Среди психологических факторов, которые относятся к побудительным силам поведения человека, наиболее важную роль играют потребности, мотивы, цели, интересы и стимулы. Потребностью называют состояние нужды организма в чем-либо, что необходимо для его нормального существования и развития. Название потребность происходит от слов потреблять и требовать, и поэтому потребность применительно к человеку обозначает то, что он потребляет, или то, что ему требуется для нормального существования и развития. Мотивом поведения, в отличие от потребности, называют то, что в данный момент времени реально управляет поведением человека, побуждает его действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и придает его деятельности определенный смысл. Между потребностью и мотивом есть общее-то, что и потребность, и мотив выступают как внутренние регуляторы поведения. Однако между ними есть и различия. Потребность является лишь потенциальным мотивом поведения, в то время как мотив-это всегда актуально действующий его побудитель и регулятор. Потребности-это объективно существующие энергетические источники поведения, которые лишь активизируют организм, порождают общее нецеленаправленное состояние активности определенного уровня, а мотив делает активность человека целенаправленной. По выражению А.Н. Леонтьева, мотив-это «опредмеченная потребность», т. е. потребность, которая воплощается в нужде человека в определенном «предмете» и выражена в стремлении человека к вполне определенной цели. Целью называют осознаваемый конечный результат какого либо действия, входящего в структуру деятельности, направленной на удовлетворение потребности, или конечный результат самой этой деятельности в целом. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, каждое действие имеет свою собственную относительно автономную цель. Для того чтобы выполнить деятельность на сознательной основе, человек должен не только знать цель каждого, совершаемого им действия, но и понимать, какую роль это действие играет в мотивации деятельности в целом или в достижении ее конечной цели. Между мотивом деятельности и целью действия имеются и другие отличия. Мотив деятельности обычно предшествует ей, и деятельность начинается с возникновения ее мотива.
Цель действия-это его конечный результат, и действие не начинается, а завершается достижением поставленной цели. Цель действия становится определенной тогда, когда она уже достигнута, в то время как мотив деятельности может быть определен заранее, до того, как будет выполнена соответствующая ему деятельность. Интересом называется мотив эмоционально-познавательного характера. Имея интерес к какому-либо объекту (другому человеку, предмету, виду деятельности и т. п.), данный человек, переживая по отношению к нему положительные эмоции, стремится сблизиться с ним, получить знания об этом объекте. Стимулом называют то, что помимо мотива или в дополнение к нему может оказывать или уже реально оказывает влияние на поведение человека. Стимулы, как и мотивы, могут быть внутренними и внешними. Внутренние стимулы представляют собой те психологические свойства или состояния человека, которые усиливают мотивацию его поведения, а внешние стимулы-это те факторы, которые оказывают влияние на поведение человека со стороны окружающей его обстановки. Иногда той, единственной потребности или того, единственного мотива, который побуждает человека включиться в определенную деятельность, бывает недостаточно для того, чтобы с успехом и до конца выполнить соответствующую деятельность. Тогда приходится изыскивать и использовать дополнительные, внутренние или внешние стимулы, которые вместе с основным мотивом создают достаточно сильную мотивацию деятельности и позволяют осуществить эту деятельность на высоком уровне, добившись желаемого результата при минимальных затратах сил и энергии.