МЫШЛЕНИЕ НАУЧНОЕ
МЫШЛЕНИЕ НАУЧНОЕ
разновидность мышления, используемого в научных исследованиях для доказательства правильности или ошибочности тех или иных научных положений (утверждений). М.н. основано на строгой, убедительной, современной логике доказательства и этим отличается от житейского мышления. См. мышление житейское.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Мышление научное
Мысленне навуковае / Scientific thinking– это способ М., отличающийся определенными характеристиками от М. обыденного. В. А. Лекторский, проводя границу между научным и вненаучным М., следующим образом описывает базовые характеристики. 1. Научное М. объективирует (превращает в объект) то, чем оно занимается, свои результаты оно фиксирует в понятиях (вторая сигнальная система). Ненаучное М. есть отражение в сознании инстинктивного, чувственно-практического отношения к миру (первая сигнальная система). 2. Научное М. связано с познанием, ненаучное– погружено в чувственно-практическую реальность отношений субъекта с внешней средой. 3. Разница между научным и ненаучным М., в частности, заключается в том, что чувство достаточности информации у носителей ненаучного М. возникает очень быстро, а для научного М. познание является самоцелью. Единственной целью субъекта научного М. является удовлетворение научного интереса. 4. Средствами научного М. являются операции с объектами второй сигнальной системы– путем формирования терминов, применением логических операций сравнения, обобщения, ограничения и пр., т. е. выполняются операции со словами как с понятиями. 5. Постановка задачи, цели и пр.– все это формируется произвольно и затем на основе идей и при помощи слов осуществляется воздействие на рефлекторную систему. 6. Важным является теоретическое М., его исходный пункт– это знания, из которых получаются какие-то новые знания. 7. Работа заключается в том, что посредством слов в качестве раздражителей запускаются рефлекторные схемы на идеальном уровне, без обращения к реальности, в результате чего рефлекторные схемы выдают данные, которые переводятся на язык понятий. Доминирующее значение здесь имеет функционирование второй сигнальной системы. 8. Теоретическое М. выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат– построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое М. неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания. Основными особенностями, отличающими научное М. от обыденного, являются объективность, нацеленность на будущее, системность, осознанность, наличие концептуального материала, обоснованность, использование эксперимента, построение теорий. Научное М. имеет целенаправленный, регулируемый волей и осознанный характер и является преимущественно продуктивным, т. к. научное познание направлено на формирование нового знания.