МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Наглядно-образное мышление
вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Мышление наглядно-образное
вид мышления, главная особенность которого состоит в использовании психических образов предметов и явлений, извлекаемых непосредственно из памяти или воссоздающихся воображением. В ходе мыслительного процесса соответствующие психические образы мысленно трансформируются так, что в результате манипулирования ими можно отыскать решение актуальных задач. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с литературой, искусством или другим видом творчества.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Наглядно-образное мышление
Категория. Форма мышления.
Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
один из видов мышления - мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.
Выступая следующим этапом развития интеллекта после мышления наглядно-действенного, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе коих возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов.
В представлениях, коими оперирует мышление наглядно-образное, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.
Основой функционирования мышления наглядно-образного выступает перевод перцептивной структуры ситуации проблемной в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.
Важная особенность мышления наглядно-образного - установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве оно практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное - один из этапов онтогенетического (-> онтогенез) развития мышления.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Мышление наглядно-образное
умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается доминирующим у детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Дети еще не отделяют свои мысли от предметов, мысли о них слиты с соответствующими предметами, отчего такое мышление называется также синкретическим (греч. synkretismos - соединение, объединение). Детям, прочно опирающимся на сенсорный опыт, становятся тем не менее доступными некоторые умственные операции, в частности, сравнение, обобщение, абстрагирование. У взрослых людей данная форма сохраняется, но в более развитом виде, проявляясь практическим мышлением, например, умением ориентироваться и действовать по ситуации, прекрасным овладением сложными предметными навыками, управленческими способностями. Наглядно - образное мышление в историческом плане позволило человеку развить свое ручное мастерство на высочайшем уровне. Так, не располагая никакими научными сведениями об окружающем мире, он умел прекрасно охотиться, ловить рыбу, разводить огонь, делать несложные орудия труда, обрабатывать камни. Существует, повидимому, возможность регрессии мышления на уровень наглядно-образного мышления, о чем свидетельствуют достаточно сложные, хотя и неуместные предметные действия кататоников. Следует заметить и не упускать из виду также то обстоятельство, что формы мышления, развивающиеся в ходе индивидуального развития познавательной деятельности, не сменяют одна другую механически, они сосуществуют, постоянно взаимодействуют и видоизменяются в процесс взаимодействия. Синонимы: Предоперационная стадия мышления, Синкретическое мышление, Эгоцентрическое мышление.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
вшр, мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.
Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию "картину" мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, ИЛИ концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.
При М. н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на "язык" семантических признаков, на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального. (В. М. Гордон.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
279.62 кб

Выполнение набросков и зарисовок как обязательное условие развития наглядно-образного мышления

Краюшкина М.Е.
В статье раскрывается работа наглядно-образного мышления и разнообразные приемы в формировании наглядно-образного мышления при выполнении набросков и зарисовок.
Читать PDF
296.98 кб

Особенности развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста с

Белова Ольга Сергеевна, Аруева Галина Леонидовна, Соловьев Андрей Горгоньевич
Предложен способ оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста, позволяющий комплексно оценить состояние различных мыслительных операций с количественным подходом к оценке.
Читать PDF
126.67 кб

Изучение взаимосвязи учебной мотивации и уровня сформированности наглядно-образного мышления у младш

Имамиева Елена Владимировна
в статье раскрыты вопросы формирования мотивов различного уровня школьников с задержкой психического развития и зависимость между мышлением и мотивационной сферой.
Читать PDF
985.75 кб

Дидактические условия формирования наглядно-образного мышления посредством информационных технологий

Никольский М. В.
Читать PDF
224.63 кб

Исследование развития наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразви

Лазаренко Дмитрий Витальевич, Курбатова Светлана Владимировна
Специальное обучение, направленное на развитие детей с общим психическим недоразвитием, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно – мышления.
Читать PDF
654.01 кб

Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использовани

Кухтинова Анастасия Павловна
Статья посвящена развитию наглядно-образного мышления на уроках математики с применением информационных технологий. Анализируются различные взгляды великих педагогов на проблему формирования образного мышления.
Читать PDF
280.42 кб

Возрастные особенности наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистичес

Шаль Людмила Георгиевна, Максименко Марина Юльевна, Жиляев Андрей Геннадьевич
В статье рассмотрены психологические представления о формировании структурно-функциональных компонентов наглядно-образного мышления в детском возрасте.
Читать PDF
1.05 мб

Особенности словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста,

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф.
В статье отражены результаты исследования словесно-логического и образного мышления у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской и городской местности.
Читать PDF
129.18 кб

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и ди

Коконцева Е.В.
В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их.
Читать PDF
36.08 мб

Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях до

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна
В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей на этапе дошкольного возраста.