МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

Найдено 4 определения термина МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

понятие, использованное Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. Образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. Выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:

1) комплекс ассоциативный - объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;

2) комплекс-коллекция - объединяет разнородные предметы, имеющие общность по некоему одному, обычно практическому признаку;

3) комплекс цепной - образован на базе временного объединения отдельных предметов при наличии у них парных соответствий признаков;

4) комплекс диффузный - формируется на базе одного признака, часто не имеющего универсального характера;

5) псевдопонятие - здесь обобщение имеет единое основание, но сильно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

англ. complex thinking) - мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. По Л. С. Выготскому, "мышление в комплексах" - стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см. Синкретизм) и истинными понятиями. Он выделил 5 форм комплексов. 1. Наиболее типичные обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, которые не имеют единого структурного центра; такой ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку. 2. Комплекс-коллекция - это группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к.-л. одному, обычно практическому признаку. 3. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к др. 4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка. 5. В псевдопонятиях (см.) обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Комплексное мышление

Словообразование. Происходит от лат. cоmplexus - сочетание.

Автор. Л.С.Выготский.

Категория. Стадия в развитии понятий ребенка, находящаяся между синкретами и истинными понятиями.

Специфика. Характеризуется эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами.

Виды. Выготским было выделено пять форм комплексов:

- ассоциативный комплекс объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;

- комплекс-коллекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какому-либо одному, обычно практическому признаку;

- цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков;

- диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер;

- псевдопонятие представляет собой обобщение, которое имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Комплексное мышление

Вот на этой стадии комплексного мышления и стоит в значительной степени примитивный человек. Его слова суть имена собственные или фамильные имена, т.е. знаки отдельных предметов или знаки комплексов. Примитив мыслит не в понятиях, но в комплексах. Вот самое существенное отличие, которое отделяет его мышление от нашего. (9.1, 105) невозможно без слова, которое выступает в роли фамильного имени, объединяющего группы родственных по впечатлению предметов. (1.2.1, 174) См. Комплекс, Понятие

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование креативного мышления курсантов в процессе выполнения комплексных заданий

Сафронова И.Г.
Скачать PDF

Решение комплексных проблем в организации: методы поддержки группового мышления

Елисеенко Александр Сергеевич
Целью работы является освещение эвристических методов решения задач, применимых для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях. Представляется, что для решения комплексных проблем в группе, где помимо групповых динамических процессов большие трудности вызывает высокая степень сложности проблемы и переживаемая субъективная неопределенность, необходимо организованные формы групповой работы обогатить эвристическими методами. В качестве методологической основы группового решения комплексных проблем предлагается модель цикла решения Р. Стернберга. Рассматривается возможность построения процедуры решения задачи на основе оригинальной классификации эвристических методов. В работе рекомендуются конкретные эвристические методы решения проблем для каждого этапа движения в пространстве задачи. Новизна работы состоит в том, что предлагаемая схема облегчает проектирование сессий групповой работы, в которой требуется решать сложные задачи. Тем самым открываются новые возможности для более успешного группового решения комплексных проблем с использованием эвристических методов.
Скачать PDF

Комплексное мышление и овладение метафорой в онтогенезе

Барляева Елена Александровна
В статье рассматривается проблема интерпретации метафор детьми. Символическое восприятие действительности облегчает понимание и овладение метафорой. Первыми метафорами, освоенными детьми, являются антропоморфные метафоры, приписывающие неживым предметам черты, свойственные человеку. Автор обращает внимание на процесс метафорического творчества, способность детей к созданию метафор.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Скачать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества. Предлагается новый взгляд на творческое мышление как на интегральную характеристику познавательной психической деятельности, высший уровень и индикатор развития мышления.
Скачать PDF

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации. Экспериментально доказывается, что дополнительная спортивная деятельность является фактором развития механизмов социализации субъекта: социального интеллекта, дивергентного мышления, способности понимать скрытый смысл социальных ситуаций.Psychological characteristics of a subject are substantiated as mechanisms of socialization in the modern socio cultural situation. It is experimentally proved that additional sport activity serves as a factor of subject's socialization mechanisms: his social intellect, divergent thinking, the ability to understand the hidden sense of a social situation.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!