МУХИНА Валерия Сергеевна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МУХИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА
(р. 1925)-психолог, специалист в области детской психологии. Основные темы исследований: психология изобразительной деятельности ребенка, личность ребенка-дошкольника и его развитие.
Соч.:Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981; Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства: Дети с отклоняющимся поведением. М., 1991; Близнецы: дневник жизни близнецов от рождения до 7 лет. М., 1997; Психология детства и отрочества. М., 1998; Детская психология. М., 1999; Возрастная психология. М., 2000.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МУХИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА
(1935 г.р.) - академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов - от рождения до 7 лет. М. выявила психологическую одновременность вхождения ребенка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребенка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии. Предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности - ее права и обязанности. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети- сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы для детей с различными психологическими проблемами.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

МУХИНА Валерия Сергеевна

(р. 1935) -российский психолог, специалист в области психологии развития, психологии личности и этнической психологии. Д-р пси-хол. наук (1972), профессор. Д. чл. РАО (1992), директор Института развития личности РАО (1992—1998). Окончив биолого-химический фак-т МГПИ им. В.И. Ленина (1956), защитила канд. дис. (1965). В 1972 — докт.: Генезис изобразительной деятельности ребенка. Работала на кафедре психологии МПГИ. С 1988— заведует кафедрой педагогической психологии Московского государственного педагогического ун-та (МГПУ), ныне кафедра психологии развития. Первоначально научная работа М. была связана с проблемами возрастной психологии и психологии развития. В работе Близнецы (1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс — зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями. Формирование знаковой функции сознания, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта (1981). В работах Проблемы генезиса личности (1985), Лишенные родительского попечительства (1991), Возрастная психология (1994) и др. были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары идентификация-обособления, построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяются пять звеньев в структуре самосознания — 1) эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2) притязание на признание, 3) половая идентификация, 4) психологическое время личности, 5) социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством М. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005