Морено Якоб Леви

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Морено Якоб Леви| Moreno, Jacob L. (1892-1974)

Морено разработал технику психодрамы - метод психотерапии, опирающийся на драматическое разыгрывание ролей.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Морено Якоб Леви
(1892—1974) — американский психиатр, социальный психолог, автор и основатель социометрии, автор психотерапевтического метода — психодрамы. По мнению Я. Морено, кроме макроструктуры общества, существует неформальная микроструктура, которую образуют индивидуальные притяжения и отталкивания между людьми. Все социальные конфликты обусловлены рассогласованностью между официальной и неофициальной структурами. Было показано, что есть связь субъективного благополучия, переживаемого личностью, и её социально–психологического статуса, обусловленного местом, занимаемым, прежде всего в малой группе

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

МОРЕНО ЯКОБ ЛЕВИ

1892–1974) – американский психиатр, социальный психолог, автор-основатель социометрии. Во время Первой мировой войны эмигрировал в Вену. Образование по философии и медицине получил в Венском университете. Учился у З. Фрейда. Затем работал в психиатрических клиниках и институтах Австрии. В 1927 г. переехал в США. В 1936 г. создал первый терапевтический театр. Основатель журнала Sociometry (1937). В 1940 г. создал Институт социометрии и психодрамы. С 1951 г. – профессор Нью-Йоркского университета. Основа его теории была сформирована, когда он находился в лагере беженцев под Веной. По мнению Морено, кроме макроструктуры общества, которая традиционно изучается в социологии, существует неформальная микроструктура, которую образуют индивидуальные притяжения и отталкивания между людьми. Все социальные конфликты обусловлены рассогласованностью между официальной и неофициальной структурами. Было показано, что есть связь субъективного благополучия, переживаемого личностью, и ее социально-психологического статуса, обусловленного местом, занимаемым, прежде всего, в малой группе. Считал, что основным направлением профилактики конфликтов является согласование формальной и неформальной структур организации.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Морено (Moreno) Якоб Леви
(20.05.1892, Бухарест - 14.05.1974, Бикон, Нью-Йорк) - американский психиатр, социальный психолог, автор основатель социометрии.
Биография. Во время первой мировой войны эмигрировал в Вену. Образование по философии и медицине получил в Венском университете. Учился у З.Фрейда. Затем работал в психиатрических клиниках и институтах Австрии. С 1927 г. переехал в США. В 1936 г. создал первый терапевтический театр. Основатель (1936) и главный врач клиники в Бикон-Хилле. Основатель журнала "Sociometry" (1937). В 1940 г. создал Институт социометрии и психодрамы. С 1951 г. - профессор Нью-Йоркского университета.
Исследования. Основа его теории была сформирована тогда, когда он находился в лагере беженцев под Веной. По мнению Морено, кроме макроструктуры общества, которая традиционно изучается в социологии, существует неформальная микроструктура, которую образуют индивидуальные притяжения и отталкивания между людьми. Все социальные конфликты обусловлены рассогласованностью между официальной и неофициальной структурами. Было показано, что есть связь субъективного благополучия, переживаемого личностью, и ее социально-психологического статуса, обусловленного местом, занимаемом прежде всего в малой группе.
Терапия. На основе своих теоретических построений Морено разработал психотерапевтической метод психодрамы.
Сочинения. Das Stegreiftheater. Postdam, 1924;
Sociometry and the Cultural Order. N.Y., 1943;
Sociodrama, a Method for the Analysis of Social Conflict. N.Y., 1944;
Group Psychotherapy. 1947;
Sociometry, Experimental Method and Science. 1951; в рус. пер.: Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958
Who Shall Survive? Beacon, 1953;
Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956;
First Book of Group Psychotherapy. 1957;
Psychodrama. V. 1-3, N.Y., 1959-69;
Sociometry Reader. N.Y., 1960;

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МОРЕНО ЯКОБ ЛЕВИ

Moreno J. L, 1892-1974). Автор психодрамы, метода групповой психотерапии. Родился в Румынии, образование получил в Вене, где в 1917 г. защитил диссертацию. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в Австрии, сформулировал принципы групповой психотерапии, основанные на социометрии, изучении межличностных отношений в группе людей. М. ввел термин "социатрия" - представление о неправильной организации групп и о том, как контролировать отклоняющееся групповое поведение (аналогично психиатрии). В 1927 г. М. переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. С 1936 г. до самой смерти заведовал санаторием Морено в Нью-Йорке. Между 1929 и 1936 гг. основал Театр спонтанности в Вене, Театр импромптю и Терапевтический театр в Нью-Йорке. В 1964 г. М. был избран почетным президентом Первого международного конгресса по психодраме. Он преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке, читал лекции во многих других университетах Америки и Европы, включая Чехословакию, Венгрию и Советский Союз. М. основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов "Социометрия и групповая психотерапия" и "Международный журнал социометрии и социатрии". В 1946 г. вышли в свет три тома его "Психодрамы", а в 1966 г. - "Международное пособие по групповой психотерапии".
М. был противником психоанализа Фрейда (Freud S.), считая его искусственным миром снов и слов, возникающим в кабинете. Он делал упор на действия и поведение в естественных условиях, относя сюда и методы ролевого тренинга. Психодрама основана на встрече (энкаунтер), главным принципом которой является антимимесис (антиподражание). Динамические процессы в психодраме возникают из-за двух противоположных тенденций: встреча (энкаунтер) является аспектом антимимесиса, театрализация подразумевает подражание (мимесис). Предметом встречи, психодрамы является сам человек, которого М. называет "Ты". Цель состоит в том, чтобы обнаружить истину, при помощи "драмы" проигрывая разные чувства.
М. считал, что психодрама "помогает протагонисту построить мост между ролью, которую он играет, и его повседневным существованием, выйти за пределы реальной, обычной жизни, почувствовать всю глубину существования, подойти насколько возможно близко к высочайшей форме встречи (энкаунтера), на какую он только способен... достичь высочайшей точки существования... глубочайшей сущности жизни..." Для психодрамы необходимы 5 элементов: сцена, субъект/пациент, режиссер, группа для психотерапевтической помощи, или добавочные Эго, и аудитория.
Субъект/пациент изображает самого себя на сцене, проигрывая роли, которые можно применить к прошлым событиям и к настоящим проблемам. Происходит это спонтанно; основная задача - дать субъекту возможность "быть на сцене тем, кем он действительно является, более глубоко и определенно, чем это получается у него в повседневной жизни". Режиссер выполняет роль постановщика, психотерапевта и аналитика, интерпретируя драму иногда для актеров, иногда для зрителей. Вспомогательные Эго, или терапевтические актеры, выполняют 3 функции: играют различных персонажей в жизни субъекта, направляют его, играют роль "социальных исследователей". Аудитория состоит из родственников и соседей субъекта и преследует двойную цель: помочь субъекту или стать субъектом в смысле обмена ролями.
Можно использовать различные варианты психодрамы. В психотерапевтическом монологе пациент проигрывает чувства, возникающие у него в реальной ситуации. Так как в действительности люди не могут наблюдать эти чувства, они не реагируют на поведение пациента. В множественном дублировании несколько других актеров проигрывают роль пациента, но в разные периоды его жизни. Один из них может представлять пациента в данный момент, другой - 5 лет назад, третий - в период жизненного кризиса. В упражнении "зеркало" пациент включается в группу и наблюдает кого-то, кто принял на себя его роль.
М. утверждал, что он добился большего катарсиса и эмоционального облегчения, которые, по крайней мере, частично разрешают психологические проблемы, при помощи психодрамы, чем это делал Фрейд, лишь разговаривая с пациентом. Для М. игра - ключ к реальности.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

МОРЕНО (Moreno) Якоб Леви

(1892— 1974) — американский социолог, социальный психолог, психиатр, психотерапевт. Создатель социометрии, психодрамы, групповой психотерапии. Образование по философии и медицине получил в Венском ун-те (д-р медицины, 1917). В этот период учился у 3. Фрейда, идеи которого впоследствии не разделял, интересовался гештальтпсихологией и философской антропологией. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в клиниках и институтах Австрии. В 1927 г. переехал в США, где работал психиатром, был известным специалистом по психодраме. Между 1929 и 1936 г. основал Театр спонтанности (в Вене) и Терапевтический театр в Нью-Йорке. С 1936 по 1968 г. был главным врачом и руководителем основанной им клиники в Бикон-Хилле (впоследствии — Санаторий М.). В 1937 г. основал журнал Sociometry. В 1940 г. создал Институт социометрии и психодрамы. Кроме научной и лечебной занимался преподавательской деятельностью: профессор социологии Нью-Йоркского (1951 — 1966) и Колумбийского ун-тов; читал лекции во многих других ун-тах Америки и Европы, в том числе в Советском Союзе. Основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов Социометрия и групповая психотерапия и Международный журнал социометрии и социатрии. В 1964 г. был избран почетным президентом Первого международного конгресса по психодраме. Идея анализа групповых взаимоотношений и возможной групповой взаимопомощи возникла у М., когда он находился в лагере беженцев под Веной. Наблюдая динамику отношений в группах, он пришел к выводу, что кроме макроструктуры общества, существует неформальная микроструктура, образуемая индивидуальными притяжениями и отталкиваниями между людьми. При этом обнаруживалась связь субъективного благополучия переживаемого субъектом и его социально-психологическим статусом, обусловленным местом, которое он занимал прежде всего в малой группе. Возникающие социальные конфликты, по мнению М., обусловлены рассогласованностью между формальной и неформальной структурами групп. Позднее, в период учебы в унте, он разработал проект организации и групп самопомощи для одиноких проституток, который стал одним из первых импульсов формирования движения групповой психотерапии. В 1916 г. начал разработку второго проекта организации групп самопомощи для итальянских крестьян-переселенцев. После Первой мировой войны организовал в Вене спонтанный театр, использовавший оригинальную игровую методику, ориентированную на развлечения и гармонизацию психической жизни людей. На протяжении ряда лет разрабатывал идеи и методику психодрамы (1924). После переезда в США (1927) продолжил разработку психодраматического подхода, работая с детьми в Плимутском ин-те в Нью-Йорке. Одновременно разрабатывал идеи теории малых групп и методики социометрического анализа. Обследовал обучавшихся в подготовительной школе детей-правонарушителей и заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка. В 1929 г. реализовал первую крупномасштабную программу открытой психодрамы в любительской труппе Карнеги-холла. Технологически для психодрамы необходимы пять элементов: сцена, субъект (пациент), режиссер(психо-терапевт), группа для психотерапевтической помощи (или добавочные Эго) и аудитория. Ее смысл в том, чтобы помочь протагонисту построить мост между ролью, которую он играет, и его повседневным существованием, проиграть чувства, возникающие у него в реальной ситуации, и этим помочь ему выйти за пределы реальной обычной жизни, почувствовать всю глубину существования. М. утверждал, что психодрама позволяет добиться большего катарсиса, чем это делал 3. Фрейд, лишь разговаривая с пациентом. Для М. Ифа была ключом к реальности. В 1931 г. он основал первый профессиональный журнал по групповой терапии (ныне — Групповая психотерапия, психодрама и социометрия). В 1932 (по одной из версий) ввел термин групповая психотерапия. В 1934 опубликовал книгу Who Shall Survive? (переиздана Beacon, 1953) и монографию Применение группового метода для классификации, ставшую одной из основных работ по формированию групповой психотерапии. Основал журнал Sociometry (1937), а в 1940 г. — Институт социометрии и психодрамы (Институт Морено). В 1942 г. создал первую профессиональную организацию фупповых терапевтов. Опубликовал работы Sociometry and the Cultural Order (N.Y., 1943) и Социодрама. Метод анализа социального конфликта (1944). В 1946 г. предложил психодраму как метод исследования и терапии личности и опубликовал книгу Психодрама. Основным средством решения социальных проблем считал упорядочение отношений между людьми. В 1947 г. опубликовал книгу Group Psychotherapy. В 1951 — Sociometry, Experimental Method and Science, (в рус. пер.: Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958), а в 1954 г. — Основы социометрии , где изложил основания новой науки, иногда называемой микросоциология . В 1956 основал Международный журнал социометрии. В конечном счете учение М. охватило весьма широкий диапазон разнообразных философских, социологических, культурологических, психологических, психиатрических и психотерапевтических проблем (от устройств и моделей Вселенной и общества до отдельных микрогрупп, социальных атомов и элементов психики индивида), качественно-количественное решение которых предполагало адекватное постижение ряда актуальных вопросов жизнедеятельности общества, социальных групп, новое понимание и терапию психических расстройств, а также организацию групповой психотерапии и социальной психиатрии, ориентированных на человечество в целом. В последующие годы были также опубликованы: Sociometry and the Science of Man, N.Y., 1956; First Book of Group Psychotherapy, 1957; Psychodrama , v. 1-3, N.Y., 1959-1969; Sociometry Reader, N.Y., 1960. JI.A. Карпенко, В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

МОРЕНО ЯКОБ ЛЕВИ

Джекоб Леви Морено родился 6 мая 1889 г. в Румынии. Высшее образование Морено получил в Венском университете, где изучал медицину и философию. Там он познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, что оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество. Во время обучения Морено заинтересовался психиатрией, после окончания учебы с 1925 г. он работал в различных психиатрических клиниках и институтах Австрии. В это время Морено заинтересовался психологическими процессами, протекающими в малых группах. По его мнению, изучение таких групп дает возможность понять неформальную микроструктуру общества. Его знакомство с психоанализом сыграло здесь значительную роль: методы, которые применял Морено в изучении малых групп, основывались на психоанализе, а также на гештальтпсихологии. По его мнению, малая группа представляет собой систему межличностных отношений, определяющихся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжением и отталкиванием. То, какое место личность занимает в этой системе, в значительной мере определяет ее психическое благополучие. В 1927 г. Морено переехал в США, где и жил до самой смерти. Продолжая заниматься проблемами, связанными с малыми группами, Морено разработал метод социометрии. Его использование позволяет получить полную формализованную картину структуры межличностных отношений. Социометрический метод является универсальным, поскольку может применяться не только в диагностических целях. Его использование служит основой для разрешения различного рода конфликтов путем целенаправленного изменения положения личности в системе трансперсональных отношений. В процессе разработки метода Морено пытался применять его на практике в виде теста. Так, например, он участвовал в формировании малых групп в детских лагерях, школах, рабочих коллективах. Собственноручно разрабатывая социограммы, Морено исправлял недостатки метода, находил новые решения проблем. В 1936 г. Морено основал первый терапевтический театр, а также клинику в Бикон-Хилле. Он продолжал свои исследования в области социометрии и создал практический метод применения этой науки на практике. По его методу все члены малой группы проходят небольшой тест, в котором указывают свои предпочтения и, если это нужно, антипатии. После проведения этой процедуры составляется социометрическая матрица, так называемая социограмма, кроме того, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности, которая понимается как коммуникативная общность. По результатам социометрической процедуры все ее участники разделяются на три основные группы. Две из них, обычно сравнительно небольшие по числу входящих в них людей, - это «звезды», те, которых выбирает большинство опрашиваемых, и «парии», которых практически никто не упоминает. Кроме этого, существует большая группа так называемых промежуточных звеньев. Социограмма - графическое выражение этих результатов, которое наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение. Подобный анализ позволяет определить далеко не все коммуникации, возникающие в малой группе, а потому социограмма отражает картину только эмоциональных предпочтений внутри группы. Тем не менее с помощью метода социограммы можно наглядно представить структуру отношений в группе, определить с некоторой долей уверенности стиль лидерства и меру организованности группы в целом. В социометрии различают коллективные и индивидуальные социограммы. В своих исследованиях Джекоб Морено особенно подробно разрабатывал именно коллективные социограммы. Особое внимание при построении такой социограммы Морено уделял положению каждого индивида в зависимости от его популярности. Те, кому отдано наибольшее количество «голосов», должны располагаться в центре, а остальные - на периферии. При этом социограмма отражает практически все связи, которые объединяют субъектов. Таким образом, достоинством такой социограммы является то, что на ней достаточно быстро можно увидеть сложившиеся в малой группе связи цепи, треугольники, квадраты. Есть у этого способа и недостаток: если численность группы превышает 13-15 человек, то графическое изображение всех межличностных связей становится практически невозможным. Что касается индивидуальной социограммы, то она используется для того чтобы сделать более глубокий, детальный и развернутый анализ положения конкретного члена в группе. Так, например, с помощью индивидуальной социограммы можно отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида В 1943 г. Джекоб Морено выпустил книгу «Социодрама». Эта его работа была посвящена подробному описанию метода групповой терапии, основанного на приемах социометрии. Социодрама - это метод устранения конфликтов в различных группах людей. Участники терапии по очереди выступают в роли актеров и зрителей, их роли подразумевают моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностную значимость для самих участников. Такая работа в группе позволяет добиться устранения отрицательных эмоциональных реакций, более глубокого уровня самопознания Так как Морено был прежде всего врачом, его интересовало применение этого метода к лечению различных заболеваний. Таким образом родился метод психодрамы как вид групповой психотерапии. Необходимыми условиями успеха этой процедуры, по Морено, являются спонтанность, активность поведения, наличие значительной доли импровизации. В своей клинике ученый применял метод психодрамы при неврозах, в том числе детских, при психосоматических заболеваниях и алкоголизме, при отклоняющемся поведении подростков. Кроме того, он советовал применять этот метод при решении проблем, возникающих в семье. Впоследствии Джекобом Морено была разработана целая наука - социометрия. Он отразил ее положения в книге «Социометрия и изучение человека», опубликованной в 1953 г. Это психологическая теория общества, в основе которой лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни - экономические, политические, через эмоциональные отношения между людьми, их симпатии и антипатии по отношению друг к другу. Морено считал, что все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Кроме того, социометрия - это еще и психологический тест, позволяющий оценить межличностные эмоциональные связи в группе. Общественные отношения Морено представлял как системы взаимного представления или отвращения всех людей общества. Эти крупные системы состоят из огромного числа составляющих, названных им социальными атомами, системы влечений и отвращений, проецируемых индивидом в группу и членами группы на него. В свою очередь, каждый социальный атом состоит из многочисленных телеструктур. Телеструктура - это простейшая единица чувства, которая передается от одного индивида к другому и определяет количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают. Морено понимал ее как невидимый, нематериальный сгусток энергии. Джекоб Леви Морено скончался 15 мая 1974 г. Он был талантливым психиатром и социальным психологом. Занимаясь проблемами социометрии, он не оставлял клинической работы в различных больницах и институтах. Социометрический метод, созданный Джекобом Морено, оказал значительное влияние на развитие психиатрии, психологии и социологии. Элементы социодрамы входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, в деловые игры. Экспериментальные исследования, проведенные позже, показали, что с помощью социометрического метода можно проанализировать только внешний эмоциональный слой активности группы, более же глубокий анализ с учетом социальных факторов невозможен. Тем не менее этот метод активно применяется в различных учреждениях при формировании малых групп.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004