особый раздел педагогической науки, область научного знания и научно–практической деятельности современного музея ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. М. п. — это наиболее активно развивающееся направление деятельности музея независимо от того, идет ли он в детском саду, в школе, вузе или в системе повышения квалификации учителей.
Востребованность музея обществом сегодня может быть напрямую связана с кризисом цивилизации конца ХХ века, с особой остротой обозначившейся проблемой сотрудничества культуры и образования в стремительно меняющемся мире. Все чаще политики и экономисты понимают, что экономические и социальные цели общества становятся бессмысленными, если при этом не учитывается духовная природа человека, его потребность в нравственно–эстетических ценностях, носителями которых могут выступать как окружающие человека предметы, так и искусства.
Осознание этой истины и породило в конце уходящего столетия новую образовательную парадигму, суть которой в стремлении к гуманитарному обновлению образования. Одним из наиболее прямых и ясных путей гуманизации образования оказалось сотрудничество музея и школы, формирующееся не одно столетие и эффективно осуществляющее гуманизацию личности. Не наука и техника, а гуманитарная культура — важнейшая панацея от расчеловечивания, дегуманизации человека и общества. Представители гуманитарных наук, обозначив социокультурную функцию музея, видят в нем институт общения и взаимодействия различных культур. Музей способен не только “погружать” зрителя в культуру (искусство) прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в образовательном процессе. Именно музей представляет собой идеальную среду для осуществления перемен в образовании средствами культуры.
Сегодня уже не требует утверждения и доказательств тот факт, что включение культуры и искусства в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Речь идет о формировании творческой личности, способной, усвоив текст гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни. Подчеркнем, что именно в музее внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений и внутренний — личностный мир человека неразрывно и вместе с тем органично, ненасильственно сопрягаются.
Особая роль принадлежит художественному музею, который всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности. Имея широкие возможности для формирования художественной культуры, для воспитания молодого поколения, он использует в качестве средства реализации этих задач исторически сложившиеся и обогащенные новым опытом формы и методы работы с аудиторией. В художественном музее в отличие от всех иных, образовательная деятельность обладает особой спецификой — в той самой мере, в какой художественное произведение отличается от всякого нехудожественного предмета, даже если он находится в музее и представляет собой предмет музейный. Общение с подлинником, находящееся в центре педагогического процесса, принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику его методики, направленной на развитие художественного восприятия. Выйдя на качественно новый уровень сотрудничества с системой образования, художественный музей усилил свои позиции как самостоятельный образовательный центр. Его “педагогический суверенитет”, опираясь на межпредметные связи и полихудожественный подход, заключается, прежде всего, в том, что музей создал уникальное художественно–временное пространство, расширив представление человека о мире. В его среде есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к минувшим эпохам, а также почувствовать свое место в истории. Это обстоятельство определяет особое место музея в системе непрерывного образования.
«Педагогический суверенитет» музея отчетливо проявляется при осмыслении различий музея и школы как образовательных институтов. Школа и музей сегодня активно ищут подходы, благодаря которым культура откроется подрастающему поколению во всем богатстве ее смыслов, драматических коллизий, противоречий и достижений. В то же время музей выступает естественным сподвижником школы на путях гуманитарного освоения научно–технических достижений, преодоления сциентистской ориентации в образовании, возвращения к культуро — и природосообразности педагогики.
Взаимодействие музея и школы отражает общую тенденцию культуры 21 века к интеграции различных сфер знания и деятельности. Актуальность их педагогического сотворчества связана с глубинными тектоническими изменениями в культуре мировой цивилизации. Эти изменения в России ускоряются специфическими факторами: ходом социально–экономических реформ, сменой идеологических и мировоззренческих ориентаций в обществе, трансформациями его ментальности.
“Там, где образование начинается с техники, … никогда не появляется Аристотелей. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудость мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля, тот час же дело сопровождалось великими техническими открытиями…» (Неизданный Достоевский. Литературное наследие — М.,1971. Т. 33. С.312). (Столяров Б. А.)