МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Найдено 1 определение
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
в нормальном онтогенезе младенческого возраста, который охватывает первый год жизни ребенка, выделяют несколько периодов в моторном развитии. От 1 до 3 месяцев: наблюдается уменьшение характерной для детей первого месяца жизни сгибательной мышечной гипертонии, отмечается нарастание объема движений, увеличение тонуса мышц-разгибателей (ребенок все чаще разгибает руки, отводит их стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше); появляется удержание вложенной в руку игрушки, зарождается компонент будущего акта хватания в виде движения рук к яркой игрушке и зрительно-моторная координация; в первые полтора-два месяца выражены рефлексы опоры и автоматической ходьбы, которые затем исчезают, развиваются физиологические астазия и абазия; появляется гуление, произношение единичных гласных, в моменты чего общие движения притормаживаются. От 3 до 6 месяцев: нормализуется мышечных тонус, развиваются активные движения рук, появляются повороты со спины на бок, а к концу периода - на живот, наблюдается хорошее удержание головы, сидение с поддержкой; на третьем месяце появляется реакция рассматривания рук в положении на спине, которая исчезает после четырех-пяти месяцев; в три месяца ребенок в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища; в вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп; в четыре месяца происходит становление механизма ощупывания (начинается с ощупывания пеленки, затем перебора пальцами края одеяла), постепенно развивается произвольное захватывание; в пять-шесть месяцев реакция захватывания легко возникает при наличии предмета на расстоянии вытянутых рук, позднее захватывание осуществляется одной рукой с противопоставлением большого пальца остальным; совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация; в развитии движений рук преобладающее значение приобретает зри тельный анализатор: к шести месяцам ребенок в положении на спине быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке; гуление становится активным, возникает лепет, варьируется тон голоса, увеличивается число гласных, появляется звук [м]. От 6 до 9 месяцев: появляется реакция равновесия, способность полностью выпрямлять туловище; возникают повороты со спины на живот и обратно; движения рук контролируются зрением; в положении на животе появляется опора на вытянутых руках с разгибанием голени и бедер; развивается поза сидения (тем раньше, чем быстрее появляется умение поворачиваться со спины на живот), вначале неустойчивая, но по мере развития равновесия приобретающая устойчивый характер; с семи месяцев появляется возможность сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами; формирующиеся умения повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед выступают предпосылками для развития ползающих движений, в которых вначале принимают участие только руки, с помощью которых ребенок подтягивается вперед, а ноги, оставаясь вытянутыми, в движении не участвуют; ползание на животе появляется в возрасте 7-8 месяцев, а позднее - ползание на четвереньках; на основе возникшей ранее реакции опоры на ноги становится возможным стояние на выпрямленных ногах, которое в восемь месяцев осуществляется при поддержке за обе руки, а в 7-9 месяцев самостоятельно у барьера; совершенствуются движения кисти и пальцев рук: формируется умение разжимать кисть и класть предмет, захватывать двумя пальцами мелкие предметы; активно развивается лепет, ясно произносятся слоги ба, ма, да и др., становится возможным отраженный лепет; начинают пониматься жесты окружающих; лепет и жесты становятся средством общения. От 9 до 12 месяцев: совершенствуется ползание на четвереньках с удержанием туловища в горизонтальном положении и высоко поднятой головой; из такого положения ребенок стремится доставать предметы; к концу первого года жизни формируется умение самостоятельно принимать вертикальную позу: ребенок поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает; постепенно появляется ходьба без посторонней поддержки, вначале широко расставленными ногами; до хорошей ходьбы проходит один-два месяца; по подражанию ребенок произносит слоги, копирует интонацию, воспроизводит мелодику знакомых фраз, отвечает действиями на словесные просьбы произносит двусложные слова ма-ма, ба-ба, да-да, пять-шесть лепетных слов и звукоподражаний

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008