Мотивация межличностных выборов (мотивационное ядро выборов) это что такое Мотивация межличностных выборов (мотивационное ядро выборов): определение — Психология.НЭС
Мотивация компетентности МОТИВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Мотивация межличностных выборов

Найдено 3 определения термина Мотивация межличностных выборов

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Мотивация межличностных выборов

мотивационное ядро выборов) — система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Анализ М. м. в. позволяет определить психологические причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Выявление мотивов социометрических и референтометрических выборов дает возможность раскрыть содержательную сторону процессов групповой дифференциации и интеграции. Характер М. м. в. определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям. Экспериментально доказано, что особенности М. м. в. членов группы могут служить показателем уровня ее развития. В диффузных сообществах при выборе партнера для взаимодействия и общения члены группы исходят, как правило, из симпатий и антипатий, ориентируются скорее на внешние стороны выбираемого. В высокоразвитых группах межличностные выборы обусловлены ориентацией преимущественно на моральные и деловые качества партнера, т.е. на его личностные особенности, формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности. М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский
Оцените определение:

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Мотивация межличностных выборов (мотивационное ядро выборов)

система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Анализ мотивации межличностных выборов позволяет определить психологические причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Выявление мотивов социометрических и референтометрических выборов дает возможность раскрыть содержательную сторону процессов групповой дифференциации и интеграции. Характер мотивации межличностных выборов определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям. Мотивационное ядро выборов является одним из основных социально-психологических феноменов межличностных отношений, позволяющих качественно оценить уровень социально-психологического развития группы и выявить мотивационные приоритеты практически каждого отдельного члена сообщества при выборе им конкретного партнера по взаимодействию и общению. В группах высокого уровня социально-психологического развития, то есть там, где межличностные отношения в существенной степени опосредствуются целями и содержанием просоциальной по направленности и личностно значимой практически для каждого деятельности, межличностные предпочтения основаны преимущественно на личностной персонализации индивида, что, в свою очередь обусловлено проявлением им своих личных достоинств и конкретных усилий в рамках совместной деятельности. Здесь даже социометрические выборы, отражающие факт избрания партнера в логике отношений симпатии и антипатии, все равно как бы «прогреваются» глубинными слоями межличностного взаимодействия, напрямую связанными с совместной деятельностью. В группировках корпоративного типа чаще всего превалирующим основанием межличностного выбора или отвержения является статусно-ролевая принадлежность членов сообщества к тому или иному стратификационному слою в интрагрупповой структуре власти. Что касается диффузных групп, то при выборе партнера по взаимодействию и общению члены такого сообщества ориентируются, прежде всего, не на их вклад в достижение успеха совместной деятельности, а на внешние показатели, вызывающие деятельностно неопосредствованное чувство симпатии. В рамках теориия деятельностного опосредствования в 70—80-х годах XX века и в начале века XXI было осуществлено более 200 экспериментальных исследований с прямым целевым использованием методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов (речь идет лишь о тех работах гипотетическая составляющая которых была построена таким образом, что исследовательские предположения не могли быть проверены без использования именно этой экспериментальной процедуры). Основные закономерности и зависимости, выявленные в рамках этих работ, а также богатый эмпирический материал, накопленный в их рамках, изложены в коллективных монографиях «Психологическая теория коллектива» (М., 1979) и «Психология развивающейся личности» (М., 1987), а также в учебном пособии М. Ю. Кондратьева «Социальный психолог в общеобразовательном учреждении» (М., 2007). Подробное описание процедурной части методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов, а также алгоритма обработки данных и их интерпретации осуществлено в третьей части настоящей «Азбуки».

Практический социальный психолог, профессионально работающий с конкретной группой или организацией, зафиксировав факт избирательного отношения одного члена общества к другому, должен, прежде всего, выяснить мотивационное ядро подобного выбора, так как, не имея этой информации, невозможно, с одной стороны, адекватно определить уровень социально-психологического развития конкретного сообщества, а с другой — реалистично оценить характер межличностной предпочтительности в конкретной диаде партнеров по взаимодействию и общению.

Источник: Азбука социального психолога-практика

межличностных выборов мотивация

(мотивационное ядро выборов) – система мотивов, образующих психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Анализ М.в.м. позволяет определить психологические причины, по к-рым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Выявление мотивов социометрических и референтометрических выборов дает возможность раскрыть содержательную сторону процессов групповой дифференциации и интеграции.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме Мотивация межличностных выборов — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект

Васильева Т.В.
Представленное исследование посвящено изучению особенностей человеческого общения и его психологических детерминант. Выявлено, что внутренняя потребность в общении, мотивы аффилиации (стремление к принятию и страх отвержения), психологические защиты определяют специфику межличностного общения. Все эти явления взаимосвязаны, имеют тендерную детерминацию и с возрастом динамически изменяются.
Скачать PDF

Закономерности влияния мотивационной сферы командиров младшего звена на направленность межличностных

Мигунова Юлия Станиславовна
Статья посвящена проблеме построения взаимоотношений между командирами младшего звена и курсантами учебных заведений ГПС МЧС России в процессе учебно-служебной деятельности. Наше исследование основано на анализе влияния мотивационной сферы командиров на направленность интерперсональных отношений в процессе их взаимодействия с подчиненными курсантами. Проблемным для нас представляется вопрос социально-психологического отбора претендентов на сержантские должности в учебных заведениях экстремального профиля. Исходя из результатов исследования, важной представляется алгоритмизация отбора младших командиров с учетом их тенденций во взаимоотношениях с окружающими. В данной части исследования, которая освещена в статье, мы рассматриваем особенности мотивации младших командиров, среди которых: выраженность мотивации достижения успеха, склонность к манипулированию другими людьми, преобладающая направленность в учебно-служебной деятельности. Также анализируем реальную и идеальную структуру интерперсональной направленности сержантского состава с точки зрения самих младших командиров и их подчиненных курсантов. Исследование показало, что деловая направленность, которая должна выражаться в стремлении управлять группой в процессе учебно-служебной деятельности и добиваться ее наилучшей продуктивности, у большинства младших командиров не сформирована; младшие командиры не всегда самостоятельно могут оценить свою способность к взаимодействию с коллективом; важную роль в структуре интерперсональной направленности командиров младшего звена играет уровень выраженности подозрительности. Результаты исследования планируется использовать при разработке программы по предварительному отбору младших командиров уже на первом году обучения; при разработке программы, направленной на оптимизацию отношений младших командиров с командованием курса и подчиненными курсантами.
Скачать PDF

Гендерные особенности самопредъявления девушек в межличностном общении и их связь с выбором одежды

Касабова И.С.
Статья посвящена вопросу внешнего облика человека как средства само-предъявления и отражения гендерной идентичности девушек на их стиле одежды. Проведен анализ связи между содержательными аспектами самопредъявления девушек в межличностном общении в связи с их гендерной идентичностью и выбором одежды. Для этого изначально использовались методики, направленные на выявление характеристик, которые испытуемые чаще всего демонстрируют в одежде, а также содержательные характеристики стиля одежды на предмет маскулинности и фемининности. С помощью методики «Самопредъявление в межличностном общении» (автор И.П. Шкуратова) были выявлены категории качеств, которые девушки в процессе общения демонстрируют чаще всего: деловые, аттрактивные, альтруистические и качества близости в отношениях. С помощью корреляционного анализа по Ч. Спирмену было подтверждено, что проявление гендерной идентичности в межличностном общении влечет за собой выбор одежды в соответствии с гендером. Девушки, демонстрирующие в межличностном общении открытость, нежность, искренность, а также аттрактивные качества, предпочитают выбор фемининных стилей одежды. Проявление деловых характеристик в общении влечет за собой демонстрацию маскулинности в одежде. При выборе стиля одежды фемининные девушки отдают предпочтение тем стилям, которые подчеркивают их женственность (классический и романтический), а маскулинные девушки спортивному стилю. Таким образом, гендерная идентичность девушек определяет содержание создаваемого образа в межличностном общении, детерминирует выбор одежды как средства самопредъявления.
Скачать PDF

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Скачать PDF

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов. Отмечается снижение силы внутренней мотивации учения под влиянием чрезмерно большого и мало структурированного учебного материала, дидактических конфликтов вследствие неадекватности оценок знаний, искажения мотивов обучения.
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Скачать PDF

Структурные и содержательные аспекты исследования феномена мотивации в юридической психологии

Арбузова Е.Н.
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры. Предложенная автором модель мотивации рассматривается с точки зрения системного принципа и ориентирована на разработку мер, предупреждающих развитие неконструктивных форм мотивации. В исследовании приводятся некоторые данные корреляционного анализа.
Скачать PDF

Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогической деятельн

Мелетичев В.В.
Статья посвящена актуальной для военной педагогики проблеме формированию профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов технических военно-учебных заведений, являющемуся одним из направлений оптимизации подготовки преподавателей для высшей военной школы. В статье аргументирована значимость проблемы, представлено теоретическое обоснование профессиональной мотивации как важнейшего условия результативности педагогической деятельности. Рассмотрены методические основы формирования профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов.
Скачать PDF

Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо

Статья посвящена изучению мотивов занятия детей тхэквондо: новичков и спортсменов со стажем в гендерном аспекте. Выявлены причины, побуждающие выбрать этот вид спорта и продолжать занятия с течением времени. Имеющиеся на начальном этапе различия в мотивах занятий единоборствами ориентация девочек на превосходство над другими, мальчиков на достижение спортивных результатов, у квалифицированных спортсменов с длительным стажем занятий исчезают.
Скачать PDF

Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе

Пакулина Светлана Алексеевна
Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.
Скачать PDF

Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государс

Катасонов С.В., Титова Н.Н., Жукова Валентина Федоровна
Определена значимость сценарного прогнозирования. Проанализированы категории для определения различных типов социально-трудовых отношений. В качестве основной задачи работы представлено построение сценарных прогнозов существующих противоречий, которые являются основным фактором возникновения конфликтов. Сделан вывод о том, что используемые ранее методы сценарного прогнозирования в исследовании социально-трудовых отношений, рассматривали прогноз с предметных позиций права, экономики. Предлагаемая методика позволяет рассмотреть взаимосвязь экономики и права на формальную и неформальную мотивационную составляющую определяющую отношение людей к принятым решениям, сформировать прогноз поведения участников трудовых отношений на макроэкономическом уровне в различных ситуациях, а так же рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативно-правовых актов.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи ценностей с мотивационными и смысловыми характеристиками саморегуляции состо

Мухрыгина Ольга Ивановна
В исследовании взаимосвязи личностных ценностей как смысловых структур сознания с мотивационными и смысловыми характеристиками саморегуляции психических состояний студентов вузов выявлены закономерности, выраженные в корреляционных связях мотивационных характеристик саморегуляции с ценностями-целями и смысловых маркеров с ценностями-средствами
Скачать PDF