МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

Найдено 6 определений термина МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое. М. п. основано на операциях с непосредственно воспринимаемыми характеристиками объектов и процессов, а также на использовании жизненного опыта, накопленного в виде эмпирических знаний, и здравом смысле. М. п. отличается от теоретического мышления, во-первых, большей устойчивостью к разрушительному воздействию стресса; во-вторых, более целостной представленностью в нем объектов осмысления; в-третьих, меньшей доказательностью получаемых выводов. М. п., скорее всего, является основным видом мышления человека, на который он опирается в значительной части конфликтов.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

один из видов мышления, обычно сравниваемый с мышлением теоретическим: мышление, в коем решение проблем реализуется во внешней практической деятельности. Связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов и часто развертывается при дефиците времени, что порой делает его еще сложнее, чем мышление теоретическое. В отличие от мышления теоретического здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, кои можно переносить в принципиально иные ситуации.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

англ. practical thinking) - процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного, на решение отвлеченных теоретических задач, опосредованно связанных с практикой, М. п. включено в решение практических задач. М. п. может иметь сложную и элементарную формы. Решение сложных практических задач требует использования результатов отвлеченной теоретической деятельности (напр., мыслительная деятельность учителя, изобретателя, шахматиста, полководца), всегда основывается на обобщении практического опыта. В свою очередь, решение практических задач становится средством и основой формирования теоретического мышления, как, напр., в развитии детей - при решении ими конструктивных задач, в процессе обучения.

Добавление: М. п. профессионалов изучается в различных разделах психологии, предметами исследования которых являются конкретные области профессиональной деятельности: военная, инженерная, мед., педагогическая, спортивная, театральная, юридическая и др. Крупную работу о М. п. полководцев на основе военно-исторических материалов написал Б. М. Теплое в годы Великой Отечественной войны. См. Оператора мышление. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Практическое мышление

Словообразование. Происходит от греч. praktikos - деятельный, активный.

Категория. Форма мышления.

Специфика. В нем решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Практическое мышление

вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Практическое мышление

Первичной формой интеллектуальной деятельности является действенное, практическое мышление, направленное на действительность и представляющее одну из основных форм приспособления к новым условиям, к изменяющимся ситуациям внешней среды. (1.2.1, 38) См. Мышление, Среда

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Практическое мышление как основание современного юношеского образования

Попов Александр Анатольевич
Осуществляется попытка философской интерпретации и описания современного юношеского возраста. Автор связывает юношеский возраст с процессами онтологического становления человека. Переосмысляя понятие практики, вводится представление о практическом мышлении как базовом новообразовании юношеского возраста. В заключении описывается понятие образовательной задачи и образовательной программы как методологической основы для построения макетов самоопределения своеобразных онтологических тренажеров.
Скачать PDF

Дифференциально-типологические особенности лиц с выраженным практическим мышлением на примере военно

Дьячков Алексей Анатольевич
В статье рассматриваются дифференциально-типологические особенности личности и их связь с практическим мышлением на примере исследования будущих офицеров внутренних войск МВД России. Предоставляются данные проведенного экспериментального исследования военнослужащих (тест Кеттелла, опросник Кейрси, Личностный опросник Петрова ПЛО-1), дан сравнительный анализ полученных данных с выраженностью командирских качеств, описанных Б.М. Тепловым. На основании проведенного исследования предлагается вероятностный типичный психологический портрет офицера внутренних войск МВД России.
Скачать PDF

Схизис практического мышления психолога современности

Щукин А.С.
Автор анализирует третий период схизиса в психологии состояния, в котором находится российская психология, начиная с 90-х годов прошлого столетия. Обсуждается вопрос практического мышления психолога, готовности психолога к практической деятельности в ситуации вхождения в повседневную жизнь IT.
Скачать PDF

Функции практического мышления в деятельности командира

Дьячков Алексей Анатольевич, Шабанов Анатолий Григорьевич, Наумов Петр Юрьевич
В статье представлены результаты исследования влияния практического мышления на деятельность командира. Авторы проводят анализ исследуемой проблемы, на основании этого делают соответствующие выводы. К результатам статьи относится авторское представление о специфике практического мышления и выявлении его функций в деятельности командира. Полученные результаты можно использовать в современной педагогике и психологии и образовательной практике.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Скачать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества. Предлагается новый взгляд на творческое мышление как на интегральную характеристику познавательной психической деятельности, высший уровень и индикатор развития мышления.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!