МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

музыкотерапия

воздействие на психику людей посредством музыки с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующее влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, мажорной, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больного. Музыка способствует улучшению контакта с больным, если она соответствует его эмоциональному состоянию. Так, например, при депрессии показана только минорная, элегическая музыка и лишь через несколько сеансов, после установления "музыкального контакта", возможен переход к музыке мажорной тональности. Разработаны методики индивидуальной и групповой активной музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой [Брусиловский Л.С., 1979].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Музыкотерапия
(Musicotherapia) (от греч. musike и therapeia - лечение). Разновидность занимательной терапии (см.), при которой музыка используется с лечебной целью. Выделяют 4 основных направления лечебного действия М.: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия М. оказывает: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. М. существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная М. представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и отдельных музыкальных инструментов. Рецептивная М. предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Музыкотерапия
music therapy) Музыка использовалась с доисторических времен для того, чтобы вызывать экстаз и энтузиазм, возбуждать агрессию перед битвой, облегчать или выражать чувства, налаживать связь, совершать исцеление и т. д. Исслед. показывают, что некоторые эмоции - радость, грусть, любовь, страстное желание и спокойствие - часто могут быть вызваны с помощью музыки, что не относится к таким эмоциям как гнев, страх, ревность и зависть. Изучению подверглось также влияние на эмоциональное состояние и поведение мажорных и минорных аккордов, темпа, высоты звука, ритма, гармонии и мелодии. Быстрый темп представляется наиболее мощным элементом, вызывающим состояние возбуждения. Выразительность музыки в большей степени связана с мелодиями, чем с ритмом и темпом. Тональные и ритмические рисунки оказывают влияние на координацию, равновесие, телесный ритм и вызывают креативные или эстетические реакции, а также модулируют различные оттенки настроения. Установлено также, что музыка расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует самовыражению, стимулирует ассоц. и образы воображения и способствует процессу запоминания. При проведении М. пациенты могут слушать или исполнять музыку. Музыка также используется в комбинации с элементами танца. Положительный эффект М. достигается даже у больных с серьезными нарушениями психики. Используемая в больницах, кабинетах психологов, консультантов, врачей и стоматологов, музыка успокаивает, снижает уровень тревоги и способствует формированию состояния пациентов, благоприятного для проведения терапии. Психодинамически ориентированные психотерапевты используют музыку для облегчения глубинного исслед. личности. Однако наиболее часто М. используется при лечении детей - с задержкой умственного развития или с физ. дефектами. Широкий спектр программ разработан для использования М. с контингентами больных разного возраста и способностей. Д. Мотет

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Музыкотерапия
использование музыки в психотерапевтических целях. Музыка, в силу своего эстетического воздействия, действительно, может поднимать или снижать настроение, отвлекать от мрачных мыслей, возбуждать, вдохновлять, увеличивать уровень аффективного напряжения или, напротив, расслаблять мышечный тонус, смягчать интенсивность аффективного напряжения, а также улучшать контакт с пациентом, повышать его восприимчивость к внушениям или убеждениям со стороны врача. Тональные и ритмические рисунки музыки способны оказывать значительное влияние на координацию, равновесие, телесный ритм и могут вызывать креативные и эмоциональные реакции, а также модулировать различные оттенки настроения. Установлено, что восприятие некоторых музыкальных произведений расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует самовыражению, стимулирует ассоциации и образы воображения, активизирует процессы запоминания. Имеются данные о положительным опыте применения музыкотерапии при лечении некоторых видов депрессии, неврозов, нарушений сна и других болезненных состояний у взрослых пациентов и особенно у детей с задержкой психического развития, нарушениями психологического развития и с физическими дефектами. Психодинамически ориентированные психотерапевты используют музыку не только в целях терапии, но и для облегчения глубинного исследования личности. Считается установленным, что лучше других в качестве терапевтического средства подходит музыка В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Ф.Шопена, Ю.В.Свиридова, других русских композиторов. Для американской школы музыкотерапии характерно использование тех музыкальных фрагментов, которые вызывают очень широкий диапазон эмоционвоьных состояний. Шведские музыкотерапевты предпочитают индивидуально подобранную музыку, которая позволяет отреагировать скрытые комплексы. При пассивной музыкотерапими пациент только слушает музыку, которую подбирает ему терапевт. При активной музыкотерапии пациенты сами исполняют определенные муузыкальные произведения. Разработаны методики индивидуальной и групповой активной музыкотерапии и сочетания последней с аутогенной тренировкой (Брусиловский, 1970). Музыка может оказывать, напротив, психоделическое действие (см.), особенно это касается громкой ритмической музыки, лишенной мелодики, гармонии. Психоделической может рассматриваться и музыка, усиливающая действие психоактивных субстанций.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Музыкотерапия
Словообразование. Происходит от греч. theraрeia - лечение.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Виды. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой "американской школе музыкотерапии" (Illing H.S., Benedict I. Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie // Teirich H.R. (Hrsg.) Musik in der Medizin. Stuttgart, 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в "шведской школе", основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.
Литература. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, с. 256-275;
Schwabe C. Musiktherapie bei Neurosen und funktionelltn Storungen. Jena, 1972;
Pontvik A. Heilen durch Musik. Zurich, 1955.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Музыкотерапия
одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические особенности эмоционально-психологического воздействия музыки (музицирования) на человека. В настоящее время является одним из разделов т. н. арт-терапии. В той или иной форме М. существовала у всех народов мира, во всех культурах. Ранние формы М. преимущественно коллективные и синкретические, где музыка использовалась наряду с танцем, словесным текстом, растительными препаратами легкого наркотического действия, как правило, в рамках магического обряда, ритуала, воссоздававшего мифологические ситуации, важные для данного этноса. С конца XVIII начала XIX вв. появляются первые исследования в области М., опирающиеся на клинический материал. Сегодня исследования в области М. обладают обширной информационной инфраструктурой: в Англии, США, Германии, Италии, Японии существуют специальные общества, издается множество журналов (Journal of Music Therapy; British Journal of Music Therapy; Musiktherapie и др.), читаются соответствующие курсы во многих университетах. В современной М. музыка используется как одно из средств пропедевтики, лечения и реабилитации больных соматическими и психическими заболеваниями. Привлекается преимущественно инструментальная музыка, в сочетании со словесным внушением и лекарственными средствами. Специфика воздействия музыки связана с активацией различных систем организма и психики: физиологической (изменения частоты пульса, ритма дыхания, работы сердечно-сосудистой системы и др.), сенсорной, двигательной, эмоциональной, когнитивной. Основные эффекты музыкального воздействия связаны с коррекцией нарушенного психоэмоционального статуса индивида (снятием негативных психоэмоциональных состояний, формированием позитивных) и, соответственно, смягчением или снятием соматических симптомов таких нарушений. Отсюда вытекает способность музыки снижать болевые ощущения, вызывать мышечную релаксацию и восстанавливать мышечный тонус при повреждениях двигательной сферы, уменьшать психоэмоциональное напряжение и повышать общий психоэмоциональный тонус. В этой связи М. нашла применение в самых разных областях медцины. Имеются клинические данные о применении М. в стоматологии, хирургии, гинекологии, урологии, в реабилитации больных после инфаркта миокарда, черепных и спинномозговых травм и даже как средство облегчения тяжелых физических страданий (при терминальных стадиях рака). М. применяется также в дефектологии при лечении речевых дефектов, коррекции дикции. Известны данные о применении М. в психиатрии при достаточно широком круге заболеваний от неврозов до некоторых форм шизофрении. В последние годы М. чаще используется как средство реабилитации. Кроме того, музыка (музицирование) может выступать средством непосредственного общения в случаях, когда речевое общение по каким-то причинам затруднено (детский аутизм), а также как доступная больному форма активности, с целью стимулировать самоконтроль движений, позы и др. В этих целях используются музицирование (игра на музыкальных инструментах или пение), реже сочинение музыки. Отмечается, что одним из важных объективных показаний к М. служит высокая ценность музыки для пациента (или его семьи). К настоящему времени не существует достоверно обоснованных принципов отбора музыкальных образцов для составления музыкальных программ терапевтического назначения. Вопрос о принципах подбора музыки (имея в виду тот факт, что она должна отвечать возможностям восприятия пациента) остается открытым. Экспериментальные и клинические данные о терапевтическом воздействии музыки очень противоречивы, что затрудняет их теоретическую интерпретацию. В ряде работ было установлено, что физиологические реакции на музыку отдельных индивидов варьируются в широких пределах, вплоть до противоположно направленных. Характер физиологических реакций слушателя определяется его личной музыкальной восприимчивостью и заинтересованностью. У разных лиц "отзывчивость" организма на музыкальное воздействие разная.

Источник: Клиническая психология. Словарь

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам М., представлен в работах Л. С. Брусиловского (1971), В. Ю. Завьялова (1995), Швабе (Schwabe Ch., 1974), Галинской (Galinska E., 1977) и др.
Выделяют 4 основных направления лечебного действия М.: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия М. указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
М. существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная М. представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная М. предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная М. существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
При групповой психотерапии М. применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная М. с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе групповой психотерапии активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный "музыкальный портрет", т. е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.
При групповой психотерапии используется и активный вариант М. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной М. может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительной, теплой атмосферы.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Сравнительная оценка различных методов (музыкотерапия и кинезиология) снижения психоэмоционального н

Сугробова Г. А.
Психофизиологические аспекты музыкотерапии давно подвергались пристальному изучению психологами и физиологами.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапия и ее становление в науке и практике

Налбандьян Маргарита Альбертовна, Мигунова Марина Григорьевна
В статье освещаются проблематика музыкотерапии, становления ее в науке и практике, вопросы физиологического воздействия музыки на человека.
Читать PDF
0.00 байт

Музыка и музыкотерапия в эволюции человечества

Близниченко Марина Владимировна
В статье осуществляется ретроспективный анализ психо-физиологического воздействия музыки на человека, в результате которого прослеживается процесс научного осмысления роли и значимости музыкального искусства в эволюции человечеств
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальная фрустрация как фактор суицидального риска: музыкотерапия в коррекции аттитюдов смер

Губина С.Т.
В статье представлено исследование, актуальность которого обусловлена поиском объяснительных механизмов влияния экзистенциальных переживаний на стратегии суицидального поведения с учётом субъективного отношения к феномену смерти.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапия недоношенных новорождённых детей: успехи и перспективы

Исследование влияния музыки на недоношенных новорождённых проводится с 70-х годов ХХ века. В большинстве работ показано значительное положительное влияние музыки на различные физиологические показатели у младенцев.
Читать PDF
0.00 байт

Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения

Самерханова Л. Ч., Филатова Н. В., Герасимова С. В., Билялова Д. А., Яркаев А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапия в реабилитации больных

Богданова Л. П.
Проведено исследование влияние мызыкотерапии на эффективность реабилитации 126 больных в возрасте от 16 до 66 лет в условиях многопрофильной областной клинической больницы.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапия в комплексном лечении нейроэндокринного синдрома у детей

Лундина Г.В., Соболь А.А.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты

Гайнанова Аида Арслановна, Юдичев Сергей Вячеславович
В статье авторы знакомят с методикой применения музыкальной терапии, которую они используют на занятиях со студентами вокального отделения. Музыкальная терапия сегодня находит все более широкое применение в медицине.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями

Попок Алеся Григорьевна
Цель данной статьи показать значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздей
Читать PDF
0.00 байт

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О. В., Макарченко Т. А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкотерапевтическая методология медико-психологического сопровождения обучения гиперактивных детей

Торопова Алла Владимировна, Фань Ин
В статье обсуждается проблема медико-психологического сопровождения обучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Похожие термины: