Мышление мужское и женское
Мышление мужское и женское
Мысленне мужчынскае і жаночае / Male and female thinking. М. мужчин и женщин имеет определенные отличия. Считается, что мужчина лучше воспринимает логику и целостность, женщина– конкретику и детали. Для М. мужчины характерны определенность и нередко излишняя абстрактность, искусственность рамок его М., для женщины– размытость, большая конкретность и естественная текучесть. Мужчина вначале думает, потом говорит. Женское М. происходит в процессе говорения. Женщине затруднительно вначале думать, а после этого говорить: чтобы думать, женщина начинает говорить. Женщина думает, когда говорит, процесс говорения является способом ее М. Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный тип М., у мальчиков– зрительно-пространственный. Уже к 18 месяцам девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 месяцам. В дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. В дороге женщины обращают больше внимания на то, что видят, в то время как мужчины мыслят категориями направления и расстояния. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию. Предполагается, что половые различия в развитии М. связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) периоды. Однако ряд исследований показал, что это влияние является сложным и противоречивым. Так, девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы, а у мальчиков зависимость обратная: чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Некоторые ученые придерживаются взгляда, что особенности М. формировались и изменялись в процессе биосоциального развития. Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному, поскольку разными были обстоятельства. Третьим фактором, определяющим гендерные особенности мыслительной деятельности, являются культурные особенности процесса социализации детей, сложившиеся в обществе. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности М. Мальчики и девочки начинают думать по-разному уже в дошкольный период. На формирование преобладающего способа М. ребенка оказывают влияние: 1) особенности общения (взрослые по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя различные жесты и мимику); 2) способы поведения в игре; 3) детская литература и телевидение. Начиная с самого раннего детства детей воспитывают, ориентируя на те роли, которые они будут выполнять в будущем в обществе. Так, играя, девочки представляют себя докторами, учителями, продавцами и т. д., наконец, просто мамами и хозяйками. Их игры построены в основном на простом общении, важен при этом именно контакт. Так или иначе, контактирование, игра девчонок– это их общение ради общения. Мальчишки– совсем другое дело, преобладающим элементом в их играх является действие, которое приносит конкретные плоды. Они раздумывают не над тем, что сказать, а как сделать и доказать всем, что ты лучший.