МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Наглядно-действенное мышление
вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

наглядно-действенное мышление

вид мышления, связанный с непосредственным включением его в практическую деятельность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Наглядно-действенное мышление
особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
простейший вид мышления (в элементарной форме присущий и высшим обезьянам) как отражение на основе каузального рефлекса связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практические действия. У человека на основе Н.д.м. образуются простейшие суждения, носящие характер здравого смысла.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Мышление наглядно-действенное
вид мышления, которое обеспечивает возможность выполнять действия с предметами. Главная его особенность заключается в том, что оно осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого невозможно. Мысля наглядно-действенно, человек привязан к действительности, при этом необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно присутствует у детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку доминирует в этом возрасте.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Наглядно-действенное мышление
Категория. Форма мышления.
Специфика. Характеризуется тем, что осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.
Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.
По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами ситуации проблемной предстают в достаточно схематизированном виде.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Мышление наглядно-действенное
умственная деятельность без участия речи, совершаемая посредством манипуляций с со своим телом, частями тела и предметами, которые в данный момент находятся в поле зрения. Считается свойственным в норме детям в возрасте до 2 лет. Аналогичным, как полагают, является мышление приматов. У взрослых людей данная форма мышления сохраняется, но в более сложном варианте, в виде ручного мышления, проявляясь, когда приходится действовать в совершенно незнакомой ситуации и с абсолютно неизвестными до этого объектами. Кроме того, предположительно, эта форма мышления актуализируется, если индивид занят ручной профессией, он при этом как бы “думает руками”. Существует, вероятно, возможность регрессии умственной деятельности на данный уровень мышления, примерами чего могут служить действия кататоников и пациентов с деменцией. Данная форма мышления онтогенетически является наиболее ранней. Синонимы: Ручное мышление, Сенсомоторное мышление, Доречевое мышление.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Мышление наглядно-действенное
(предметно-действенное) / Мысленне наглядна-дзейснае (прадметна-дзейснае) / Direct action thinking, Visual-action thinking (object-and-oriented)– один из видов М., характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы наглядно-действенного М., наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым, В. Келером, Н. Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка наглядно-действенное М. образует первую ступень развития М. Ребенок, который еще не умеет мыслить, говорить и что-то делать как взрослый, изучает мир с помощью прикосновений к предметам и разных экспериментов с ними. Он пробует мир буквально руками, ногами и зубами. Таким образом, осуществляя наблюдение, производя с вещами определенные манипуляции, маленький человек изучает мир и делает свои первые выводы от полученных впечатлений. У взрослого человека наглядно-действенное М. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим М.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с М. н.-д., как в фило-, так и онтогенезе. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.
М. н.-д. часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уров^ ни обобщенного отражения действительности зависят от результатов "усмотрения, видения" реальности, которые достигаются действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, в детской психологии существует давняя традиция синонимического употребления терминов "практическое мышление" (см. Мышление практическое) и "М. н.-д.", но в более широком контексте психологии мышления этого следует избегать (об этом писал еще Б. М. Теплое).
Определением "наглядное" подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает 2-я часть термина - "действенное". Как и всякое мышление, М. н.-д. является осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием ситуации. Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований обобщаемого содержания.
В нормальной и клинической психодиагностике для обследования М. н.-д. используются различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны "доски Сегена", задачи по сборке куба Линка и задачи на воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса. (В. М. Гордон, Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
296.98 кб

Особенности развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста с

Белова Ольга Сергеевна, Аруева Галина Леонидовна, Соловьев Андрей Горгоньевич
Предложен способ оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста, позволяющий комплексно оценить состояние различных мыслительных операций с количественным подходом к оценке.