МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ это что такое МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ: определение — Психология.НЭС
МУЖЕСТВЕННОСТЬ МУЖЕСТВО

МУЖЕСТВЕННОСТЬ | ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Найдено 2 определения термина МУЖЕСТВЕННОСТЬ | ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

МУЖЕСТВЕННОСТЬ|ЖЕНСТВЕННОСТЬ (MASCULINITY|FEMININITY)

Обобщающие обозначения сочетаний характерных признаков представителей каждого пола, включая анатомию, внешность, половую идентичность, половые роли, сексуальные предпочтения и культурно обусловленное социальное поведение. Несмотря на исторические и межкультурные различия, эти характеристики долго считались врожденными, биологическими по природе. Осознание того, что эти различия требуют психологического объяснения, является огромным интеллектуальным достижением Фрейда, за которое надо воздать ему должное.

Поначалу Фрейд отождествлял полярность мужественности/женственности с полярностью активности/пассивности, полагая, что активность женщины является мужским качеством, а пассивность мужчины - женским. Позже, однако, он вынужден был признать, что и в мужчинах, и в женщинах представлено смешение активности и пассивности, равно как других мужских и женских черт. Вследствие этого он и другие исследователи кок в рамках психоанализа, так и вне него изменили первоначальную формулировку. Содержание этих понятий менялось по мере того, как возникали все новые вопросы по поводу традиционного отождествления биологического пола с сексуальной ролью и психологическими характеристиками. В настоящее время сложный процесс становления характеристик, обозначаемых как мужские и женские, рассматривается не только в связи с эдиповым развитием, но и с доэдиповым развитием, идентификацией, интернализацией и научением.

Наряду с анатомическими и гормональными межполовыми различиями, выделены три основные группы психологических различий: 1) половая идентичность: чувство принадлежности к тому или другому полу, формирующееся к трем годам, когда завершается процесс сепарации-индивидуации и ребенок обретает автономию; 2) сексуальное поведение, явное или воображаемое, выражающееся в выборе объекта и соответствующей активности; 3) детерминированные культурой и институционализированные несексуальные атрибуты и поведение - внешний физический облик, одежда, манеры, речь, эмоциональная отзывчивость, агрессивность и др. Идентификация и с отцом, и с матерью означает, что представители обоих полов обретают бисексуальную предрасположенность, но к трехлетнему возрасту одна сексуальная ориентация превалирует. Хотя и половая идентичность, и полоролевое поведение могут отражать полярность мужественности/женственности, полоролевая идентичность соотносится с психологическим образом себя, который можно определить как самооценку своей мужественности или женственности в соответствии с социальными стандартами мужского и женского поведения. Такая самооценка постоянно отслеживается, сознательно и бессознательно. Полоролевое поведение, напротив, соотносится с теми чертами, которые наблюдатель считает мужскими или женскими.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

МУЖЕСТВЕННОСТЬ-ЖЕНСТВЕННОСТЬ

совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

   В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

   В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

   Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

   По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

   В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

   Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

 Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

   Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

   В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.   

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено рефератов по теме МУЖЕСТВЕННОСТЬ | ЖЕНСТВЕННОСТЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 5

Гендерные стереотипы относительно мужественности-женственности спортсменов разного пола

Дамадаева Анжела Сергеевна
В статье показаны данные, показывающие, что существуют гендерные стереотипы в отношении психологической мужественности-женственности спортсменов в разных видах спорта, в некоторой степени расходящиеся с объективной реальностью. Спортсмены достаточно объективно оценивают свой психологический пол (за исключением спортсменок маскулинных видов спорта, которые отрицают факт своей маскулинности). Уровень выраженности гендерных стереотипов зависит от ряда переменных, к числу которых относится пол, занятия спортом, спортивная специализация.
Скачать PDF

Актуализация образа женственности в развитии гендерного самосознания личности

Азарова Людмила Николаевна, Чекалина Ангелина Анатольевна
Представлены материалы исследования особенностей развития гендерного самосознания личности. Авторы анализируют теоретико-методологические подходы к категориям гендерного самосознания и женственности, феномен женственности в понимании современных учителей-женщин. Рассмотрены задачи и технологии программы, развивающей гендерное самосознание; описан опыт актуализации образа женственности в развитии гендерного самосознания личности.The article presents material of the studies development of gender identity card. The authors analyze the theoretical and methodological approaches to the categories of gender identity and femininity, womanhood in understanding the phenomenon of contemporary women teachers. The article deals with the problem and Technology, developing gender identity, describes the experience of updating the image of femininity in the development of gender identity card.
Скачать PDF

Заметки о женственности, или большая история маленького платья

Асенов Стоян
В 1926 г. Коко Шанель создает маленькое черное платье и этим событием отмечено начало удивительного долголетия этой одежды в мире моды. Такое долголетие парадоксально: что-то остается всегда модным в мире изменчивости. Этот парадокс позволяет нам взглянуть на маленькое черное платье как уникальную историю отношений между телом и одеждой, которая репрезентирует женщину вне эфемерности модного и придает женственности специфический статус. Феномен маленького черного платья позволяет нам раскрыть существенные черты современного конституирования тела и женственности. Важный вопрос, на который мы пытаемся здесь ответить, заключается в том, как философия может подойти к осмыслению этого феномена. Реконструкция конкретного культурно-исторического кон-текста, несмотря на свою значимость, скорее затруднила бы понимание этого феномена, так как ускользнет уникальность и целостность предмета исследования. Данная статья предлагает иной подход: понимание возможно, если феноменологически раскрыть «игру» между телом, черным цветом и маленьким [платьем], то есть отношение между черной одеждой, телом, и «работой» малого. Основная предпосылка предлагаемого автором анализа заключается в том, что эта «игра» темпорализует тело, и поэтому маленькое черное платье является, прежде всего, временным феноменом. Тело выходит за пределы физического способа существования, и природная женственность становится исторической и биографической. Таким образом, тайна и очарование женственности возникают не столько вследствие физических особенностей тела, а, скорее, в репрезентации его как утаенной истории, как скрытой био-графии. Таким образом, женщина предстает как рассказ, но это не рассказ о «природной» женщине, а о биографическо-индивидуализированной женственности. Тем самым открываются новые измерения эротического, поскольку оно выходит за пределы эротики непосредственного ощущения и образа и становится эротикой воображения.
Скачать PDF

Мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины

Малова Татьяна Васильевна
В статье на основе имеющихся подходов в гендерных исследованиях рассмотрена сущность гендерного самоопределения личности, раскрыто определение «мужественность» и охарактеризовано оно применительно к гендерным ролям мужчин и женщин в семье и обществе.
Скачать PDF

Трансформация мужественности в российском обществе

Федосеева Ирина Александровна, Соломатин Евгений Вячеславович
В статье обозначена актуальность выдвинутой проблемы. Представлен анализ понятий «маскулинность», «мужественность». Представлена трансформация понятия «мужественность» в историческом контексте. Автор акцентирует внимание на множественности маскулинности.
Скачать PDF