Формирование М. представляет собой процессы двоякого рода. Прежде всего, это естественные процессы возникновения и прогрессивного изменения основных видов М., протекающие в обычных повседневных условиях жизни человека, т. е. в условиях, когда никто из окружающих людей М. данного человека сознательно и специально не развивает. М. человека с возрастом становится более развитым, формируясь и изменяясь под влиянием накапливаемого жизненного опыта. Формированием М. также называется искусственно регулируемый процесс, протекающий в условиях специальным образом организованного обучения. Под развитием М. понимается процесс дальнейшего совершенствования сформированного М. (М., достигшего среднего уровня его развития, т. е. уровня развития, характерного для многих людей соответствующего возраста).
В большинстве случаев развитие М. означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с уровнем, на котором он раньше находился или на котором сейчас находится большинство людей его возраста. Строгих теоретических оснований, фактологических и терминологических различий между понятиями «формирование М.» и «развитие М.» не существует. Это связано с тем, что, во-первых, сами понятия «формирование» и «развитие» в психологии четко не разведены и нередко используются как взаимодополняющие друг друга и взаимозаменяемые; во-вторых, в реальном процессе прогрессивного совершенствования М. человека довольно трудно разделить эти процессы. Формирование и развитие М. человека психологи изучают давно (экспериментально-с конца XIX в.), пытаясь его точно описать и объяснить. Одной из наиболее известных современных теорий формирования и развития М. человека является теория, разработанная швейцарским психологом Ж. Пиаже. Она включена в рамки созданной автором общей теории интеллекта. Изучая М. детей дошкольного возраста, Пиаже обнаружил, что многие дети этого возраста еще не владеют способностью к выполнению формальных операций или обратимых умственных действий с понятиями по законам логики. Пиаже придумал ряд оригинальных экспериментальных задач, с помощью которых он исследовал особенности операционального М. детей разного возраста.
В итоге Пиаже пришел к выводу о том, что в своем развитии операциональные структуры М. детей проходит через следующие четыре стадии. 1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни от рождения до двух лет. На этой стадии М. представлено в его самых элементарных формах-как наглядно-действенное М. Благодаря этому виду М., ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантных, устойчивых свойствах. 2. Стадия дооперационального М. На данной стадии находятся дети в возрасте от 2 до 6—7 лет. В это время у детей формируется речь и начинается процесс ее соединения с М. В то же время происходит интериоризация внешних действий с материальными предметами, т. е. процесс их превращения во внутренние действия с идеальными объектами-образами. Однако выполнять операции с ними ребенок еще не может. Поэтому многие дети в возрасте до 5 лет обнаруживают типичные ошибки в своем мышлении, которые получили название феномены Пиаже. 3. Стадия конкретных операций. На этой стадии находятся дети в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Они уже могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, становятся обратимыми. Однако дети этого возраста еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями. 4. Стадия формальных операций. Она включает детей в возрасте от 11—12 лет до 14—15 лет. Эти дети в состоянии выполнять полноценные умственные обратимые операции с понятиями, действуя по законам логики. Сами умственные операции детей, находящихся на данной стадии интеллектуального развития, представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему.
Л.С. Выготский также изучал процесс развития М. у детей через формирование понятий и примерно в том же диапазоне возрастов, с которым имел дело Ж. Пиаже. В ходе соответствующих экспериментальных исследований дети должны были самостоятельно выявлять объем и содержание понятий, давать словесные определения искусственным понятиям. Л.С. Выготский в результате проведенных исследований выделил следующие четыре стадии формирования понятий у детей: 1. Стадия синкретического мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, не справляются с решением задачи по формированию понятий и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на случайной основе (синкрет-это случайное, неупорядоченное множество предметов). 2. Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе общих для них, объективных признаков. Однако эти признаки являются случайными, несущественными для сравниваемых между собой (объединяемых в единое «понятие») предметов. К тому же, выделяемые детьми признаки могут варьировать в одной и том же эксперименте. Например, вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем-по другому, после этого-по третьему, и так далее, не обнаруживая при этом наиболее важных и существенных признаков искомого понятия. 3. Стадия псевдопонятий. На этой стадии дети действуют, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их существенным признакам под одно понятие. На основе анализа практических действий, совершаемых детьми, создается впечатление, что они понимают, что означает соответствующее понятие. Однако словесные определения понятий, которые дают дети, показывают, что это далеко не так. В их определениях обычно не выделяются существенные признаки соответствующих понятий. 4. Стадия настоящих понятий. На данной стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки.
Л.С. Выготский также изучал процесс развития мышления со стороны его преобразования как высшей психической функции. В этом случае в развитии мышления он выделил следующие три стадии: 1. Наглядно-действенное мышление (натуральная стадия или стадия низшей психической функции). 2. Эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака). 3. Словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака или высшей психической функции). Еще один известный российский психолог П.Я. Гальперин предложил теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) развития умственных действий. Эта теория была многократно экспериментально проверена, подтверждена и представляет развитие М. как процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. Этот процесс, по Гальперину, закономерно проходит через следующие пять этапов: 1. Этап формирования ориентировочной основы действия. На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с действием, его составом и с предъявляемыми к нему требованиями, т. е. ориентируется в нем. 2. Этап выполнения действия во внешней, развернутой форме с реальными материальными предметами. На данном этапе соответствующее действие уже практически выполняется в его полном составе, на реальных материальных предметах. 3. Этап выполнения действия в плане громкой речи. Здесь отработанное на предыдущем этапе практическое действие превращается в речевое, т. е. проговаривается вслух с начала и до конца. 4. Этап выполнения действия в плане речи про себя. На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, с помощью так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие люди его не слышат. 5. Этап выполнения действия в плане внутренней речи. Это-завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается функционально связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически, так что создается впечатление, что человек практически мгновенно, не раздумывая и сразу дает ответ на поставленный перед ним вопрос. См. Выготский Лев Семенович, Гальперин Петр Яковлевич, действий умственных планомерного (поэтапного) формирования теория, интеллект сенсомоторный, интериоризация, комплекс, мышление (виды), операция, Пиаже Жан, Пиаже феномены, понятие, псевдопонятие, синкрет.