Мышление клиповое
Мышление клиповое
Мысленне клiпавае / Clip thinking (от англ. to clip– обрезать, обрывать, делать вырезки)– процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. Основными характеристиками клипового М. являются: конкретность; фрагментарность (отсутствие целостного восприятия); ориентация на понятия меньшей степени общности; алогичность; лабильность. При клиповом М. затруднено понимание контекста информации, и, как следствие, клип не оставляет следов в целостной семантике явлений. Не менее важной особенностью клипового М. является увеличение способности быстро переключаться между разнородными смысловыми фрагментами в ущерб способности к длительному сосредоточению на однородном информационном потоке. Основные векторы трансформации человеческого мышления были описаны в рамках феномена клиповой культуры американским футурологом Э. Тоффлером. Термин «клиповое мышление» (в отличие от М. понятийного) впервые использовал российский философ Ф. И. Гиренок. Ключевыми факторами формирования клипового М. являются: ускорение темпов жизни и возрастания объемов информационного потока, что порождает проблематику концентрации и сокращения информации, фильтрации лишнего, выделения главного, замену текстов их конспектами, слов– аббревиатурами т. д.; повышение требований к актуальности информации и, соответственно, скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества занятий, которыми один человек занимается одновременно (суть клипового М. заключается в том, что оно умеет (и любит) быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами); рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, переход риторики в диалектику, проповеди– в дискуссию. В литературе обосновываются как негативные, так и позитивные эффекты клипового М. Отмечается, что сегодня «большинство учеников оказываются не приспособлены к серьезному познавательному труду, им все сложнее читать длинные литературные произведения, многие не справляются с написанием изложений, т. к. просто не могут понять структуру повествования и выделить генеральную мысль произведения. Дети акцентируют внимание только на внешних поверхностных признаках, не вникая в суть проблемы. Обладатели клипового сознания теряют возможность дифференцировать информационный мусор и полезную информацию и потребляют более простые по форме и содержанию сведения». Другие исследователи клипового М. указывают на то, что оно выполняет ряд функций, повышающих эффективность восприятия и переработки человеком резко возросших объемов информации. Это такие функции, как: защита от информационных перегрузок; повышение скорости обработки информации; обеспечение эффективности решения мыслительных задач в условиях многозадачной деятельности; компенсация одних когнитивных навыков за счет других и др. Сегодня очевидно, что феномен клипового М. требует дальнейших исследований, призванных дать ответ на множество вопросов, в частности, является ли оно деформацией «нормального» М. или, напротив, ответом на запросы революционных изменений в области информации, характерно ли оно лишь для детей и подростков или в той или иной мере свойственно всем активно действующим сегодня поколениям. А. Г. Караяни