МУЖЕСТВЕННОСТЬ | ЖЕНСТВЕННОСТЬ
МУЖЕСТВЕННОСТЬ|ЖЕНСТВЕННОСТЬ (MASCULINITY|FEMININITY)
Обобщающие обозначения сочетаний характерных признаков представителей каждого пола, включая анатомию, внешность, половую идентичность, половые роли, сексуальные предпочтения и культурно обусловленное социальное поведение. Несмотря на исторические и межкультурные различия, эти характеристики долго считались врожденными, биологическими по природе. Осознание того, что эти различия требуют психологического объяснения, является огромным интеллектуальным достижением Фрейда, за которое надо воздать ему должное.
Поначалу Фрейд отождествлял полярность мужественности/женственности с полярностью активности/пассивности, полагая, что активность женщины является мужским качеством, а пассивность мужчины - женским. Позже, однако, он вынужден был признать, что и в мужчинах, и в женщинах представлено смешение активности и пассивности, равно как других мужских и женских черт. Вследствие этого он и другие исследователи кок в рамках психоанализа, так и вне него изменили первоначальную формулировку. Содержание этих понятий менялось по мере того, как возникали все новые вопросы по поводу традиционного отождествления биологического пола с сексуальной ролью и психологическими характеристиками. В настоящее время сложный процесс становления характеристик, обозначаемых как мужские и женские, рассматривается не только в связи с эдиповым развитием, но и с доэдиповым развитием, идентификацией, интернализацией и научением.
Наряду с анатомическими и гормональными межполовыми различиями, выделены три основные группы психологических различий: 1) половая идентичность: чувство принадлежности к тому или другому полу, формирующееся к трем годам, когда завершается процесс сепарации-индивидуации и ребенок обретает автономию; 2) сексуальное поведение, явное или воображаемое, выражающееся в выборе объекта и соответствующей активности; 3) детерминированные культурой и институционализированные несексуальные атрибуты и поведение - внешний физический облик, одежда, манеры, речь, эмоциональная отзывчивость, агрессивность и др. Идентификация и с отцом, и с матерью означает, что представители обоих полов обретают бисексуальную предрасположенность, но к трехлетнему возрасту одна сексуальная ориентация превалирует. Хотя и половая идентичность, и полоролевое поведение могут отражать полярность мужественности/женственности, полоролевая идентичность соотносится с психологическим образом себя, который можно определить как самооценку своей мужественности или женственности в соответствии с социальными стандартами мужского и женского поведения. Такая самооценка постоянно отслеживается, сознательно и бессознательно. Полоролевое поведение, напротив, соотносится с теми чертами, которые наблюдатель считает мужскими или женскими.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ
совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.
В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.
Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.
По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.
Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.
Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.
Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.
В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.
В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.
Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.
По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.
Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.
Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.
Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.
В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001