МОТИВАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ

Предыдущий термин:
Мотивация аффилиации

Следующий термин:
Мотивация власти

Содержание:

Найдено 1 определение:

МОТИВАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ

Основные концепции, в которых нашли отражение значение и структура мотивационного фактора в психотерапии, можно свести к 3 основным группам:

1. Концепции психоаналитические, в основании которых представления Фрейда (Freud S.) о "давлении страданий" как о предпосылке, заставляющей пациентов прибегнуть к психотерапии. Двигателем психотерапии в этом случае являются страдания пациентов и возникающее из-за них стремление к выздоровлению. Мотивация к психотерапии вызывает у пациента активные действия в терапевтическом направлении, хотя конструктивным переменам может противодействовать "вторичный выигрыш от болезни". Согласно этой модели, перемены возможны только тогда, когда мотивация к психотерапии оказывается сильнее, чем условная желательность заболевания.

Концепция Фрейда в качестве основной предпосылки и детерминанты в структуре мотивации к психотерапии не утратила своего значения до настоящего времени. Более дифференцированно, чем Фрейдом, эта проблема рассматривалась Доллардом и Миллером (Dollard J. A., Miller N. Е., 1950). Согласно их модели, тенденция уклонения от психотерапии обусловливается гордыней, стыдом перед признанием того факта, что человек не может самостоятельно решить свои проблемы, неприятным чувством беспомощности, страхом перед отношением окружающих. Стремление к лечению обусловлено страданиями, ограничениями вследствие нарушений, желанием перемен, собственной постановкой целей и, не в последнюю очередь, давлением со стороны партнеров по социуму, общению.

2. В клиент-центрированной психотерапии Роджерса (Rogers С. R.) М. в п. определяется желанием человека реализовать себя, свои способности, выявить все возможности организма и оказать на него стимулирующее действие. Даже если из-за различных обстоятельств стремление к самопознанию, личностному росту не приносит успеха, каждый человек, согласно Роджерсу, обладает этим стремлением к самореализации. Поэтому в процессе психотерапии следует создавать такие условия, которые максимально облегчают самореализацию. Такое понимание М. в п. также соответствует модели Фрейда. И у Роджерса стремление к идеалу собственного "Я" является двигателем изменения и лечения. Но, в противоположность Фрейду, этот двигатель предстает в виде силы, которая развивается и исцеляет, тогда как у Фрейда М. в п. понимается как фактор, помогающий пациенту подвергнуться лечению за счет уменьшения "вторичного выигрыша от болезни".

3. В концепциях, основанных на представлениях из области поведенческой психотерапии, М. в п. рассматривается в известном смысле как явление само собой разумеющееся и необходимое и сводится лишь к предпосылке успеха психотерапевтического процесса. Никакой завершенной концепции М. в п. бихевиорально-ориентированные психотерапевты не предлагали, однако в последнее время они все чаще подчеркивают значение М. в п. И прежде всего внимание акцентируется на мотивирующей функции беседы с пациентом, основные ориентиры которой - прояснение терапевтических ожиданий больного и побуждение его к активному участию в терапевтическом процессе. Особое значение М. в п. приобрела в связи с усилением внимания к познавательным процессам и посредничеству познавательных механизмов в психотерапии. При использовании методов и приемов поведенческой психотерапии залог успеха - самостоятельная и направленная активность больного. В основе лежит идея, что пациенты, которые активно участвуют в составлении терапевтического плана и понимают основное содержание процесса лечения, способны к особенно благоприятной мотивации перемен.

Таким образом, психотерапевты различных школ рассматривают мотивацию к психотерапии своих пациентов как необходимую предпосылку для лечения, а при ее моделировании между разными школами отсутствуют существенные различия (Kunzel R., 1982).

Общая стратегия поведения психотерапевта в случае недостаточной мотивации выглядит по Волбергу (Wolberg L. R.) следующим образом: осознание и отражение негативных чувств пациента по поводу терапии психотерапевта; указание на то, что эти чувства понимаются и принимаются; выражение нейтрального отношения к тому, насколько необходима пациенту психотерапия, до тех пор, пока не станет известно больше информации о проблемах пациента; когда необходимые психотерапевту факты будут известны, он может выразить мнение, что пациенту может понадобиться курс терапии и что он может получить пользу от этого. Попытка установить побудительный мотив для психотерапии: сочувствие переживаниям пациента, если пациент продолжает отрицательно относиться к терапии или отказывается рассказывать о себе, а также попытка справиться с тем, что находится за пределами его чувств; работа над неправильным представлением пациента о психотерапии, причем на вопросы следует давать максимально прямые ответы; удерживаться от "продажи" пациенту терапии, уважая мнение, которое примет пациент по отношению к терапии; принятие пациента, даже если он согласился на терапию из-за внешнего давления или по другим причинам.

Для пациентов мотивация к психотерапии выполняет прежде всего функцию поддержки: перед началом лечения ее усиливает стремление получить информацию о том, где можно лечиться; в начале лечения она помогает пациенту освоиться со своим положением и избавиться от несбыточных ожиданий; в процессе лечения она помогает пациенту переносить напряжение, трудности и перемены, обусловленные психотерапией, и не отступать при неудачах. Для психотерапевтов мотивация пациентов к терапии выполняет прежде всего прогнозирующую функцию: прогноз успеха излечения тем благоприятнее, чем сильнее оказывается мотивация к психотерапии по отношению к стремлению избежать лечения (вызванному в первую очередь "вторичным выигрышем от болезни"); это имеет значение, однако, только в случае, когда у пациента отсутствует очень сильная мотивация к психотерапии. Проводя психотерапию, врач по мере сил укрепляет мотивацию пациента, создавая предпосылки для конструктивных перемен.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Скачать PDF

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов. Отмечается снижение силы внутренней мотивации учения под влиянием чрезмерно большого и мало структурированного учебного материала, дидактических конфликтов вследствие неадекватности оценок знаний, искажения мотивов обучения.
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Скачать PDF

Структурные и содержательные аспекты исследования феномена мотивации в юридической психологии

Арбузова Е.Н.
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры. Предложенная автором модель мотивации рассматривается с точки зрения системного принципа и ориентирована на разработку мер, предупреждающих развитие неконструктивных форм мотивации. В исследовании приводятся некоторые данные корреляционного анализа.
Скачать PDF

Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогической деятельн

Мелетичев В.В.
Статья посвящена актуальной для военной педагогики проблеме формированию профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов технических военно-учебных заведений, являющемуся одним из направлений оптимизации подготовки преподавателей для высшей военной школы. В статье аргументирована значимость проблемы, представлено теоретическое обоснование профессиональной мотивации как важнейшего условия результативности педагогической деятельности. Рассмотрены методические основы формирования профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов.
Скачать PDF

Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо

Статья посвящена изучению мотивов занятия детей тхэквондо: новичков и спортсменов со стажем в гендерном аспекте. Выявлены причины, побуждающие выбрать этот вид спорта и продолжать занятия с течением времени. Имеющиеся на начальном этапе различия в мотивах занятий единоборствами ориентация девочек на превосходство над другими, мальчиков на достижение спортивных результатов, у квалифицированных спортсменов с длительным стажем занятий исчезают.
Скачать PDF

Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе

Пакулина Светлана Алексеевна
Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.
Скачать PDF

Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государс

Катасонов С.В., Титова Н.Н., Жукова Валентина Федоровна
Определена значимость сценарного прогнозирования. Проанализированы категории для определения различных типов социально-трудовых отношений. В качестве основной задачи работы представлено построение сценарных прогнозов существующих противоречий, которые являются основным фактором возникновения конфликтов. Сделан вывод о том, что используемые ранее методы сценарного прогнозирования в исследовании социально-трудовых отношений, рассматривали прогноз с предметных позиций права, экономики. Предлагаемая методика позволяет рассмотреть взаимосвязь экономики и права на формальную и неформальную мотивационную составляющую определяющую отношение людей к принятым решениям, сформировать прогноз поведения участников трудовых отношений на макроэкономическом уровне в различных ситуациях, а так же рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативно-правовых актов.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи ценностей с мотивационными и смысловыми характеристиками саморегуляции состо

Мухрыгина Ольга Ивановна
В исследовании взаимосвязи личностных ценностей как смысловых структур сознания с мотивационными и смысловыми характеристиками саморегуляции психических состояний студентов вузов выявлены закономерности, выраженные в корреляционных связях мотивационных характеристик саморегуляции с ценностями-целями и смысловых маркеров с ценностями-средствами
Скачать PDF

Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи фе

Швеньк Е. В.
Приводятся данные пилотажного исследования мотивации объединения предпринимателей, раскрываются психологические особенности их личностей. Выявлены и проанализированы тенденции взаимосвязи типов мотивов объединения современных предпринимателей с показателями их социальной зрелости.
Скачать PDF

Мотивация и конкурентоспособность работников: проблемы взаимосвязи

Озерникова Татьяна Георгиевна
Рассматривается связь типа трудовой мотивации и уровня конкурентоспособности работников. Описывается связь вынужденной мотивации и низкого уровня конкурентоспособности. Раскрывается позитивное влияние на мотивационные процессы повышения конкурентоспособности, в частности, профессионального развития работника. Описано обратное влияние конкурентоспособности работника на мотивацию к труду: высокий уровень конкурентоспособности снижает восприимчивость к принудительным стимулам, а низкий напротив, увеличивает. Рассматривается значение повышения конкурентоспособности работников и формирования позитивной трудовой мотивации для общества, организации и отдельного работника.
Скачать PDF

Выявление предпочтительной структуры трудовой мотивации педагогических работников

Баева Ольга Николаевна, Кравчук Александр Ярославович
Содержит результаты исследования трудовой мотивации учителей. На основе использования типологической концепции В.И. Герчикова авторы определили структуру трудовой мотивации, которая позволяет достичь более высоких результатов в работе педагога. Полученные выводы могут использоваться руководителями образовательных учреждений при найме работников, а также в профориентационной работе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!