Музейная педагогика

Найдено 1 определение
Музейная педагогика
особый раздел педагогической науки, область научного знания и научно–практической деятельности современного музея ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. М. п. — это наиболее активно развивающееся направление деятельности музея независимо от того, идет ли он в детском саду, в школе, вузе или в системе повышения квалификации учителей.
Востребованность музея обществом сегодня может быть напрямую связана с кризисом цивилизации конца ХХ века, с особой остротой обозначившейся проблемой сотрудничества культуры и образования в стремительно меняющемся мире. Все чаще политики и экономисты понимают, что экономические и социальные цели общества становятся бессмысленными, если при этом не учитывается духовная природа человека, его потребность в нравственно–эстетических ценностях, носителями которых могут выступать как окружающие человека предметы, так и искусства.
Осознание этой истины и породило в конце уходящего столетия новую образовательную парадигму, суть которой в стремлении к гуманитарному обновлению образования. Одним из наиболее прямых и ясных путей гуманизации образования оказалось сотрудничество музея и школы, формирующееся не одно столетие и эффективно осуществляющее гуманизацию личности. Не наука и техника, а гуманитарная культура — важнейшая панацея от расчеловечивания, дегуманизации человека и общества. Представители гуманитарных наук, обозначив социокультурную функцию музея, видят в нем институт общения и взаимодействия различных культур. Музей способен не только “погружать” зрителя в культуру (искусство) прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в образовательном процессе. Именно музей представляет собой идеальную среду для осуществления перемен в образовании средствами культуры.
Сегодня уже не требует утверждения и доказательств тот факт, что включение культуры и искусства в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Речь идет о формировании творческой личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни. Подчеркнем, что именно в музее внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений и внутренний — личностный мир человека неразрывно и вместе с тем органично, ненасильственно сопрягаются.
Особая роль принадлежит художественному музею, который всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности. Имея широкие возможности для формирования художественной культуры, для воспитания молодого поколения, он использует в качестве средства реализации этих задач исторически сложившиеся и обогащенные новым опытом формы и методы работы с аудиторией. В художественном музее в отличие от всех иных, образовательная деятельность обладает особой спецификой — в той самой мере, в какой художественное произведение отличается от всякого нехудожественного предмета, даже если он находится в музее и представляет собой предмет музейный. Общение с подлинником, находящееся в центре педагогического процесса, принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику его методики, направленной на развитие художественного восприятия. Выйдя на качественно новый уровень сотрудничества с системой образования, художественный музей усилил свои позиции как самостоятельный образовательный центр. Его “педагогический суверенитет”, опираясь на межпредметные связи и полихудожественный подход, заключается, прежде всего, в том, что музей создал уникальное художественно–временное пространство, расширив представление человека о мире. В его среде есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к минувшим эпохам, а также почувствовать свое место в истории. Это обстоятельство определяет особое место музея в системе непрерывного образования.
«Педагогический суверенитет» музея отчетливо проявляется при осмыслении различий музея и школы как образовательных институтов. Школа и музей сегодня активно ищут подходы, благодаря которым культура откроется подрастающему поколению во всем богатстве ее смыслов, драматических коллизий, противоречий и достижений. В то же время музей выступает естественным сподвижником школы на путях гуманитарного освоения научно–технических достижений, преодоления сциентистской ориентации в образовании, возвращения к культуро — и природосообразности педагогики.
Взаимодействие музея и школы отражает общую тенденцию культуры 21 века к интеграции различных сфер знания и деятельности. Актуальность их педагогического сотворчества связана с глубинными тектоническими изменениями в культуре мировой цивилизации. Эти изменения в России ускоряются специфическими факторами: ходом социально–экономических реформ, сменой идеологических и мировоззренческих ориентаций в обществе, трансформациями его ментальности.
“Там, где образование начинается с техники, … никогда не появляется Аристотелей. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудость мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля, тот час же дело сопровождалось великими техническими открытиями…» (Неизданный Достоевский. Литературное наследие — М.,1971. Т. 33. С.312). (Столяров Б. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.08 кб

Становление музея и музейной педагогики

Мышева Т.П.
В статье рассмотрены этапы становления музея.
Читать PDF
723.81 кб

Музейная педагогика: гуманитарная парадигма

Прасолова Е.
Читать PDF
515.45 кб

Музейная педагогика в вузе как форма сотворчества

Филиппова Н. Н.
Работа Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н.
Читать PDF
891.43 кб

Нравственные аспекты школьной музейной педагогики

Маслобойщиков Валерий Серафимович, Маслобойщикова Анна Евгеньевна
В статье представлен опыт партнерского взаимодействия в рамках школьной музейной педагогики, ориентированной на становление нравственности подрастающего поколения и привитие иммунитета к фашистской идеологии.
Читать PDF
5.25 мб

Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников

Низамова Халида Махмутовна
Музейная педагогика-это инновационная технология в области образования детей, которая позволяет погружение воспитанников в специально организованную предметно-пространственную среду, в результате которой повышается внимание ребенк
Читать PDF
257.21 кб

Музейная педагогика: историко-педагогический анализ

Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П.
В статье рассматриваются история становления и развития музейной педагогики, проблемы её современного состояния. Характеризуются формы взаимодействия музея и школы, организуемые в рамках музейно-педагогического процесса.
Читать PDF
1.39 мб

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Пугач Ольга Викторовна
Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы.
Читать PDF
105.18 кб

Музейная педагогика в современном военном образовании

Зинченко Леонид Иванович
Статья посвящена вопросам использования возможностей музейной педагогики в образовательном процессе подготовки военнослужащих.
Читать PDF
945.21 кб

Музейная педагогика в ДОО: новые перспективы развития

Ахтырская Юлия Викторовна
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Читать PDF
161.84 кб

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Мышева Татьяна Петровна
В статье рассматривается музейная педагогики как наука о воспитании средствами музея, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, ориентированная на передачу культурного опыта через педагоги
Читать PDF
188.10 кб

Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот

Макеева Ирина Александровна
В статье охарактеризованы трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики и описан опыт деятельности музейного комплекса детского дома.
Читать PDF
3.71 мб

Музейная педагогика в образовательном процессе техникума

Е. Н. Иванова
Читать PDF
1.44 мб

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Остроумов Владимир Владимирович
В статье рассматривается музей как одно из важнейших средств дополнительного образования.
Читать PDF
139.41 кб

Роль музейной педагогики в формировании целостной личности

Васильева Т. Е.
Автор статьи представляет различные мнения ведущих ученых и музейных деятелей, которые занимались исследованием проблем музейной педагогики, отмечая, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе образования и
Читать PDF
336.38 кб

Концепция искусства памяти в контексте музейной педагогики

Соколова М.В.
Автор исследует связь между исторической памятью и музейной педагогикой. В статье рассматривается историческая память как новое направление в гуманитарных исследованиях и особое внимание уделено т.н. «искусству памяти».