Мозговой штурм МОЗГОВЫЕ ОБОЛОЧКИ

Мозговые волны

Найдено 1 определение:

Мозговые волны

brain waves) Нейронную активность, имеющую отчасти электрическую природу, можно записать с помощью электроэнцефалографа. Эту запись изменений электрической активности головного мозга во времени наз. электроэнцефалограммой (ЭЭГ), или, менее официально, М. в. Приоритет в разраб. метода электроэнцефалографии принадлежит немецкому психиатру Г. Бергеру (1873-1941). М. в. здорового чел. весьма разнообразны. Их частота охватывает диапазон от 1 до 100 Гц. Амплитуда колебаний сложного сигнала обычно составляет около 50 мкВ, хотя амплитуда отдельных волн здорового мозга может доходить до 1 мВ. Паттерн М. в. чел. - это глобальная и довольно грубая мера функционирования головного мозга, однако до сих пор не прекращаются попытки связать - пусть не всегда убедительно - паттерны ЭЭГ с различными состояниями сознания, а тж с аномалиями головного мозга. У людей запись М. в. производится с помощью отводящих электродов, накладываемых на определенные участки кожного покрова черепа. Разности потенциалов между электродами усиливаются и записываются на движущуюся бумажную ленту в виде функции времени. Эти разности потенциалов образуются от функционирования нейронов коры больших полушарий и почти всегда связаны с полем действия синаптических потенциалов. К последним относятся возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП соответственно), генерируемые в ответ на высвобождение нейромедиатора пресинаптическим нейроном. Нейроны, ориентированные перпендикулярно поверхности коры, вероятно, играют главную роль в формировании паттернов М. в. М. в. (или, как их еще наз., ритмы ЭЭГ) были сгруппированы по частотам и обозначены греческими буквами. К наиболее известным относятся: альфа-ритм (8-12 Гц), бета-ритм (от 13 Гц и выше), тета-ритм (4-7 Гц) и дельта-ритм (от 3 Гц и ниже). Определенные ритмические М. в. обнаруживаются в разных областях головного мозга. Мозговые волны и сон Записи М. в. оказались полезными при исслед. сна. Во время сна паттерн волновой активности мозга довольно точно отражает состояние сознания чел. Состояние бодрствования обычно характеризуется высокой степенью бета-активности. По мере погружения чел. в сон М. в. начинают меняться в направлении увеличения амплитуды и понижения частоты, проходя в своем изменении через ряд стадий. Эти стадии постепенно переходят одна в др. и не являются четко выраженными. Стадия 0 - это непосредственно предшествующее сну бодрствующее состояние, к-рое характеризуется наличием альфа-ритма. Стадия 1 имеет сходные волновые паттерны, отличающиеся нек-рым уменьшением амплитуды колебаний и исчезновением альфа-ритма. Стадия 2 определяется по появлению "сонных веретен" - кратковременных (0,5-2 с) всплесков волновой активности частотой 13-16 Гц. Для этой стадии тж характерны "К-комплексы", или резкие колебания амплитуды сигнала. Стадия 3 - это переходная фаза, в к-рой наряду с веретенами и К-комплексами появляются более медленные волны, преобладающие на следующей стадии. Стадия 4 - последняя и самая глубокая - содержит преимущественно дельта-волны, частота к-рых варьирует в диапазоне от 0,5 до 3 Гц. Еще одна форма М. в. появляется на стадии REM-сна (БДГ-сна). REM-паттерн имеет сходство с волновым паттерном стадии 1, хотя в данном случае чел. явно спит. Эта стадия связана с быстрыми движениями глаз (rapid eye movements, сокращенно - REM) частотой 1-2 движения в секунду, к-рые происходят в виде коротких всплесков. Она тж сопровождается полным расслаблением антигравитационных мышц, эрекцией пениса у мужчин и приростом спайковой активности нейронов моста, коленчатых тел и затылочной коры. По всей вероятности, REM-сон представляет собой периоды сновидений, поскольку о них сообщает большинство людей, когда их будят на этой стадии сна. В противоположность этому, только 20% людей, разбуженных во время др. стадий сна, сообщают о сновидениях. Мозговые волны и клиническая диагностика Несмотря на свои ограничения в качестве меры функционирования головного мозга, М. в. имеют определенную ценность для клинической диагностики отклонений в его работе. Нет таких форм или частот волновой активности мозга, к-рые являются однозначно аномальными, и потому М. в. интерпретируются с учетом полного контекста поведенческих актов и др. неврологических исслед. Анализ М. в. особенно полезен при диагностике и оценке таких заболеваний и состояний, как эпилепсия, опухоли мозга, церебральные инфекции, кома и прекращение деятельности головного мозга. Последовательные записи ЭЭГ используются при наблюдении за процессом восстановления мозговых функций после черепно-мозговых травм, инсультов или др. повреждений мозга. Компьютеризация существенно повысила полезность записей М. в. Компьютер может отфильтровывать определенные частоты, анализировать длинные записи и усреднять их по разным параметрам. Одним из важных достижений в компьютеризации записей М. в. является регистрация и анализ вызванных потенциалов. Предъявление одиночного внешнего раздражителя импульсного характера (с крутыми передним и задним фронтами) не приводит к видимым изменениям ЭЭГ, поскольку электроды фиксируют суммарную активность огромной совокупности нейронов, тогда как нейрональный ответ на этот раздражитель может затрагивать лишь незначительную часть этой совокупности. Спонтанная активность всех остальных нейронов, чья электрическая активность влияет на формирование паттерна М. в., маскирует потенциалы действия интересующих нас нейронов. Но если такой раздражитель предъявлять многократно, то с помощью компьютера записи М. в. можно усреднить. Спонтанная и случайная активность в этих записях при их наложении друг на друга в конечном счете будет сведена к нулю, а значит - "стерта". Останется устойчивая реакция интересующей исследователей совокупности нейронов на многократное предъявление определенного раздражителя. Этот остаточный волновой паттерн и есть вызванный потенциал. Метод вызванных потенциалов широко используется в исследованиях слуховой и зрительной систем. См. также Головной мозг, Центральная нервная система, Нейропсихология, Психофизиология П. М. Уоллес
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Психофизиологические корреляты феномена «Бегущей волны» ЭЭГ

Алексейчук Иван Владимирович, Кануников Игорь Евгеньевич, Белов Дмитрий Романович
Исследование было направлено на изучение пространственно-временнóй структуры ЭЭГ человека в состоянии спокойного бодрствования с открытыми глазами, в котором приняли участие здоровые испытуемые обоих полов в возрасте от 20 до 30 лет. Были определены индивидуальные паттерны «бегущей волны» ЭЭГ. Их оценка по отношению к данным серии психофизиологических тестов выявила достоверные корреляции между характером «бегущей волны» в правом полушарии и речевыми способностями испытуемых. Показано, что структура «бегущей волны» ЭЭГ в условиях спокойного бодрствования представляет собой относительно устойчивый паттерн активации коры головного мозга, который может быть классифицирован по отношению к индивидуальным психофизиологическим способностям.
Скачать PDF

Анализ самооценки здоровья у представителей различных профессиональных групп (по данным 21 волны RLM

Паутова Н.И.
Скачать PDF

Особенности адаптации младших школьников с различными типами минимальных мозговых дисфункций к учебн

Григорьева Е. В.
Рассматриваются проблемы учащихся с минимальными мозговыми дисфункциями. Дается понимание минимальных мозговых дисфункций и их типов. Анализируются особенности адаптации младших школьников с различными типами минимальных мозговых дисфункций к учебной деятельности.
Скачать PDF

Особенности адаптации младших школьников с минимальными мозговыми дисфункциями к учебной деятельност

Григорьева Е.В.
Изложены основные подходы к исследованию минимальных мозговых дисфункций и их форм. Представлены методология и результаты исследования адаптации младших школьников с минимальными мозговыми дисфункциями к учебной деятельности.
Скачать PDF

Дифференциальная психодиагностика эндоморфных депрессий у лиц, перенесших черепно-мозговые травмы

Голубчикова Ольга Валентиновна
С помощью клинических и экспериментально-психологических методов выполнено обследование 52 больных с эндоморфными депрессиями на фоне перенесенных черепно-мозговых травм, эндогенными депрессивными расстройствами и с сочетанием эндогенной депрессии и последствий травматизации. Полученные данные свидетельствуют о том, что сочетание симптомов органической и эндогенной патологии приводит к достоверному утяжелению клинической картины. Показана необходимость дополнения клинических методов исследования клинико-психологическими (стандартизованными клиническими шкалами и экспериментально-психологическими методиками).
Скачать PDF

Мозговые механизмы субъективной организации слуховых ритмических паттернов

Монахова Ирина Евгеньевна, Вартанов Александр Валентинович
Мозговые механизмы субъективной организации ритмических паттернов исследовались при восприятии ритмических звуковых щелчков, объединяемых в одном случае по два в другом - по три. С помощью факторного анализа показано характерное изменение формы ВП при восприятии одинаковых стимулов, занимающих разное место в том или ином паттерне. Анализ динамики активности мозговых структур, рассчитанной на основе дипольной модели, выявил существование нескольких типов мозговой функциональной архитектоники при выполнении задачи объединения щелчков. В частности, обнаружено специфическое участие мозжечка не столько в восприятии ритма, сколько в интегрирующей деятельности когнитивных процессов, что имеет место при иерархической стратегии.
Скачать PDF

Психологические особенности организованности у учащихся с минимальными мозговыми дисфункциями

Пересыпкин В. А.
Статья посвящена исследованию проблемы организованности у учащихся младших классов с минимальными мозговыми дисфункциями. Рассматриваются основные структурные характеристики данного личностного свойства в рамках многомерно-функционального подхода. Проводится сопоставительный анализ организованности у респондентов с ММД и в норме.
Скачать PDF

Психологическая структура организованности у учащихся с минимальными мозговыми дисфункциями

Пересыпкин Владимир Александрович, Кудинов Сергей Иванович
статья посвящена исследованию проблемы организованности у учащихся младших классов с минимальными мозговыми дисфункциями. Рассматриваются основные структурные характеристики данного личностного свойства в рамках многомерно-функционального подхода. Проводится сопоставительный анализ психологической структуры организованности у респондентов с ММД и в норме
Скачать PDF

Психофизиологический взгляд на творчество. Мозговые корреляты музыкального творчества

Денисова Ирина Анатольевна
В работе представлены результаты исследования мозговых механизмов невербального творчества, выделены основные подходы к объяснению психофизиологических детерминант творчества, обозначены неисследованные области по данной проблематике. Выявлена специфика значения мощностей в различных частотных диапазонах, характерная для процесса сочинения музыки.
Скачать PDF

Динамика стратегий совладания у больных после инсультов и черепно-мозговых травм

Вишнева Анастасия Евгеньевна
Данная работа посвящена исследованию стратегий совладания у больных после инсультов и черепно-мозговых травм. Болезнь рассматривается как УД, критическая ситуация в жизни человека, требующая мобилизации личностных ресурсов и совладания. Выдвинута гипотеза о том, что стратегии совладания с ситуацией болезни будут изменяться в зависимости от этиологии и стажа заболевания. На основании специфики данных нозологий были выделены этапы процесса реабилитации (от 0,5 года до 1 года; от 1 года до 3-х лет и от 3-х до 14 лет). В исследовании приняли участие 78 пациентов, проходящие курс реабилитации (первично или повторно) в Центре патологии речи и нейрореабилитации. В результате исследования выявлены стили совладания у пациентов с разным стажем заболевания: в первом периоде после начала заболевания у всех пациентов преобладают дисфункциональные стратегии совладания; во втором периоде у пациентов после черепно-мозговых травм преобладают проблемно-ориентированные, а у пациентов после инсультов дисфункциональные стратегии совладания. В третьем периоде у всех пациентов преобладают эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Были получены значимые различия в стратегиях совладания в зависимости от стажа заболевания и различия на уровне тенденций между группами пациентов, в зависимости от этиологии заболевания. Результаты данного исследования позволят подойти к построению типологии совладающего поведения, аргументации целей, задач и методов психологической помощи больным, проходящим реабилитацию после инсультов и черепно-мозговых травм.
Скачать PDF

Мозговые механизмы удержания зрительного образа в рабочей памяти

Козловский Станислав Александрович
The EEG-experiment consisted of four series in which 18 subjects were given identical sets of stimuli (patterns of coloured squares) under different instructions: either to look at the stimuli, to memorise them, to find the stimulus's element that was previously displayed to them, or to count the stimuli. The evoked potentials of the brain were recorded; for each series the co ordinates of the dynamic equivalent dipoles were calculated; they were superposed with the subjects' MRI tomogramms. In the series, in which the subject had to memorise and retain the image of the stimulus, the prefrontal areas 9 and 10 were activated, which did not occur in other series. There is a high correlation between the activity of the prefrontal area 10 and the visual area V3 (R=0.81), and between the activity of the area 9 and the area V4 (R=0.99). On the basis of these results, the author suggests a psychophysiological model of storing visual information in the working memory.
Скачать PDF

Мозговые алгоритмы чтения

Урываев Ю.В., Шулекина Ю.А.
Предлагается гипотеза мозговых механизмов чтения, обобщающая онтогенез голосовых, смысловых и биологических аспектов. Алгоритм деятельности мозга при чтении развивается как совершенствование себя, так и воздействия на слушателя. Сущность чтения организация последовательности комбинаций одновременных процессов регуляции, программирования, отслеживания и обратных связей, составляющих системную интеграцию. Чтение непрерывное совершенствование понимания смысла увиденных комбинаций знаков и преобразование накопленного опыта в звуки собственной речи. Отслеживание своего высказывания сначала по звуку, затем по другим признакам осознания сущности услышанного «завершается» результатом порождает взаимосодействие слушающих. Голосовая неосознаваемая интонация читающего определяет настроение, внимание к смыслу речи, поддержание психологической активности реципиента. Создать внимание к содержанию высказывания читающему помогает подготовка, «настрой» на чтение, озвучивание слов и фраз, определяющих ясность ключевых фонем и общей мелодии чтения (апперцепция, сигнальность, акцептор результата действия). Чтение как форма речи начинается с внутренней, молчаливой речи раннего детства. К моменту возникновения способности читать по памяти или по тексту уже сформированы базисные алгоритмы разумного поведения.
Скачать PDF