МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ это что такое МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ: определение — Психология.НЭС
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ Мышление насильственное

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Найдено 6 определений термина МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

вшр, мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию "картину" мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, ИЛИ концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.

При М. н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на "язык" семантических признаков, на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального. (В. М. Гордон.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

см. Мышление наглядно-образное.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Наглядно-образное мышление

Категория. Форма мышления.

Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

Источник: Психологический словарь

Мышление наглядно-образное

умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается доминирующим у детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Дети еще не отделяют свои мысли от предметов, мысли о них слиты с соответствующими предметами, отчего такое мышление называется также синкретическим (греч. synkretismos - соединение, объединение). Детям, прочно опирающимся на сенсорный опыт, становятся тем не менее доступными некоторые умственные операции, в частности, сравнение, обобщение, абстрагирование. У взрослых людей данная форма сохраняется, но в более развитом виде, проявляясь практическим мышлением, например, умением ориентироваться и действовать по ситуации, прекрасным овладением сложными предметными навыками, управленческими способностями. Наглядно - образное мышление в историческом плане позволило человеку развить свое ручное мастерство на высочайшем уровне. Так, не располагая никакими научными сведениями об окружающем мире, он умел прекрасно охотиться, ловить рыбу, разводить огонь, делать несложные орудия труда, обрабатывать камни. Существует, повидимому, возможность регрессии мышления на уровень наглядно-образного мышления, о чем свидетельствуют достаточно сложные, хотя и неуместные предметные действия кататоников. Следует заметить и не упускать из виду также то обстоятельство, что формы мышления, развивающиеся в ходе индивидуального развития познавательной деятельности, не сменяют одна другую механически, они сосуществуют, постоянно взаимодействуют и видоизменяются в процесс взаимодействия. Синонимы: Предоперационная стадия мышления, Синкретическое мышление, Эгоцентрическое мышление.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Наглядно-образное мышление

вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Источник: Дошкольная психология

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

один из видов мышления - мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Выступая следующим этапом развития интеллекта после мышления наглядно-действенного, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе коих возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов.

В представлениях, коими оперирует мышление наглядно-образное, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.

Основой функционирования мышления наглядно-образного выступает перевод перцептивной структуры ситуации проблемной в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

Важная особенность мышления наглядно-образного - установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве оно практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное - один из этапов онтогенетического (-> онтогенез) развития мышления.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возрастные особенности наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистичес

Шаль Людмила Георгиевна, Максименко Марина Юльевна, Жиляев Андрей Геннадьевич
В статье рассмотрены психологические представления о формировании структурно-функциональных компонентов наглядно-образного мышления в детском возрасте. Предметом исследования является анализ наглядно-образного мышления (НОМ) у детей разного школьного возраста в аспекте, относящемуся к общим закономерностям мышления. Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения, представленных в нейропсихологическом подходе. Традиционными методами диагностики высших психических функций являются методы нейропсихологической диагностики, позволяющие обратиться к сравнительному анализу сформированности высших разных психических функций. Впервые описаны уровни сформированности операциональной и процессуальной стороны наглядно-образного мышления, влияющие на понимание смысла сюжетных картинок у детей школьного возраста: (3-11 классы) с разным типом онтогенеза: нормальным и дизонтогенезом, представленным искаженным типом развития (расстройства аутистического спектра).
Скачать PDF

Особенности словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста,

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф.
В статье отражены результаты исследования словесно-логического и образного мышления у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской и городской местности. Показано, что городские и сельские дети имеют отличительные особенности в развития словесно-логического и образного мышления. Поставлена проблема использования полученных результатов в организации и осуществлении педагогической деятельности для достижения равных возможностей учащихся в получении качественного образования.
Скачать PDF

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и ди

Коконцева Е.В.
В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их. Помимо этого, изменяется так же и содержание мышления дошкольников, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию в плане представлений, с оперированием наглядно-образным мышлением. Помимо этого, наглядно-образное мышление становится существенным этапом в становлении последующих форм мышления, в частности понятийного, столь необходимого в реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Именно поэтому, при изучении мышления дошкольника, мы считаем необходимым уделить внимание наглядно-образному мышлению, качественно своеобразному и необходимому в развитии дошкольника.
Скачать PDF

Компоненты сложной системы сенсорно-действенного, сенсорно-образного мышления и этапы их развития у

Рогова С. А.
В данной статье сделана попытка рассмотреть наглядно действенное и наглядно образное мышление как компоненты сложных систем сенсорно деятельностного и сенсорно образного мышления соответственно ребёнка 4-5 лет ; выделить этапы развития компонентов сложных систем мышления и обосновать значение данного понимания для организации педагогического процесса, направленного на развитие мышления ребёнка дошкольного возраста.
Скачать PDF

Особенности образного креативного мышления в юношеском возрасте

Баранова Л.В.
различных специальностей. В ходе исследований было выявлено, что в мышлении креативных студентов интуиция выступает как самостоятельный высокозначимый компонент. Этот факт является подтверждением, что образное мышление присутствует у креативных студентов независимо от сферы деятельности.
Скачать PDF

Роль механизма художественного обобщения в развитии образного мышления читателя-школьника

Сосновская Ирина Витальевна
В настоящей статье автор раскрывает возможности и роль механизма художественного обобщения в развитии образного мышления ребёнка. Опираясь на уровневую природу сознания и на структуру образа, автор подробно описывает процесс преображения слов в образы, значений в смыслы в процессе восприятия художественных произведений. Активизация всех полюсов художественного образа в процессе восприятия, несомненно, придаёт этому восприятию глубину и целостность, развивая тем самым способность видеть за образом не значение, а смысл.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Скачать PDF