МЫШЛЕНИЕ НАУЧНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЫШЛЕНИЕ НАУЧНОЕ
разновидность мышления, используемого в научных исследованиях для доказательства правильности или ошибочности тех или иных научных положений (утверждений). М.н. основано на строгой, убедительной, современной логике доказательства и этим отличается от житейского мышления. См. мышление житейское.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мышление научное
Мысленне навуковае / Scientific thinking– это способ М., отличающийся определенными характеристиками от М. обыденного. В. А. Лекторский, проводя границу между научным и вненаучным М., следующим образом описывает базовые характеристики. 1. Научное М. объективирует (превращает в объект) то, чем оно занимается, свои результаты оно фиксирует в понятиях (вторая сигнальная система). Ненаучное М. есть отражение в сознании инстинктивного, чувственно-практического отношения к миру (первая сигнальная система). 2. Научное М. связано с познанием, ненаучное– погружено в чувственно-практическую реальность отношений субъекта с внешней средой. 3. Разница между научным и ненаучным М., в частности, заключается в том, что чувство достаточности информации у носителей ненаучного М. возникает очень быстро, а для научного М. познание является самоцелью. Единственной целью субъекта научного М. является удовлетворение научного интереса. 4. Средствами научного М. являются операции с объектами второй сигнальной системы– путем формирования терминов, применением логических операций сравнения, обобщения, ограничения и пр., т. е. выполняются операции со словами как с понятиями. 5. Постановка задачи, цели и пр.– все это формируется произвольно и затем на основе идей и при помощи слов осуществляется воздействие на рефлекторную систему. 6. Важным является теоретическое М., его исходный пункт– это знания, из которых получаются какие-то новые знания. 7. Работа заключается в том, что посредством слов в качестве раздражителей запускаются рефлекторные схемы на идеальном уровне, без обращения к реальности, в результате чего рефлекторные схемы выдают данные, которые переводятся на язык понятий. Доминирующее значение здесь имеет функционирование второй сигнальной системы. 8. Теоретическое М. выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат– построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое М. неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания. Основными особенностями, отличающими научное М. от обыденного, являются объективность, нацеленность на будущее, системность, осознанность, наличие концептуального материала, обоснованность, использование эксперимента, построение теорий. Научное М. имеет целенаправленный, регулируемый волей и осознанный характер и является преимущественно продуктивным, т. к. научное познание направлено на формирование нового знания.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
342.03 кб

Нелогические основания научного мышления

Маркова Людмила Артемьевна
В статье утверждается, что при обсуждении вопросов, связанных с получением научного результата, необходимо учитывать не только активную роль контекста, но и обратное влияние проблемной ситуации в мышлении на формирование соответст
Читать PDF
166.15 кб

Методология научного мышления Б. Г. Ананьева

Панферов В. Н.
В статье представлен опыт психографического анализа научного мышления Б.Г.
Читать PDF
268.71 кб

Декарт: рефлексия оснований научного мышления

Пирогов Александр Иванович
There are summary of 2nd Russia-wide scientific meeting with international participation “Descartes Scientific Conference” entitled “Descartes’ Rationalism and Modern Science” held in National Research University of Electronic Tec
Читать PDF
70.28 кб

Типы мышления в современном научном осмыслении

Чащин Е. В.
Данная статья посвящена проблеме изменения стилей и типов мышления человека в услови, ях трансформации общества (на примере современной России), а также месту и роли идеологии в ее новом понимании для указанного процесса.
Читать PDF
137.58 кб

Стиль научного мышления и стиль научного познания

Пискорская Светлана Юрьевна
Рассматривается проблема существования стилей научного познания от стиля научного мышления.
Читать PDF
456.70 кб

Формирование научно гуманитарного мышления студента

Юдина Н. В.
В статье рассматривается проблема освоения студентом системы научных понятий и теоретического знания гуманитарного характера.
Читать PDF
224.82 кб

Понимание как универсальный идеал научного мышления

Юровских Наталья Геннадьевна
Идеалы и нормы научного мышления меняются вслед за изменением содержания научного познания. В данной статье рассматривается становление естественнонаучного и гуманитарного идеалов научного мышления.
Читать PDF
326.14 кб

Мышление педагога: научное, обыденное, мифологическое?

Мазниченко М.А.
Читать PDF
465.65 кб

О разграничении религиозного и научного стилей мышления

Абрамов Юрий Федорович, Попов Петр Леонидович
Уверенность в существовании сверхъестественных сил и в их влиянии на человека это сущность религиозного стиля мышления. Научному мышлению свойственно требование возможности произвольного наблюдения явления.
Читать PDF
334.49 кб

Типы мышления студентов вуза с разным научным потенциалом

Шитикова Е. В.
Статья посвящена изучению типов мышления у студентов с разным уровнем развития научного потенциала личности.
Читать PDF
342.21 кб

Научные понятия как подсказка концептуализирующему мышлению

Быстрянцев Сергей Борисович
Формулировка дефиниции логическая процедура строгой фиксации смысла, содержания. На основные моменты формулировки дефиниций обращается внимание в данной работе.
Читать PDF
329.95 кб

Новое космическое мышление как методология научного познания

Фролов В. В.
В статье рассматриваются особенности нового космического мышления, принципы которого разработаны в философской системе Живой Этики или философии Космической Реальности.
Читать PDF
749.66 кб

Математическое мышление как тема научно-педагогического дискурса

Федотова Ольга Дмитриевна
Проблема определения уровня исследования проблем, связанных с деятельностью педагогов по формированию основ математического мышления, является актуальной для отечественной и зарубежной педагогики и когнитивистики.
Читать PDF
528.87 кб

Стиль научного мышления: эпохальная или дисциплинарная концепция?

Поздняков А.А.
В статье сопоставляются две концепции стиля научного мышления.
Читать PDF
966.90 кб

Неоднородность языка научных описаний и "технологическое мышление"

Гусев С. С.
Современные теоретические описания нередко воспринимаются как прямые технологические рекомендации по организации непосредственного взаимодействия с реальностью, описание которой никогда не бывает абсолютно исчерпывающим.