Мозговой штурм

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Мозговой штурм
метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МОЗГОВАЯ АТАКА)
Методика группового решения задач, при которой все садятся в круг и высказывают идеи и возможные решения проблемы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Мозговой штурм
Групповой или индивидуальный метод поиска решения задачи. Поощряется выдвижение неожиданных и необычных идей, а их рассмотрение откладывается до той поры, когда их можно будет модифицировать или скомбинировать. Цель состоит в том, чтобы найти как можно больше вариантов решения.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

Мозговой штурм (мозговая атака)
способ группового решения проблемы, когда все участники процедуры садятся в круг и высказывают идеи, возможные решения, все, что приходит им в голову. Критика, оценки при этом не допускаются, а высказываемые мнения затем обобщаются. Эвристическая ценность метода оценивается неоднозначно, многими психологами мозговой штурм рассматривается как не оправдавший ранее возлагавшихся на него надежд.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

«Мозговой штурм»
Подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предложения о способах решения проблемы. Важно, чтобы на этой стадии ни одно предложение не подвергалось критической оценке, иначе может нарушиться свободное течение мыслительного процесса. Среди предлагаемых решений одно обычно оказывается правильным, хотя его значение может быть не столь очевидным при первом упоминании.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Метод выработки идей, который обычно трактуют превратно. Требуется подготовка и проведение двух отдельных собраний - первое посвящается генерированию идей при полном отсутствии какой бы то ни было обратной связи (позитивной или негативной), а во время следующего собрания оценивается качество идей. При условии корректного проведения позволяет выработать достаточно много качественных альтернатив. Если же . проводить эту процедуру так, как это обычно делается, то в результате группа получает лишь несколько совершенно тривиальных вариантов.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
модусы-приемы стимуляции креативной активности-продуктивности субъекта, связанные с тем, что обычное решение проблем, задач, проектов не может быть разрешимо-реализовано путем стандартного принятия ранений, тогда как модусы М.ш., напротив, способствуют мощно-продуктивному движению теоретико-праксиологическо-логической мысли и эффективному разрешению той или иной задачи, проекта, идеи, замысла; как максима, целокупность-суммация высказанных идей-предположений-гипотез-проблем анализируются для принятия прагмарационально-субстанционального решения на основе дискурсивно-истинных, логическо-выверенных построений, с учетом их практическо-эмпирической эффективности, утилитарной денотации-ориентации.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

"Мозговой штурм"
является методом коллективного генерирования идей. Цель метода — сбор как можно большего количества идей, освобождение от инерции мышления, преодоление привычного и очевидного хода мыслей в решении творческой задачи. Диалог в условиях «мозгового штурма» выступает в роли средства преодоления барьеров, разрушения и реконструкции стереотипов и высвобождения творческой энергии участников решения творческих задач. Из общего количества предложенных идей отбираются оригинальные и рациональные, и, наконец, отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели её решения. К несомненным достоинствам метода следует отнести то, что он уравнивает всех участников группы. Доброжелательный психологический климат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение. (Мисюкевич А. Н.)
 

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Мозговой штурм
способ группового решения проблемных (творческих) задач, основанный на методе свободного ассоциирования. Участники группы, обсуждая какую-либо проблему, говорят все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно широко применяется для решения разного рода промышленных, административных и других задач.
Критика выдвигаемых предложений запрещена. Цель — получить максимально возможное количество новых идей, поскольку так появляется больше шансов для нахождения по-настоящему хорошей идеи. Все они тщательно записываются и по окончании М. ш. критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.
Литература.
Линдсей К. Халл С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Психические познавательные процессы: Хрестоматия / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы. По мнению американского психолога Осборна, новым идеям необходим прорыв из сверхсознания (см. Сверхсознание) в сознание, и поэтому надо устранять барьеры, которые этому мешают. Обстановка должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и тем более самокритики. Не должна проявляться иерархия отношений, все при М. ш. равны, мнение каждого считается ценным и не обсуждается. В процессе М. ш. можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе парадоксальные и даже нереальные. Они ни в коем случае не должны отвергаться. Желательно, чтобы участники «штурма» были представителями разных профессий. М. ш. должен проводиться под руководством специалиста, желательно, чтобы это был психолог. Идентичное с понятием М. ш. – понятие брейнсторминг. В зарубежных психологических словарях брейнсторминг трактуется как: а) эмоциональное подражание (переворот, сдвиг); б) новая идея, возникшая в момент инсайта (см. Инсайт); в) заседание, посредством которого группа пытается найти решение проблемы путем использования всех идей, спонтанно выдвигаемых ее членами. В ходе брейнсторминга надо коллективно найти ряд решений какой-то определенной проблемы. Ни ведущий, ни участники не должны критиковать мнения других участников. Различают три фазы такого рода собраний: а) вступительная фаза (15 м); б) узловая фаза (около часа); в) заключительная фаза. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения реального применения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
МАЗГАВЫ ШТУРМ / BRAINSTORMING– условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы, проводимых по определенным правилам. Метод появился в США в конце 1930-х гг. Окончательно оформился и стал популярен после выхода в 1953 г. книги американского психолога А. Осборна «Управляемое воображение», раскрывающей принципы и процедуры творческого мышления. По его мнению, новым идеям необходим прорыв из сверхсознания (см. Сверхсознание) в сознание, и поэтому надо устранять барьеры, которые этому мешают. Цель метода– стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей. Обстановка при проведении М. ш. должна быть непринужденной, люди раскованными, критика должна отсутствовать. Не должна проявляться иерархия отношений, все при М. ш. равны, мнение каждого считается ценным и не обсуждается. В процессе М. ш. можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе парадоксальные и даже нереальные. Их ни в коем случае не следует отвергать. Желательно, чтобы участники М. ш. были представителями разных профессий. Метод М. ш. позволяет рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и пр., если они просто и ясно сформулированы. Этапы М. ш.: 1) подготовительный (организация процесса); 2) генерирование идей; 3) заключительный (анализ и оценка идей). Метод М. ш. имеет разновидности: обратный, теневой, индивидуальный, челночный и комбинированный М. ш., брейнрайтинг, М. ш. на доске, по-японски, в стиле «соло», визуальная мозговая атака. М. ш. должен проводиться под руководством специалиста, желательно, чтобы это был психолог. Р. В. Александрова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
от англ. brain storming — штурм мозга) — метод интенсификации процесса группового поиска решения проблем. Он предусматривает стимуляцию творческой активности и продуктивности исходя из предложения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток новых идей под давлением привычных стереотипных форм принятия решения. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т. д. Чтобы снять тормозящее действие этих факторов, и применяется метод М. ш. На подготовительном этапе формируется узкая конкретная проблема, подлежащая решению, выбирается ведуспециалист в данной области, обладающий навыками ведения групповых дискуссий. Ведущий подбирает состав участников М. ш. Перед началом работы ведущий знакомит участников с проблемой, сообщает четыре принципа работы. 1. Коротко высказывать свой способ решения, при этом абсолютно исключаются критика и оценка предлагаемых идей. 2. Высказывать все идеи, приходящие на ум, сколь абсурдными они не казались. 3. Главная цель — максимальное количество идей, невзирая на их качество. 4. Дополнять и развивать чужие идеи, но не критиковать их; побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. Все высказываемые участниками М. ш. идеи фиксируются. Во время работы (обычно не более 30 мин) ведущий должен стремиться к обеспечению атмосферы эмоциональной свободы, непринужденности. На заключительном этапе общая масса высказанных идей анализируется специальной группой компетентных экспертов, которые отбирают наиболее ценные предложения. Метод М. ш. оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда проблема формируется достаточно ясно, включает минимальное число значимых переменных. Такие проблемы часто возникают в административной и управленческой деятельности, где и наиболее целесообразно применение данного метода.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
459.67 кб

«Мозговой штурм» как метод изучения литературного произведения

Филонова Юлия Александровна
Новаторский характер статьи состоит в том, что автор обращается к новому для школьного преподавания литературы методу – «мозговому штурму» – и показывает его возможности для выявления, формулирования, обсуждения, разрешения учебны
Читать PDF
217.27 кб

Интерактивные технологии обучения иностранному языку: методика “мозгового штурма”

Санникова Юлия Альбертовна
Статья рассматривает перспективные интерактивные технологии обучения английскому языку. Одной из таких интерактивных форм проведения занятий является методика «мозгового штурма».
Читать PDF
2.64 мб

Образовательные практики в формате мозгового штурма: проблемы проектирования и реализации

Пустовойт Н.В.
Автором проведен анализ технологических этапов мозгового штурма в моделируемых условиях интерактивного занятия, Выделены типичные ошибки методического характера.
Читать PDF
130.44 кб

Применение интерактивного метода «Мозговой штурм» в преподавании хирургической стоматологии и челюст

Л.П.Рекова
Статья посвящена актуальности применения в педагогическом процессе на клинических кафедрах высших медицинских учебных заведений интерактивных технологий на основе принципов интеракции, адаптирование метода «мозговой штурм» к практ

Похожие термины: