Моральный дух в организациях это что такое Моральный дух в организациях: определение — Психология.НЭС
Моральный дух МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Моральный дух в организациях

Найдено 1 определение:

Моральный дух в организациях

morale in organizations) В исслед. М.д.о. главное внимание обычно уделяется двум основным параметрам: мотивации труда и удовлетворенности работой. В результате исслед. мотивации труда было создано несколько теорий, повлиявших на управление орг-циями. В исслед. удовлетворенности работой часто проводится проверка валидности таких теорий. Основные теории мотивации труда По мнению Грея и Штарке теории мотивации труда можно разделить на две широкие категории: универсалистские и ситуационные теории. Универсалистские теории претендуют на применимость в широком диапазоне различных рабочих сред, тогда как ситуационные теории ставят в центр индивидуальные различия, влияющие на уровень мотивации. Универсалистские теории. Из всех теорий мотивации, вероятно, чаще всего упоминается теория иерархии потребностей А. Маслоу, к-рый предполагал, что челов. поведение есть результат попыток людей удовлетворить свои неудовлетворенные на данный момент потребности. Эти потребности расположены в иерархическом порядке таким образом, что удовлетворение потребности предшествующего (приоритетного) уровня ведет к возникновению потребности на следующем по значимости уровне, к-рая теперь будет требовать удовлетворения, и т. д. Другая часто упоминаемая теория - это двухфакторная теория Герцберга, утверждавшего, что удовлетворенность или неудовлетворенность работой яв-ся концептуально различными переменными, поскольку они обусловлены различными факторами, связанными с работой. Переменные, которые вызывают удовлетворенность работой, были названы мотивирующими факторами, а переменные, вызывающие неудовлетворенность, получили название гигиенических факторов. Герцберг заключает, что удовлетворенность работой может повышаться без одновременного снижения неудовлетворенности, и наоборот. Третья влиятельная теория - это теория мотивации достижения, разработанная Мак-Клелландом. Проанализировав составленный Мюрреем перечень челов. потребностей, Мак-Клелланд и его коллеги отобрали три потребности, к-рые они сочли наиболее значимыми: а) власть (удовлетворение приносит контроль над другими людьми); б) аффилиация (удовлетворение приносят социальная деятельность и межличностные отношения); в) достижение (удовлетворение приносит достижение своих целей). Ситуационные теории. Наиболее известной ситуационной теорией яв-ся стимульно-реактивная теория Б. Ф. Скиннера, к-рую также называют теорией оперантного обусловливания. Согласно этой точке зрения челов. поведение мотивируется не внутренними потребностями индивидуума, а внешней средой и тем способом, каким она раздает награды и наказания. Для обусловливания (или формирования) поведения индивидуума необходимо обращать внимание на а) последствия его поведения и б) режимы подкрепления, влияющие на поведение. Теория справедливости в том виде, в каком она первоначально была изложена Дж. С. Адамсом, предполагает, что люди мотивированы желанием, чтобы на работе с ними обращались справедливо. В сущности, трудовая мотивация понимается как вывод чел., к-рый он делает на основе сравнения своего отношения "затраты-выпуск" с аналогичным отношением у сопоставимого другого. Если между этими двумя отношениями обнаруживается расхождение (т. е. имеет место несправедливость), оно мотивирует чел. к действиям, направленным на достижение справедливости. Последняя важная ситуационная теория - это теория ожидания В. Врума, согласно к-рой мотивация выполнения к.-л. действия является функцией а) исходов (результатов, последствий), воспринимаемых чел. как желательные и б) уверенности чел. в возможности достижения этих исходов. Удовлетворенность работой и моральный дух Грей и Штарке отмечают, что теории мотивации имеют практ. следствия для управления орг-цией, позволяя добиться максимальной удовлетворенности работой и повысить М. д. о. Эти авторы приводят 4 связанные с работой сферы, влияющие на М. д. о. Проектирование работ. Для усиления мотивации сотрудников часто предлагается такая мера как обогащение работы, к-рое определяется как изменение содержания работы с целью более полного и интенсивного использования способностей каждого сотрудника. Организационные поощрения и наказания. Эта сфера, породившая массу споров, возникла в результате исслед. по оперантному обусловливанию. Решение вопроса о том, когда и как следует вознаграждать и наказывать, яв-ся, по-видимому, практ. задачей, решать к-рую приходится менеджерам орг-ций. Оплата труда. Хотя считается, что заработная плата значимо определяет удовлетворенность работой, очевидно, что большинство работников рассматривают оплату труда как относительную величину, и поэтому она не особенно полезна в качестве основного мотивирующего фактора. Важную роль играют др. параметры, связанные с оплатой труда, в т. ч. надежность работы, руководство, условия труда, дополнительные льготы и статус. Организационный климат. Организационный климат является как следствием, так и детерминантой мотивации. Климат обычно определяется в терминах специфического набора ценностей, которые поддерживает данная орг-ция и к-рые могут либо облегчать, либо затруднять деятельность конкретного работника. См. также Организационный климат А. Барон-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Моральный дух в организациях — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь моральных установок и волевого самоконтроля работников коммерческой организации

Чернякевич Е.Ю.
В статье отражены результаты эмпирического исследования волевого самоконтроля и моральных установок работников коммерческих организаций
Скачать PDF

Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности

Стрижов Евгений Юрьевич
В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов.
Скачать PDF

Социально-психологические свойства личности и уровни развития моральных суждений в ранней юности

Посаженникова Анна Олеговна
В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности. Анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению различных аспектов морального сознания. Представлены результаты, полученные в ходе исследования уровней развития моральных суждений подростков. Показано наличие связи уровней развития моральных суждений с особенностями ценностно-мотивационной сферы у представителей исследуемых социальных групп. Описываются гендерные особенности становления моральных суждений.
Скачать PDF

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений

Шатров Д.В.
Скачать PDF

Типология моральных представлений современной российской молодежи по критерию аморализма

Булгакова Екатерина Александровна
Содержательно показана типология моральных представлений современной российской молодежи. Типология получена в результате теоретического обоснования аморализма как референта этих представлений. Приводятся результаты экспериментальных исследований на выборке 144 чел., подтверждающих правильность теоретических выводов.
Скачать PDF

Специфика моральных суждений современной молодежи Дагестана

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Закарьяева Баху Абдулмуслимовна
Проведено исследование моральных суждений современной дагестанской молодежи. Показано, что дагестанская молодежь оперирует моральными ценностями и принципами, практически не распространенными в других культурах.
Скачать PDF

Возрастные и тендерные особенности моральных представлений этноса саха

Егорова А.И., Макарова А.П.
В статье приведены результаты исследования моральных представлений молодых и зрелых представителей этноса саха при помощи методики оценки моральных поступков через якутские фразеологизмы в ситуации «свои»/«чужие» и методики на выявление типа моральных ориентиров
Скачать PDF

Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии

Ким Ирина Олеговна, Минияров Валерий Максимович, Иванов Дмитрий Викторович
В статье рассматривается проблема морали в зарубежной и отечественной психологии, анализируются факторы, механизмы и средства формирования морального поведения. В зарубежной психологии проблема представлена в рамках психоаналитического, бихевиористического и когнитивного направлениях, в отечественной психологии анализ представлен в рамках личностного и деятельностного подходов.
Скачать PDF

Возрастные различия и идентичность студентов при решении моральных дилемм

Колиниченко Ирина Александровна
В статье доказываются принятие студентами традиционных представлений о гендерных ролях, снижение с возрастом уровня групповой идентичности и уровня развития морали и повышение уровня маскулинности.
Скачать PDF

Ценностно-смысловые особенности понимания моральных категорий

Полякова Ольга Осиповна
В статье в рамках социально-психологического подхода рассматривается проблема изучения понимания моральных категорий. На основе эмпирического исследования современных студентов анализируется специфика понимания категории свободы. Особое внимание уделяется роли ценностно-смысловых факторов в формировании такого понимания, в частности, рассматриваются особенности понимания свободы личностями с эгоцентрической, гуманистической и рефлексивной ценностно-смысловыми позициями.
Скачать PDF

Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте

Молчанов Сергей Владимирович
Моральный выбор подростка определяется особенностями взаимодействия когнитивных и эмоционально-личностных факторов, определяющих ориентацию на принцип справедливости, либо на принцип заботы, осуществляемый в определенных социально-психологических и ситуативных условиях. Рассмотрены особенности решения моральных дилемм в концепции морального развития Л. Кольберга, теории просоциального поведения Н. Айзенберг. Выделены следующие типы дилемм морального выбора в ситуации неопределенности: ситуация личностного выбора и принятия решения в условиях неопределенности моральной нормы как регулятора поведения, моральный выбор в ситуации конкуренции моральных норм, дилемма альтер-альтруизма. Определены и описаны условия и факторы решения подростком моральных дилемм: социально-психологические условия (культура, социоэкономический статус, семья, школа), личностные особенности (моральные ценности, моральные чувства и переживания чувство вины, симпатия, эмпатия и дистресс, наличие социо-когнитивных конфликтов в прошлом опыте, близость к жертве и переживаемая личностная идентификация с ней, возраст, пол), уровень когнитивного развития и атрибутивные процессы (восприятие субъектом просоциального поведения других людей как «хорошего», а самого себя как «доброго», осознание альтруистических мотивов своего поведения и сущности своего поведения как поведения заботы ради пользы и блага других, адекватная оценка потребности другого человека в оказании помощи и ее объективной необходимости), ситуативные факторы и структурно-содержательные особенности самих моральных дилемм (по степени вовлеченности личностные и социальные, по степени соответствия социальным ожиданиям антисоциальные, просоциальные и дилеммы социального давления).
Скачать PDF

Специфика решения моральных дилемм Л. Колберга военнослужащими инженерных войск

Пинчук Д.В., Шимина Л.В.
Скачать PDF