятие, введенное французским антропологом Л. Леви-Брюлем для характеризации мышления представителей доцивилизованных обществ, как бы принципиально отличного от мышления логического современных людей, - для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают по времени. Отсутствие логики коллективных представлений он объяснял на основе понятия партиципации, согласно коему принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром (=> тотем).
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил - магическое мировоззрение.
Термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), но не проявления мышления в практической жизни.
Леви-Брюль не связывал мышление пралогическое исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе партиципации, а не мышления логического). Более поздние исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение мышления дологического. В то же время патопсихологи находят элементы этого мышления у больных, страдающих расстройствами психики.
Мышление пралогическое представляет интерес для психологии религии и психологии исторической.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил - магическое мировоззрение.
Термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), но не проявления мышления в практической жизни.
Леви-Брюль не связывал мышление пралогическое исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе партиципации, а не мышления логического). Более поздние исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение мышления дологического. В то же время патопсихологи находят элементы этого мышления у больных, страдающих расстройствами психики.
Мышление пралогическое представляет интерес для психологии религии и психологии исторической.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
термин, введенный франц. ученым Леви-Брюлем, для денотации ранке-эволюционных фаз развития мышления, ментальности, на кот. конституирование-морфологизация базально-логических законов самого мышления, еще не завершена, но сами условия существования детерминационно-следственных связей, уже зафиксированы, тог-да как их квинтэссенция проступает-выявляется в мистифицировано-фетишной матрице, т.е. ученый выдвинул концепцию о существовании у индивидов доцивилизованных обществ-социумов, форм дологической ментальности, дологического мышления, кот. резко отличается от дискурс логического мышления современных индивидов; П.м., как считает, франц. иссл., должно модальноизировать-характеризовать лишь отдельные аспекты ментальности, кои коррелируются со сферой коллективно-религиозных, коллективно-ритуальных представлений и он считает, что в практической деятельности, индивиды доцивилизованных обществ действовали логично, а само же отсутствие целостно-дискурсивных форм мышления имело место, в виду того, что доцивилизованным индивидам мешали тотально-ментально рас-крыться различные ритуалы, обряды, фетишизированные традиции; Леви-Брюль ввел термин «партицинация», согласно кот., любой предмет можно интерпретировать-рассматривать в различных когеренциях-отношениях, подобно-адекватно тому, как индейцы одного из племен считали себя и людьми, и попугаями симультанно, а такие выводы-резюме, как полагал Леви-Брюль, не могут продуцироваться, как логико-понятийные индексы-установки у людей современного общества; такая узкая трактовка явления партиципации, не может быть верификационно-ассерторично-обоснованной, поскольку сам ученый не учел генезисно-эволюционные феномены формальной логики, знаково-символической логики, кои доказывают-свидетельствуют о наличии громадного количества ассоциаций-связей, кои способствовали интегративно-этническим, интегративно-ментальным общностям, разнородным связям-отношениям по дифференциально-квинтэссенциональным признакам, присутствующим в обрядово-ритуальных феноменах-факторах, в жизни, в бытии, в экзистенции у пралюдей,—научно эксплицированных, согласно иссл. многих ученых,—н продуцировали-динамизировали эволюцию возникновения понятийного мышления у древних индивидов; нет надобности верить в построения-концепции Леви-Брюля, кот. доказывал-резюмировал, что, например, прааборигены в доцивилизованных обществах, не имели представления и идеи о том, что высказывания себе подобного прааборигена-прасубъекта, может быть фалибиллическим-эквивокационным, а потому неточным, неверным; их мышление, согласно научным концепциям ученого, было ментально-диффузивным и они могли смешивать следствие с причиной, а причину — со следствием, сами же события-эпизоды праиндивиды смешивали с последующими эпизодами-событиями, что обструктировало т.о. возможности прасубъектов, прааборигенов экспресс-эволюционизировать формы ассерторично-логической ментальности, праиндивиды плохо-бездискурсивно разбирались в различных коллизиях, перипетиях, антитезах, поскольку, больше апеллировали-обращали внимание на религиозно-обрядовые. религиозно-традициональные формы деятельности, кои, в свою очередь, как считает Леви-Брюль усваивались-фиксировались ими и кодировались на уровне сознания, актов ментальности, практически, бессознательно, малоосознанно и уже в их деятельности-активности осмысливались-представлялись в роли неких культоаксиом-культопредписаний или же, как условно-ситуативные формы-матрицы алогических понятий-умозаключений-выводов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.