МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ЗАВЬЯЛОВУ

Найдено 1 определение:

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ЗАВЬЯЛОВУ

М. р. т. п. З. - вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом (Завьялов В. Ю., 1995).

В основе М. р. т. п. З. лежит эффект незавершенных действий, описанный Б. В. Зейгарник. По автору метода релаксационной музыкальной психотерапии, в случае незавершения какого-либо действия (остановка в движении к цели, фиксация на препятствии и поиск лучших путей реагирования и приспособления, поиск решения и т. п.) возникает психическое (психоэмоциональное) напряжение. М. р. т. п. З. "позволяет человеку символически (метафорически), на уровне чувств или образности создать модели выхода из состояний напряженности и пережить "разрядку" непосредственно как реальный, ощутимый физически, протекающий в реальном времени процесс. Музыкальная программа является "метафорическим сообщением" о новых возможностях справиться с трудными психологическими состояниями, "приглашением" войти в новое психологическое пространство (музыкальное переживание) и "навигатором" - средством ориентации и выбора оптимального "курса" прохождения через ограничения и стереотипы мышления, мешающие человеку пережить новый опыт" (Завьялов В. Ю., 1995).

Важнейшее условие эффективности М. р. т. п. З. - построение "терапевтического контекста" взаимоотношений между врачом и его пациентом. Музыкальная программа является только средством психотерапии. Для того чтобы это средство "работало", врачу необходимо точно диагностировать проблему пациента, проводить предварительное начальное обучение и создавать терапевтические ожидания и перспективы, вместе с пациентом выбирать достижимые цели, обеспечивать "доступ к ресурсам" пациента, грамотно анализировать сопротивление разрядке и расслаблению.

Методика М. р. т. п. З. предполагает следующие этапы: предварительное обучение, основной процесс, "психотерапевтическая разработка", посттерапевтическое обучение.

На предварительном этапе проводится первичное интервью, обучение пациента принципам релаксации и музыкальной разрядки, создается установка и готовность пациента испытать "музыкальное переживание". На этом этапе также осуществляется выбор музыки. Автором рекомендуются применять созданные им музыкальные программы, либо создавать иные музыкальные программы, включающие музыкальные композиции для релаксации и медитации. Пациент готовится не только к прослушиванию музыки, но и всего происходящего внутри себя. Для этого создаются условия безопасности и комфортные "психоакустические параметры звуковой атмосферы". В этой предварительной части М. р. т. п. З. психотерапевт является наиболее активным участником психотерапевтического процесса, а пациент является ведомым.

На этапе основного процесса прослушивается музыкальная программа совместно с врачом, самостоятельно и в группе.

Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки. Присутствие психотерапевта повышает значимость происходящего. Самостоятельное прослушивание чаще всего принимает характер домашнего задания, в этом случае М. р. т. п. З. является вспомогательным инструментом основного варианта психотерапии, например краткосрочной ее формы. Прослушивание музыкальных программ в группе может значительно усилить воздействие музыки, способствовать созданию особой атмосферы коллективного погружения и фантазирования, когда создаются и переживаются сходные образы, метафоры и эмоциональные состояния. Автором отмечается "погружение" в процесс музыкального восприятия, напоминающее состояние транса, для которого характерно отключение от внешних условий, состояние мечтательности и двигательного покоя, обращение внутрь себя. На этапе психотерапевтической разработки проводится процедура вербализации музыкальных переживаний. Она предполагает описание образов, возникших при прослушивании музыкальной программы, оттенков эмоционального состояния, а также более сложных процессов - "смыслообразов", переживания психической трансформации, самовосприятие собственной личности в целом, сложных личностных мотивов, ценностей и пр. Важным элементом этого этапа является фиксация позитивных изменений и суггестия желательных результатов. Автором также выделяется процедура так называемого "релакс-анализа" - совместный с пациентом анализ психических процессов в ответ на релаксацию при прослушивании музыкальных программ. Процедура "релакс-анализа" рассматривается автором как переработанная известная в психосоматической литературе методика "Relax-analitique" (Stephanos S., De M'Uzan G., 1976). При рассмотрении "релакс-анализа" как самостоятельного процесса в рамках музыкальной релаксационной психотерапии предполагается, что отношения между психотерапевтом и пациентом приобретают определенные закономерности. В частности, предусматривается рассмотрение следующих планов "релакс-анализа":

1) "дозирование" (релаксация проводится поэтапно и последовательно);

2) "психомоторная активность" (поощрение активности пациента);

3) "собственно релаксация" (релаксация как способ достижения удовольствия;

4) "осознавание дилеммы" (пациент приобретает опыт разделения ответственности за собственные эмоциональные переживания в момент релаксации;

5) "переживания табу инцеста" - решающий этап терапии - психотерапевт уходит как реальный объект, а пациент принимает всю ответственность на себя.

Задачей этапа посттерапевтического обучения является перенос терапевтических достижений в жизнь. На этом этапе М. р. т. п. З. пациенту даются задания, он продумывает собственные модели выхода из трудных ситуаций, преодоления остаточных явлений болезни.

Среди механизмов лечебного действия М. р. т. п. З. выделяются следующие: коммуникативные, психофизиологические, психодинамические эффекты, сдвиг локуса контроля, плацебо-эффекты.

Автор отмечает, что не предполагается определенной последовательности в применении тех или иных музыкальных программ. Более важным является индивидуальный план терапии. Иногда достаточно применения 2-3 программ, выбранных удачным образом, или прослушивания одной программы несколько раз. Как правило, в курсе лечения предусматривается 6-7 программ.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Музыкальная психотерапия: педагогический аспект

Глазунова Л. И., Поддубная О. А.
В статье рассматривается возможность интеграции таких наук, как психотерапия и педагогика. В качестве одного из способов реализации психотерапевтических функций: коррекции, реабилитации, адаптации, профилактики негативных переживаний авторами предлагается музыкальная деятельность, осуществляемая в форме музыкально-психотерапевтического занятия
Скачать PDF

Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов

Петрушин В.И.
В настоящее время во всём мире идут поиски альтернативных методов сохранение и приумножения здоровья. Оздоровительные возможности музыки тесно связаны с направлением психосоматической медицины. Психосоматическая медицина рассматривает многие болезни как следствие нарушения психоэмоционального состояния человека. Сначала появляются негативные эмоции, связанные с нарушением чувства справедливости, обида, разочарование, ревность, зависть, вызывающие такие эмоции, как страх, тревога, печаль, беспокойство, агрессия. Через некоторое время эти эмоции начинают деформировать и разрушать функциональные системы организма. Так возникает повышенное артериальное давление, сахарный диабет, язвенный колит, многие другие психосоматические заболевания. Каждый музыкант, осознаёт он это или нет, является природным лекарем, способным нивелировать подобные эмоции, нормализовать психоэмоциональное состояние человека и таким образом увести его переживания от разрушительных последствий. В статье рассматриваются технологии музыкально-интегральной психотерапии, при помощи которой негативные эмоции могут быть проработаны и устранены.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н.Л.
Скачать PDF

Музыкальная коррекция состояния беременных женщин и психологическая подготовка к родам

Толчинская Елена Ароновна
Статья раскрывает проблему коррекционного влияния музыки на психологическое состояние беременных женщин. Выявленные значимые различия динамики состояния беременных в экспериментальной и контрольной группах подтверждают преимущество экспериментальной группы в улучшении самочувствия и настроения. В результате исследования выяснилось, что эффективность музыкальной коррекции зависит от соответствия музыки состоянию беременных женщин и их личностным свойствам. Особенности музыкального восприятия беременных женщин могут служить музыкально-диагностическим средством. Музыкальная коррекция состояния беременных сказывается на успешности протекания родов. В статье раскрывается зависимость музыкальных предпочтений беременных от их психологического состояния и личностных свойств, что нашло отражение в музыкальных рекомендациях.
Скачать PDF

Психотерапия и аттрактив-анализ

Сосланд А.И.
Скачать PDF

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей

Куляшова А.М.
В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.
Скачать PDF

«Музыкальный язык» как не-знаковая форма мышления, или несколько замечаний по поводу «Застоявшейся т

Нехаева И. Н.
Статья посвящена критическому анализу музыкального искусства как области демонстрации языка, представляющего собой знаковую систему и, согласно традиционному взгляду, элиминирующего музыкальную область, которая сама по себе не содержит знаков, а также значений, поскольку не имеет условий для взаимодействия означаемого и означающего, что последовательно рассматривается и аргументируется посредством нахождения и противопоставления особенностей и специфики языковой и музыкальной сфер.
Скачать PDF

Провокативная психотерапия в психологии управления: мотивирование персонала

Хуртова Елена Алексеевна
Мотивация является одним из наиболее популярных и спорных предметов исследования психологической науки. Тем самым создалась благоприятная ситуация для разработки все новых подходов в теории мотивации и способов мотивирования сотрудников, что повлекло за собой идею применения метода провокативной терапии в практике работы с группами, нацеленными на повышение вышеуказанного свойства
Скачать PDF

Психологическая коррекция, реабилитация и психотерапия сотрудников ОВД, вв и военнослужащих участник

Юдин В.В., Князева Н.И.
Скачать PDF

Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки

Пантелеев Александр Федорович
В работе рассматривается проблема взаимосвязи музыкальных предпочтений слушателей и их индивидуально-психологических свойств, особое внимание уделено взаимосвязи успешности решения субъектом психомоторных задач и характером его музыкальных предпочтений. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют в пользу предположения о существовании такой взаимосвязи.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: