МУХИНА Валерия Сергеевна
Соч.:Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981; Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства: Дети с отклоняющимся поведением. М., 1991; Близнецы: дневник жизни близнецов от рождения до 7 лет. М., 1997; Психология детства и отрочества. М., 1998; Детская психология. М., 1999; Возрастная психология. М., 2000.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
(р. 1935) -российский психолог, специалист в области психологии развития, психологии личности и этнической психологии. Д-р пси-хол. наук (1972), профессор. Д. чл. РАО (1992), директор Института развития личности РАО (1992—1998). Окончив биолого-химический фак-т МГПИ им. В.И. Ленина (1956), защитила канд. дис. (1965). В 1972 — докт.: Генезис изобразительной деятельности ребенка. Работала на кафедре психологии МПГИ. С 1988— заведует кафедрой педагогической психологии Московского государственного педагогического ун-та (МГПУ), ныне кафедра психологии развития. Первоначально научная работа М. была связана с проблемами возрастной психологии и психологии развития. В работе Близнецы (1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс — зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями. Формирование знаковой функции сознания, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта (1981). В работах Проблемы генезиса личности (1985), Лишенные родительского попечительства (1991), Возрастная психология (1994) и др. были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары идентификация-обособления, построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяются пять звеньев в структуре самосознания — 1) эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2) притязание на признание, 3) половая идентификация, 4) психологическое время личности, 5) социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством М. Т.Д. Марцинковская
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005