Мультикультурное консультирование

Найдено 1 определение:

Мультикультурное консультирование

multicultural counseling) Маловероятно, чтобы стратегии консультирования, не принимающие в расчет культурные условия, были точными или надлежащими. Культура в этом контексте определяется как "социальные стимулы, являющиеся продуктами поведения других людей". Мультикультурализм (Multiculturalism) придает значение как тем аспектам, в к-рых группы отличаются одна от другой, так и тем аспектам, в к-рых они в то же время схожи друг с другом. Чрезмерный акцент на сходстве имел следствием ошибочную концепцию "плавильного тигля", не придающую различиям никакого значения. Чрезмерное подчеркивание различий имело результатом изоляцию групп друг от друга. М. к. - это общая (родовая) теория, основанная на признании "как культуроспецифичных характеристик, которые различают, так и общекультурных характеристик, которые объединяют" людей. Мультикультурализм был назван "четвертой силой" в дополнение к психодинамической, поведенческой и гуманистической психологии. Интерес к М. к. вырос из движения за гражданские права и феминистского движения. Многие принадлежавшие к меньшинствам авторы внесли свой вклад в оформление и развитие мультикультурной перспективы, в фокусе к-рой первоначально находилась проблема подавление меньшинств культурой большинства. Сью и Сью, Касас, Аксельсон и Педерсон, Дрэганс, Лоннер и Тримбл собрали документально подтвержденные сведения о тех аспектах жизни и деятельности, в к-рых занимающиеся консультированием специалисты признавали статус-кво ценностей доминирующей культуры. Ренн обратил наше внимание на культурную инкапсуляцию консультирования под влиянием этноцентризма ("мое - самое лучшее") или релятивизма ("каждому - свое"). Инкапсуляция, произошедшая под давлением определяющей действительности, согласуется с допущениями доминирующей культуры, не чувствительна к культурным вариациям в об-ве, защищает существующее положение от изменения и опирается на должностные инструкции, делающие упор на техническую сторону работы консультантов. Ли и Ричардсон указывают на ловушки широкой перспективы мультикультурализма. Этот термин может определяться настолько широко и расплывчато, что утрачивает всякий смысл. Стереотипизация каждой группы меньшинств может вести к игнорированию внутригрупповых различий, а игнорирование сходства между культурами вполне может вылиться в новую форму расизма. Существует опасность непринятия всякого традиционного консультирования как предвзятого в отношении той или иной культуры. Возможно, что консультирование никогда не будет признано заслуживающим доверия со стороны меньшинств вследствие массы несправедливостей, допущенных в прошлом. Дсауза считает программы позитивных действий (affirmative action programs) в целом несправедливыми, неэффективными и неуместными, отражая, т. о., т. зр., к-рая противостоит мультикультурализму в консультировании и др. областях как несправедливо укрепляющему приемлемое для гос-ва поведение. Критики мультикультурализма, однако, заявляют, что навязывание приемлемого с государственной т. зр. поведения привело к разрушению традиционных ценностей. Паттерсон выступает против попыток модифицировать консультирование в направлении его приспособления к разным культурам и отстаивает универсалистскую позицию, согласно к-рой все культуры оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они способствуют самоактуализации своих членов. Паттерсон отрицает необходимость использования различных навыков, акцентов и инсайтов в каждой отдельной культуре. Дрэганс, отвечая на эту критику, указывает на то, что кросс-культурные консультанты действительно не пытаются изменить культуру, скорее они предоставляют клиенту возможность измениться, и что цели консультирования не ограничиваются самоактуализацией в любой культуре, в связи с чем не обязательно отказываться от существующей теории и практики, чтобы адекватно отвечать на запросы различных культур. Ридли привлекает наше внимание к сохраняющемуся в консультировании неумышленному расизму. Встречаются консультанты, к-рые заявляют, что они не замечают цвета кожи и обращаются со всеми одинаково. А это подразумевает, что такой консультант испытывает неудобство в связи с дифференцированным подходом к различным группам. Некоторые консультанты утверждают, что все проблемы клиента имеют истоки в его культурном происхождении. Когда клиенты или терапевты переносят из опыта предыдущих отношений положительные или отрицательные чувства на конкретного терапевта или клиента, могут возникать ошибочные интерпретации. Отдельные консультанты движимы амбивалентными мотивами в своей работе с меньшинствами, что указывает на потребность во власти и доминировании, а это может приводить к неадекватной оценке. Терапевты могут реагировать неподходящим образом, когда клиент точно распознает расистские тенденции в поведении терапевта. До недавнего времени мультикультурные проблемы не получали внимания и поддержки в профессиональном сообществе консультантов. Расовые и этнические меньшинства пока еще недостаточно представлены в этом сообществе. Национальный институт психического здоровья, Американская психологическая ассоциация и др. организации проводят политику, нацеленную на признание важности культуры. Касас связывает с новым интересом к мультикультурализму государственное и общественное одобрение благоприятных для меньшинств демографических изменений, возросшую различимость меньшинств, усилившееся давление со стороны групп борцов за гражданские права и экономические стимулы для поставщиков услуг привлекать небелых клиентов. Это открытие мультикультурализма может также быть следствием возросшего группового сознания, государственной поддержки национальных меньшинств в сфере наемного труда и образования, исполнения судебных приказов о басинге (совместной доставке школьников различной расовой принадлежности на автобусах в школу и из школы) в целях расовой интеграции и требований вести обучение на двух языках. К воинственности движений за гражданские права, развернувшихся в 1950-х г., должна была добавиться активность движений за коммунальную (общественную) систему психич. здоровья в 1960-х г., чтобы подтвердить право всех граждан на получение услуг психиатрического здравоохранения. Градус общественного недовольства повысился еще больше, когда инакомыслие сторонников движения против войны во Вьетнаме и феминистского движения (нацеленного против неравенства) было с одобрением воспринято и поддержано в СМИ. В 1970-х годах недопотребление услуг системы психиатрического здравоохранения членами меньшинств получило статус серьезной проблемы. В 1980-х гг. наплыв беженцев из разных стран наглядно продемонстрировал важность мультикультурной перспективы в консультировании. В 1990-х гг. быстрое изменение демографической ситуации предсказывало, что к 2000 г. больше трети учеников государственных школ будут представлены небелыми детьми, что еще больше подчеркивало востребованность мультикультурного подхода в консультировании. Барут и Мэннинг характеризуют исслед. в области мультикультурного консультирования как сосредоточенные в основном на изучении пар "черный клиент - белый консультант", использующие опросные или архивные методы и отбирающие участников из клиник психич. здоровья или психиатрических больниц. Критикуя мультикультурные исслед., Понтеротто перечисляет 10 слабых сторон таких исслед.: 1) отсутствие понятийной теоретической базы; 2) чрезмерный акцент на переменных упрощенного процесса взаимодействия консультанта с клиентом при невнимании к важным психосоциальным переменным; 3) чрезмерное доверие к данным, полученным в искусственных, оторванных от реальной жизни условиях; 4) игнорирование интракультурных различий внутри групп; 5) чрезмерная зависимость от нерепрезентативных (взятых из соображения удобства исслед.) студенческих выборок; 6) сохраняющееся доверие к мерам и средствам измерения, созданным в доминирующей культуре; 7) неспособность адекватно охарактеризовать изучаемую выборку в соответствии с культурным происхождением; 8) неспособность описать пределы обобщаемости результатов (или распространимости выводов); 9) ограниченность разнообразия изучаемых культурных меньшинств и 10) отсутствие ответственности исследователей перед изучаемыми группами меньшинств. Члены Комитета по обучению и тренингу 17 отделения (Консультирование) Американской психологической ассоциации разработали меморандум о компетентности в области М. к., выделив три вида компетентности, придающих значение сознаванию, знанию и умению. Компетентность, предполагающая сознавание, требует от консультанта: а) сознавать свое собственное культурное наследие, ценя и уважая культурные различия между людьми; б) сознавать, как свои собственные культурные ценности могут влиять на клиентов из др. культур; в) сознавать и спокойно признавать расовые и мировоззренческие различия между клиентами и консультантом и г) знать и сознавать, когда клиента, принадлежащего к определенному меньшинству, следует направить к другим специалистам. Четыре компонента компетентности, связанных со знанием, требуют от консультанта: а) хорошего понимания социально-политических сил, влияющих на отношения между культурами меньшинства и большинства; б) конкретных знаний о культуре клиента; в) полных и ясных знаний общей теории и традиционной практики консультирования; г) осведомленности об экономико-правовых барьерах, мешающих членам меньшинств пользоваться услугами, предоставляемыми в сфере психич. здоровья. Наконец, три вида умений, входящих в структуру компетентности в области мультикультурного консультирования, предполагают, что: а) все квалифицированные консультанты должны владеть широким (соответствующим уровню мастерства) арсеналом вербальных и невербальных способов реагирования, адекватных конкретному культурному контексту; б) консультанты должны уметь точно и вовремя посылать и принимать вербальные и невербальные сообщения в различных культурных контекстах; в) консультанты должны уметь вести защиту или (в случае необходимости) добиваться изменения системы или института, действуя от имени своих клиентов, принадлежащих к иной культуре. См. также Билингвизм, Консультирование, Кросс-культурное консультирование, Кросс-культурная психология, Кросс-культурные учебные программы, Культурные различия, Культур-шок, Социальное влияние П. Б. Педерсен
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности психокультурного опосредования ментальности авторов граффити и процесса мультикультурной

Белкин А.И., Ионесов В.И.
Представлены результаты теоретического изучения особенностей психологического опосредования девиантного поведения в информационном обществе. Описаны социально-психологические характеристики смеховой, официальной и информационной типов психокультуры. Оказалось, что граффити в целом представляют собой выражение информационной культуры.
Скачать PDF

Формирование мультикультурного поведения школьников

Потапова Ирина Александровна
В статье обоснуется «мультикультурное поведение» как категория, предлагается его характеристика, определяются периферийные термины "поведение", "культура", "культура поведения", "мультикультурализм", входящие в систему категории "мультикультурное поведение" в их взаимосвязи.
Скачать PDF

Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника

Потапова И.А.
В статье «Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника» обоснуются критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности на основе выделенных детерминант мультикультурного поведения, в качестве которых выступают этнотолерантность, этническая идентичность и этнические установки.
Скачать PDF

Стратегии и схемы самопонимания клиентов в мультикультурном диалоге

Статья посвящена изучению схем и стратегий понимания клиента в ситуации мультикультурного психологического консультирования, направлениям их изменения в процессе диалога.
Скачать PDF

К проблеме развития личности в мультикультурном обществе (на примере реализации программы «Языковое

Шигаева Олеся Игоревна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием программы обучения на личностные и интеллектуальные характеристики детей. Дана характеристика образовательной программы «языкового погружения», которая на данный момент применяется в школах Эстонии с целью интеграции недоминантной группы населения. Рассмотрена программа сравнительного исследования экспериментальной (учащиеся по системе «языкового погружения» и их родители) и контрольной (учащиеся, обучающиеся на родном языке по классической образовательной модели и их семьи) групп. Приводятся данные, полученные в ходе исследования вербального интеллекта детей, показана достоверность различий между ними.
Скачать PDF

Особенности стратегий понимания консультантов в мультикультурном диалоге

Статья посвящена сравнительному анализу этнокультурных особенностей понимания психолога в ситуации психологического консультирования, специфики схем и стратегий понимания субъектов, эффектам их взаимодействия и изменения в консультативном диалоге.
Скачать PDF

Синтез искусств как метод формирования мультикультурного поведения школьников

Потапова Ирина Александровна
Этническая диверсификация российского общества вызывает необходимость гармонизации межэтнических отношений средствами образования, чему может способствовать использование метода синтеза искусств в процессе формирования мультикультурного поведения школьников.
Скачать PDF

К проблеме развития личности в мультикультурном обществе (влияние родителей на языковую социализацию

Цветкова Лариса Александровна, Михайлова Олеся Игоревна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием программы обучения на личностные и интеллектуальные характеристики детей. Дана характеристика образовательной программы «языкового погружения», реализуемой в Эстонии в целях интеграции недоминантной группы населения. Приводятся результаты сравнительного исследования экспериментальной (школьники, обучающиеся по системе «языкового погружения», и их родители) и контрольной (школьники, обучающиеся на родном языке по классической образовательной модели, и их семьи) групп. Рассматриваются данные, полученные в ходе исследования личностных характеристик родителей учащихся, показана достоверность различий между ними. Библиогр. 19 назв. Табл. 6. Ил. 1.
Скачать PDF

Обучение сценической речи в мультикультурной образовтельной среде как метод формирования интеркульту

Дянкова Г., Младенова М.
Скачать PDF

Сибирский мультикультурализм: психологические и политологические аспекты и проблемы

Карнышев Александр Дмитриевич, Зуляр Юрий Анатольевич
Мультикультурализм понимается в теории и практике в качестве ориентации, которая предусматривает как сохранение культурной самобытности и особенностей всех этнокультурных групп, так и контакт, участие всех групп в большом плюралистическом обществе. На основе соответствующих фактов развития аборигенных сообществ азиатской части России исследователями введено понятие «сибирский мультикультурализм». Определены психологические предпосылки эффективного развития мультикультурализма: повсеместное принятие культурного разнообразия как ценности для общества; относительно низкий уровень негативных гетеростереотипов, отсутствие дискриминации; положительные взаимные отношения между этноконфессиональными группами, а также их ощущение принадлежности к большому обществу и отождествление себя с ним у всех индивидов (уровень гражданской идентичности). Мультикультурализм в таких районах России, как Байкальский регион, позволяет признать самобытность культур местных народов, одновременно ограничивая претензии на исключительность прав определенной этнической группы на эти территории.
Скачать PDF

Исследование экраннозависимых школьников в целях психологической помощи и консультирования

Волков О.И.
Скачать PDF

Значимость образа родителей в психологическом консультировании подростка

Писарева Анастасия Александровна
В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании подростка. Поднимается вопрос о значимости образа отца и матери при формировании личности подростка. Показано существование взаимосвязи между индивидуально-личностными качествами подростков и их отношением к образу родителей. Представлена зависимость субъективного видения подростком своих родителей и уровнем их социальной адаптации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: