МЫШЛЕНИЕ ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ
дооперациональное мышление
стадия интеллектуального развития, на которой дети начинают классифицировать предметы и события по зачаточным категориям.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Термин, использовавшийся Пиаже для обозначения видов когнитивных способностей, проявляемых ребенком на дооперациональной стадии.
МЫШЛЕНИЕ ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ
одна из ранних стадий развития интеллекта у детей в теории операциональной структуры интеллекта и онтогенетического развития мышления у детей Ж. Пиаже. М.д. в учении Пиаже связывается со стадией развития интеллекта, находясь на которой ребенок еще не владеет полноценными, обратимыми умственными операциями. Эта стадия в теории Пиаже охватывает возраст от 2 до 6—7 лет. См. интеллект, интеллекта развития стадия дооперациональная, операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, операция.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Дооперациональное мышление
Категория. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж.Пиаже.
Специфика. Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие сохранения, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.
Специфика. Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие сохранения, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.
ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
(англ. preoperatory thought) - стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет. К 2 г. у ребенка начинает формироваться символическая функция, т. е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. Средства обозначения, используемые ребенком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа и, наконец, речи. Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план деятельности - план представления. Теперь ребенок может не только непосредственно выполнить действие, но и представить действие, выполненное им в прошлом или в др. ситуации, может мысленно расчленить объект или составить его из частей. Для возникающих задач уже недостаточно средств сенсомоторного интеллекта, а новых орудий интеллектуальной деятельности у ребенка еще нет.
В возрасте от 2 до 7 лет, как правило, отсутствуют обратимые операции и понятие о сохранении. Ребенок, напр., считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в др., отличающийся от первого формой, количество ее увеличивается или уменьшается в зависимости от формы сосуда. Во всех ситуациях, где требуется количественная оценка величин, можно наблюдать конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий.
В этот период развития создаются условия для возникновения операций (см. также Операции интеллектуальные). Это, во-первых, их переход в умственный план (интериоризация действий) и, во-вторых, их сокращение и симультанизация. Только во внутреннем плане можно одновременно симультанно представить прямое и обратное действия, в то время как во внешнем материальном плане прямое и обратное ему действие можно выполнить только последовательно.
Трудность перехода ребенка к операциям и длительность этого процесса связаны с преодолением им собственного эгоцентризма или центра-ции на внешних, ярких, но несущественных свойствах вещей. (Л. Ф. Обухова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Дооперациональное мышление
одна из стадий развития мышления, рассматриваемых с позиции операциональной теории Ж. Пиаже. Эта стадия охватывает возраст от 2 до 7 лет.
Ж. Пиаже считал, что развитие способностей у детей происходит при их взаимодействии с социальным окружением, причем ребенок — активный участник данного процесса, а не пассивный «реципиент» биологического развития. По мнению автора теории, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, стремящегося посмотреть, что получится; в результате тот строит «теории», которые Ж. Пиаже называл схемами.
Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (данный процесс терминологически определен как ассимиляция: попытка уподобить новое событие имевшейся до того схеме). Если же старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции нового события, тогда ребенок, подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (это аккомодация).
Таким образом, Ж. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение, поэтому предложенная им теория получила название «операциональной». Операция, по мнению Пиаже, представляет «внутреннее действие, продукт преобразования» («интериоризации») внешнего предметного, скоординированного с другими действиями в единую систему, основное свойство которой — обратимость (для каждой операции есть симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Ж. Пиаже выделял четыре стадии. Одна из них — стадия Д. м.
Известно, что возраст от 2 до 7 лет характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В свою очередь, это способствует развитию такой мыслительной операции, как сравнение. Однако у ребенка наблюдается ошибочная классификация предметов, из-за использования случайных или второстепенных признаков. В это же время проявляется эгоцентризм мышления ребенка, выражающийся в трудности стать на позицию другого человека.
Литература
Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2004.
Ж. Пиаже считал, что развитие способностей у детей происходит при их взаимодействии с социальным окружением, причем ребенок — активный участник данного процесса, а не пассивный «реципиент» биологического развития. По мнению автора теории, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, стремящегося посмотреть, что получится; в результате тот строит «теории», которые Ж. Пиаже называл схемами.
Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (данный процесс терминологически определен как ассимиляция: попытка уподобить новое событие имевшейся до того схеме). Если же старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции нового события, тогда ребенок, подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (это аккомодация).
Таким образом, Ж. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение, поэтому предложенная им теория получила название «операциональной». Операция, по мнению Пиаже, представляет «внутреннее действие, продукт преобразования» («интериоризации») внешнего предметного, скоординированного с другими действиями в единую систему, основное свойство которой — обратимость (для каждой операции есть симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Ж. Пиаже выделял четыре стадии. Одна из них — стадия Д. м.
Известно, что возраст от 2 до 7 лет характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В свою очередь, это способствует развитию такой мыслительной операции, как сравнение. Однако у ребенка наблюдается ошибочная классификация предметов, из-за использования случайных или второстепенных признаков. В это же время проявляется эгоцентризм мышления ребенка, выражающийся в трудности стать на позицию другого человека.
Литература
Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2004.