МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

Найдено 4 определения термина МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

понятие, использованное Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. Образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. Выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:

1) комплекс ассоциативный - объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;

2) комплекс-коллекция - объединяет разнородные предметы, имеющие общность по некоему одному, обычно практическому признаку;

3) комплекс цепной - образован на базе временного объединения отдельных предметов при наличии у них парных соответствий признаков;

4) комплекс диффузный - формируется на базе одного признака, часто не имеющего универсального характера;

5) псевдопонятие - здесь обобщение имеет единое основание, но сильно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

англ. complex thinking) - мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. По Л. С. Выготскому, "мышление в комплексах" - стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см. Синкретизм) и истинными понятиями. Он выделил 5 форм комплексов. 1. Наиболее типичные обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, которые не имеют единого структурного центра; такой ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку. 2. Комплекс-коллекция - это группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к.-л. одному, обычно практическому признаку. 3. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к др. 4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка. 5. В псевдопонятиях (см.) обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Комплексное мышление

Словообразование. Происходит от лат. cоmplexus - сочетание.

Автор. Л.С.Выготский.

Категория. Стадия в развитии понятий ребенка, находящаяся между синкретами и истинными понятиями.

Специфика. Характеризуется эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами.

Виды. Выготским было выделено пять форм комплексов:

- ассоциативный комплекс объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;

- комплекс-коллекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какому-либо одному, обычно практическому признаку;

- цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков;

- диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер;

- псевдопонятие представляет собой обобщение, которое имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Комплексное мышление

Вот на этой стадии комплексного мышления и стоит в значительной степени примитивный человек. Его слова суть имена собственные или фамильные имена, т.е. знаки отдельных предметов или знаки комплексов. Примитив мыслит не в понятиях, но в комплексах. Вот самое существенное отличие, которое отделяет его мышление от нашего. (9.1, 105) невозможно без слова, которое выступает в роли фамильного имени, объединяющего группы родственных по впечатлению предметов. (1.2.1, 174) См. Комплекс, Понятие

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Формирование креативного мышления курсантов в процессе выполнения комплексных заданий

Сафронова И.Г.
Читать PDF

Решение комплексных проблем в организации: методы поддержки группового мышления

Елисеенко Александр Сергеевич
Целью работы является освещение эвристических методов решения задач, применимых для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях.
Читать PDF

Комплексное мышление и овладение метафорой в онтогенезе

Барляева Елена Александровна
В статье рассматривается проблема интерпретации метафор детьми. Символическое восприятие действительности облегчает понимание и овладение метафорой.
Читать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Читать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Читать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре.
Читать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся.
Читать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества.
Читать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Читать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления.
Читать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества.
Читать PDF

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!