МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(англ. multicultural education) - 1) концептуальное идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества; 2) образовательная стратегия, представляющая последовательные образовательные процессы (организация, реализация, результат), цель которых - решение образовательными средствами проблем, возникающих в обществе в ходе эволюции национальных государств и постколониальных миграционных процессов. Разработка учебных программ и организация учебного процесса в рамках стратегии М. о. ориентированы на преодоление культурного отчуждения учащихся, признание и развитие основополагающих демократических ценностей: прав человека, свободы, демократии, солидарности, плюрализма.
Как мировоззренческая позиция М. о. представляет собой новейший образовательный институт идентичности современного человека. Наиболее важными функциями М. о. являются: 1) создание новой образовательной среды как важного стабилизирующего фактора гражданского общества; 2) снижение межэтнической напряженности; 3) воспитание толерантности в отношениях между представителями различных культур. Особое значение в М. о. придается одновременному изучению языков этнических меньшинств и доминирующей культуры. В качестве концепции и стратегии образованиям, о. противоположно теории ассимиляции в образовании. Син. поликультурное, интеркультурное образование. (В. Н. Чигирь.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МУЛЬТЫКУЛЬТУРНАЯ АДУКАЦЫЯ / MULTICULTURAL EDUCATION– образовательная концепция, которая исходит из представления о многообразии, взаимодействии и взаимопроникновении культур как базовой реальности современного глобализирующегося мира и, как следствие, о необходимости создания в сфере образования условий для освоения этого многообразия с учетом особенностей участников образовательного процесса– представителей различных культур. Концепция М. о. основана на убеждении в принципиальной равноценности культур, равной значимости изучения культурного наследия различных этнических общностей, стран и регионов, совместимости различных культурно-специфических систем ценностей, обычаев и традиций и возможности их гармоничного сосуществования без необходимости культурной унификации или искусственного создания и внедрения некой общей транскультурной системы правил. Вместо этого в рамках М. о. предлагается развитие качеств, обеспечивающих способность личности интегрироваться в поликультурный мир, прежде всего культурной сенситивности и толерантности. Культурная сенситивность означает чувствительность, восприимчивость к особенностям других культур, умение их распознавать и классифицировать именно как культурно-специфические нормы, а не как отклонения от нормативных требований собственной культуры. Развитие культурной сенситивности в М. о. осуществляется посредством обеспечения постоянного доступа к репрезентативным материалам, отражающим особенности различных культур (художественной литературе, фильмам, записям повседневного взаимодействия). Для стимулирования понимания отдельных особенностей конкретных культур используется специальный инструмент– культурный ассимилятор, представляющий собой описание ситуации вызванных непониманием проблем в межкультурном взаимодействии, с различными вариантами объяснений ситуации, из которой обучающимся предлагается выбрать правильное. Толерантность– активное принятие особенностей других культур и культурного многообразия в целом. В рамках М. о. развитие толерантности осуществляется преимущественно посредством различных тренинговых упражнений, направленных на моделирование опыта интолерантности с различных сторон, с последующей саморефлексией и коллективным обсуждением. М. С. Фабрикант