неспособность агрессора испытывать чувство вины и стыда за совершенное насилие. Это явление объясняется разными причинами.
1. Инфантилизм, замедленное развитие морально-нравственных качеств личности, высших эмоций, способности к эмпатии и др.
2. Наличие агрессивных убеждений, т.е. представлений о нормативности деструктивного поведения, которое в этом случае не осуждается индивидом и принимается им как имманентное качество личности.
3. Моральный дефицит, навязанный извне каким-либо авторитетом. Например, в ряде исследований было установлено, что некоторые дети в школе действовали агрессивно по отношению к сверстникам под влиянием агрессивных родителей, которые учили применять насилие как наиболее эффективный и достойный способ поведения. Так, отец (профессор, заведует кафедрой в университете), который в прошлом сам подвергался обидам со стороны школьных товарищей, обучает сына самым болезненным приёмам самообороны, советует ему всегда бить первым, без предупреждения, в том числе только для того, чтобы показать своё физическое превосходство, помогает ему писать и публиковать рассказы, в которых по-садистски смакуются сцены насилия, поощряет его занятия жестокими компьютерными играми т.д. Когда его вызывают в школу, он не только отрицает вину собственного ребенка, но умело и успешно убеждает педагогов в том, что все действия сына оправданы, так как являются необходимой защитой от насилия со стороны сверстников. Он вообще считает, что в этом жестоком мире необходимо самому быть безжалостным и жестоким, чтобы выжить, «отстоять, - по его словам, - своё место под солнцем». Подобные случаи детально описаны Кравцовой М.М. (2005).
4. Наличие невротических тенденций со склонностью к бессознательному вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию чувства вины (здесь используются термины психоанализа, уместные при описании патологии);
5. Отсутствие чувства вины в силу того, что акт агрессии, с позиции представлений индивида о справедливости и нравственности, рассматривается им как единственно возможный и наиболее адекватный в данной ситуации. По этой причине собственная агрессивность не ассоциируется с чувством вины, напротив, она является едва ли не самым важным основанием позитивной самооценки.
6. Иллюзия справедливого мира – представление индивида о том, что всё в мире устроено разумно и справедливо, и, если кому-то не повезло в жизни, то виноват в этом он сам. Бедность, согласно такой позиции, есть порок, болезни – следствие глупости пациентов, а жертвы агрессии сами виновны в том, что они её на себя навлекают сами и потому не заслуживают ни малейшего сострадания.
7. Наконец, моральный дефицит может быть сопряжен с обвинением жертвы и/или стремлением интерпретировать собственное агрессивное поведение, как вызванное исключительно травматичной ситуацией и неблагоприятными жизненными обстоятельствами, то есть быть проявлением или следствием связанной с эгоцентризмом отсутствия или утраты критического мышления (по терминологии психоанализа, такой психологической защиты, как рационализация).
8. Крайней формой морального дефицита может быть не столько отрицание вины за собственную агрессию, сколько искреннее и открытое отрицание самого факта применения насилия, - явление, напоминающее известную в психопатологии лобных повреждениях анозогнозию – утрату критического отношения пациента к имеющемуся у него психическому расстройству.
См. также самоустранение от агрессии, аннулирование содеянного.