процесс развития или усвоения нравственных норм поведения. 1. Наиболее часто цитируемой является теория морального развития Лоренса Колберга, основанная, в свою очередь, на теории морального развития Жана Пиаже. Л.Колберг с помощью сконструированного им эксперимента установил, что существует 3 стадии морального развития, на каждой из которых разграничиваются 2 фазы. Первая, предморальная или доконвенциональная стадия морального развития в первой ее фазе проявляется тенденцией к избеганию физического наказания, которое следует сразу же за девиантным действием (поведение регулируется стремлением избежать аверсивных стимулов), на второй фазе - желанием получить немедленное поощрение за совершаемое адекватное действие (гедонистическая мотивация поведения). Вторая, конвенциональная стадия морального развития в первой ее фазе характеризуется избеганием пусть и отставленного порицания или морального осуждения со стороны других людей (то есть чувством стыда), во второй - желанием получить одобрение своим действиям со стороны сильной легитимной власти, авторитетов, социальной группы. На второй стадии поведение регулируется, таким образом, чувством стыда и стремлением заслужить чувство уважения к сеье за свои действия. Третья, постконвенциональная стадия морального развития в первой ее фазе характеризуется озабоченностью сохранить ценности общества, справедливый моральный порядок и чувством собственного достоинства (человек не совершает дурных поступков, так как считает их недостойными самого себя), а во второй фазе - отражением личной совести и выработанными самим человеком универсальными нравственными принципами (человек превращает нравственные требования в свою потребность вести себя должным образом, он сам хочет того, что ранее он должен бы делать по принуждению извне). По мнению Л.Колберга, третьей стадии морального развития достигает сравнительно небольшое число людей. Л.Колберг подвергся резкой критике со стороны феминисток и провел длительное катамнестическое исследование, результаты которого полностью подтвердили его ожидания относительно поведения испытуемых с разными стадиями морального развития; 2. в психоанализе развитие морали связывают с идентификацией ребенка с ценностями родителей и интернализацией этих ценностей в супер-Эго; 3. в бихевиоризме - согласно теории социального научения А.Бандуры, развитие морали происходит посредством определенной системы распределения наград и наказаний взрослыми и сверстниками; 4. в психопатологии – замедление, остановка, искажение, любое другое нарушение нравственного развития индивида, в быту, да и в специальной литературе нередко обозначаемая как нравственная деградация, моральное уродство. В психопатологии эта сфера внутренней жизни человека изучена крайне недостаточно, ограничиваясь обычно констатацией грубых, тяжелых проявлений.
Моральное развитие
Моральное развитие
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОЕ
процесс развития морали человеком или освоения им принятых в обществе моральных норм и правил поведения. Чаще всего процесс Р.м. изучается у детей, и вопросы, которые в связи с этим возникают, формулируются следующим образом: Как дети осваивают моральные нормы? Как дети приходят к пониманию (осознанию) сущности этих норм? Каким образом у детей вырабатывается тенденция и сопротивление попыткам нарушать моральные нормы? Как дети реагируют на нарушения моральных норм другими людьми? и др. Существует несколько теорий Р.м. детей. Наиболее известной из них является теория Л. Колберга, которая представляет собой продолжение и дальнейшую разработку ранних идей, высказанных Ж. Пиаже по проблеме Р.м. детей.
В теории Л. Колберга выделяются три основных уровня так называемого морального мышления и поведения, каждый из которых включает по две стадии. Первый уровень определяется как фактически доморальный (где мораль, как таковая, отсутствует). На этом уровне поведение окружающих людей оценивается ребенком как морально оправданное или нарушающее нормы морали только на основе той пользы, которую оно-поведение этих людей-приносит самому ребенку, а не в терминах «хорошее» или «плохое». Первая стадия этого уровня, в свою очередь, характеризуется простым избежанием наказания, а вторая-гедонистическими мотивами и «взаимным фаворитизмом» (морально оправданы любые действия, которые приносят людям взаимную пользу). Второй уровень отмечается как конвенциональный. На этом уровне поведение управляется внешними санкциями. Третья стадия Р.м., входящая в состав этого уровня, связана с доминированием стремления ребенка к одобрению со стороны окружающих людей, а четвертая стадия-с приверженностью к строгому, легитимному авторитету. Предполагается, что чувство вины за аморальные поступки возникает у ребенка только на втором уровне его морального развития, причем в форме ожидания возможного наказания за нарушение установленных правил поведения. Третий уровень, по Л. Колбергу, рассматривается как высший уровень Р.м. детей. На нем моральные суждения детей основываются на персональном принципе. Пятая стадия, входящая в состав этого уровня, характеризуется ориентацией на общественные ценности, на установленные и принятые в обществе моральные нормы и самоуважении человека. Шестая, высшая стадия Р.м. отличается высокой степенью развития индивидуального сознания и личной ответственности человека за свои поступки и деяния окружающих его людей. Несколько иной точки зрения на процесс Р.м. придерживаются сторонники психоанализа. Здесь в качестве главного механизма Р.м. ребенка рассматривается его идентификация с ценностями родителей и последующая интернализация ребенком соответствующих ценностей с их одновременной интеграцией в СуперЭго. В психоанализе стадии Р.м. как таковые, однако, не выделяются и включены в общий процесс психосексуального развития ребенка. Еще одна теория Р.м. связана с идеями А. Бандуры, который подчеркивал особое значение научения в процессе Р.м., в частности научения через подражание другим людям. Р.м., согласно его теории, происходит под воздействием определенного распределения поощрений и наказаний ребенка со стороны взрослых людей. Эта точка зрения на процесс Р.м. распостранена среди современных нео-необихевиористов. См. гедонизм, идентификация, интернализация, нео-необихевиоризм, психоанализ, Супер-Эго.
В теории Л. Колберга выделяются три основных уровня так называемого морального мышления и поведения, каждый из которых включает по две стадии. Первый уровень определяется как фактически доморальный (где мораль, как таковая, отсутствует). На этом уровне поведение окружающих людей оценивается ребенком как морально оправданное или нарушающее нормы морали только на основе той пользы, которую оно-поведение этих людей-приносит самому ребенку, а не в терминах «хорошее» или «плохое». Первая стадия этого уровня, в свою очередь, характеризуется простым избежанием наказания, а вторая-гедонистическими мотивами и «взаимным фаворитизмом» (морально оправданы любые действия, которые приносят людям взаимную пользу). Второй уровень отмечается как конвенциональный. На этом уровне поведение управляется внешними санкциями. Третья стадия Р.м., входящая в состав этого уровня, связана с доминированием стремления ребенка к одобрению со стороны окружающих людей, а четвертая стадия-с приверженностью к строгому, легитимному авторитету. Предполагается, что чувство вины за аморальные поступки возникает у ребенка только на втором уровне его морального развития, причем в форме ожидания возможного наказания за нарушение установленных правил поведения. Третий уровень, по Л. Колбергу, рассматривается как высший уровень Р.м. детей. На нем моральные суждения детей основываются на персональном принципе. Пятая стадия, входящая в состав этого уровня, характеризуется ориентацией на общественные ценности, на установленные и принятые в обществе моральные нормы и самоуважении человека. Шестая, высшая стадия Р.м. отличается высокой степенью развития индивидуального сознания и личной ответственности человека за свои поступки и деяния окружающих его людей. Несколько иной точки зрения на процесс Р.м. придерживаются сторонники психоанализа. Здесь в качестве главного механизма Р.м. ребенка рассматривается его идентификация с ценностями родителей и последующая интернализация ребенком соответствующих ценностей с их одновременной интеграцией в СуперЭго. В психоанализе стадии Р.м. как таковые, однако, не выделяются и включены в общий процесс психосексуального развития ребенка. Еще одна теория Р.м. связана с идеями А. Бандуры, который подчеркивал особое значение научения в процессе Р.м., в частности научения через подражание другим людям. Р.м., согласно его теории, происходит под воздействием определенного распределения поощрений и наказаний ребенка со стороны взрослых людей. Эта точка зрения на процесс Р.м. распостранена среди современных нео-необихевиористов. См. гедонизм, идентификация, интернализация, нео-необихевиоризм, психоанализ, Супер-Эго.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие морали, процесс, посредством которого индивид, особенно ребенок, начинает принимать и интернализирует стандарты правильного и неправильного в своем обществе. В этом смысле термин используется как общее название важного подраздела в исследованиях психологии развития. Классические проблемы в этой области касаются того, как дети начинают понимать, что собой представляет моральный кодекс их общества, как они научаются противостоять искушениям его нарушить, как они реагируют на возникающие случаи нарушения границ приличия, как они отвечают на то, что они знают или видят, как другие нарушают этот кодекс и т.д.
Употребление этого термина часто привязано к теории. Наиболее влиятельной и часто цитируемой теорией является интеракционистская теория стадий Лоренса Колберга, которая представляет собой расширенное и переработанное толкование ранних работ Пиаже, посвященных этой проблеме. В анализе Колберга выделяется три основных уровня морального мышления, в каждом из которых две стадии, таким образом получается шесть (по крайней мере теоретически) различных стадий. Уровень I определяется как предмо-ральный, так как поведение оценивается только на основании личных результатов без какого-либо понятия о хорошем или плохом. Стадия 1 здесь характеризуется избеганием наказания. Стадия 2 характеризуется гедонистическими мотивами и взаимным фаворитизмом. Уровень II считается конвенциональным уровнем, так как в поведении здесь доминируют внешние санкции. На стадии 3 внутри этого уровня преобладают желания получать одобрение со стороны других. Стадия 4 характеризуется приверженностью сильной, легитимной власти. Считается, что чувство вины возникает на уровне II как предчувствие возможного наказания. Уровень III рассматривается как самый высокий уровень, на котором моральные суждения основываются на личных принципах. Стадия 5 характеризуется озабоченностью ценностями сообщества, справедливым моральным порядком и чувством собственного достоинства, стадия 6 – отражением личной совести и глубоких личных принципов.
Противовесом этой точки зрения выступают две другие основные школы мышления, в рамках которых такие термины, как мораль и моральное развитие, отражают различные коннотации. В психоанализе считается, что развитие морали имеет некоторые стадии, но здесь основным механизмом признается идентификация с ценностями родителей и интернализация этих ценностей в суперэго. Стадии здесь по существу не являются стадиями морального развития, как они представлены в теории Колберга; скорее они связаны с более общим прогрессом через стадии психосексуального развития.
Другой основной теорией является теория социального научения Альберта Бандуры, в которой главную роль играют принципы научения, в особенности научения через наблюдение и на моделировании. В отличие от других подходов к моральному развитию, теория Бандуры не претендует на то, чтобы быть теорией стадии, и, следовательно, в ней не предсказывается никакой определенной последовательности моральных решений или актов поведения. Считается, что развитие морали происходит посредством распределения наград и наказаний взрослыми и ровесниками, которые выполняют роль модели приемлемого поведения.
Тот факт, что все три таких различных теории могут сосуществовать и считаться жизнеспособными, говорит о важности и сложности проблемы морального развития, о трудности сбора четких данных, дифференцирующих каждую позицию, и об отсутствии точности, с которым сталкивается каждая из них, это делает эмпирическое сравнение данных теорий чрезвычайно трудным.
Употребление этого термина часто привязано к теории. Наиболее влиятельной и часто цитируемой теорией является интеракционистская теория стадий Лоренса Колберга, которая представляет собой расширенное и переработанное толкование ранних работ Пиаже, посвященных этой проблеме. В анализе Колберга выделяется три основных уровня морального мышления, в каждом из которых две стадии, таким образом получается шесть (по крайней мере теоретически) различных стадий. Уровень I определяется как предмо-ральный, так как поведение оценивается только на основании личных результатов без какого-либо понятия о хорошем или плохом. Стадия 1 здесь характеризуется избеганием наказания. Стадия 2 характеризуется гедонистическими мотивами и взаимным фаворитизмом. Уровень II считается конвенциональным уровнем, так как в поведении здесь доминируют внешние санкции. На стадии 3 внутри этого уровня преобладают желания получать одобрение со стороны других. Стадия 4 характеризуется приверженностью сильной, легитимной власти. Считается, что чувство вины возникает на уровне II как предчувствие возможного наказания. Уровень III рассматривается как самый высокий уровень, на котором моральные суждения основываются на личных принципах. Стадия 5 характеризуется озабоченностью ценностями сообщества, справедливым моральным порядком и чувством собственного достоинства, стадия 6 – отражением личной совести и глубоких личных принципов.
Противовесом этой точки зрения выступают две другие основные школы мышления, в рамках которых такие термины, как мораль и моральное развитие, отражают различные коннотации. В психоанализе считается, что развитие морали имеет некоторые стадии, но здесь основным механизмом признается идентификация с ценностями родителей и интернализация этих ценностей в суперэго. Стадии здесь по существу не являются стадиями морального развития, как они представлены в теории Колберга; скорее они связаны с более общим прогрессом через стадии психосексуального развития.
Другой основной теорией является теория социального научения Альберта Бандуры, в которой главную роль играют принципы научения, в особенности научения через наблюдение и на моделировании. В отличие от других подходов к моральному развитию, теория Бандуры не претендует на то, чтобы быть теорией стадии, и, следовательно, в ней не предсказывается никакой определенной последовательности моральных решений или актов поведения. Считается, что развитие морали происходит посредством распределения наград и наказаний взрослыми и ровесниками, которые выполняют роль модели приемлемого поведения.
Тот факт, что все три таких различных теории могут сосуществовать и считаться жизнеспособными, говорит о важности и сложности проблемы морального развития, о трудности сбора четких данных, дифференцирующих каждую позицию, и об отсутствии точности, с которым сталкивается каждая из них, это делает эмпирическое сравнение данных теорий чрезвычайно трудным.
Моральное развитие
moral development) Исслед. М. р. посвящены, в основном, изучению процесса, благодаря к-рому индивидуум "интернализует" (усваивает) социально одобряемые нормы, правила и ограничения и начинает ориентироваться на них в своем поведении. Теория и эмпирические исслед. сосредоточены на 3 концептуально различимых аспектах этого процесса: моральном суждении (как человек рассуждает о моральных ситуациях), моральном поведении (как он себя ведет в таких ситуациях) и моральных чувствах (что он при этом испытывает). Моральное суждение Еще в начале XX в. такие психологи как Дж. М. Болдуин и У. Мак-Дугалл изучали процесс М. р. Однако самые совр. исслед. стимулированы конструктивными идеями и богатыми фактическими данными, содержащимися в публикациях Ж. Пиаже. В соответствии с теорет. представлениями Пиаже о когнитивном развитии, для описания М. р. требовалась, по меньшей мере, двухстадийная модель, согласно к-рой гетерономная мораль ограничения сменяется автономной моралью кооперации. Большинство исслед. сосредоточивалось на изучении оснований моральных суждений, в качестве к-рых могли выступать объективные последствия поведения либо субъективные намерения (интенции) его субъекта. В общем, эти исслед. подтверждают связанный с возрастом переход от объективного к более субъективному (интенциональному) пониманию ответственности. Колберг нетривиальным образом надстроил и расширил структурную концепцию Пиаже, полагая, что прогрессивная интернализация норм и принципов может продолжаться в течение всего подросткового/юношеского возраста и захватывать взрослость. Постулируется иерархический характер М. р. каждая предыдущая стадия реорганизуется и интегрируется в следующую стадию, обеспечивая таким образом более широкую основу для морального выбора. Согласно Колбергу, 3 общих уровня М. р. - предконвенциальный, конвенциальный и постконвенциальный, каждый из к-рых подразделяется на две частные стадии, - образуют инвариантную последовательность. Хотя порядок прохождения конкретным чел. этих 6 стадий считается неизменным и универсальным, темпы продвижения и конечный уровень развития могут существенно варьировать у разных людей. Предконвенциальная мораль обосновывается внешним образом. На стадии 1, характеризуемой ориентацией на наказание, моральный выбор продиктован властью авторитетных фигур и стремлением избежать наказуемых последствий. На стадии 2 суждения являются гедонистически ориентированными: действия, удовлетворяющие личные потребности субъекта, расцениваются им как морально оправданные. Тогда как Предконвенциальная мораль придает значение аверсивным (наказание) или позитивным (награда) эффектам прямых внешних последствий, конвенциальная мораль опосредуется интернализованными нормами и ценностями. На стадии 3 моральный выбор сопряжен с межличностным согласием: чел. придерживается тех норм и правил, к-рые были интернализованы для того, чтобы нравиться и получать одобрение от значимых других. На стадии 4 мораль определяется как "исполнение своего долга", и теперь интернализованные правила существующего социального порядка поддерживаются ради них самих. Лица, достигшие в своем развитии постконвенциального уровня, пытаются рассудком понять абстрактные моральные принципы, на к-рых основаны более конкретные нормы, правила и законы. Предпринимаются индивидуальные попытки определить принципы, применимость и обоснованность к-рых не связывалась бы с авторитетом и соц. порядком. На стадии 5 действует законодательная или договорная ориентация: люди принимают в расчет релятивистский характер норм и законов, но хорошо осознают, что (общественный) договор необходим как гарантия защиты каждого чел., включ. их самих. На стадии 6 выбор чел. моральных принципов направляется личными убеждениями, а не соц. консенсусом. Такой чел. ведет себя в соответствии со свободно выбранным идеалом, не считаясь с реакциями других; нарушение этих принципов вызывает самоосуждение. Исслед. действительно подтвердили возможность инвариантного порядка прохождения людьми уровней М. р.: предконвенциальная мораль выступает предпосылкой конвенциального рассуждения, а оба эти уровня развития составляют необходимое условие развития постконвенциальной морали. Однако высший уровень не обязательно обнаруживается во всех выборках подростков или взрослых. Критики особо подчеркнули ту роль, к-рую социоэкономические факторы могут играть в стимулировании постконвенциального рассуждения, особенно опыт жизни в условиях действия судебной системы правосудия. Т. о., даже если модель Колберга не дает универсального изображения Homo moralis, она вполне подходит для описания М. р. чел., живущего в такой стране как США, с конституционно обоснованной судебной системой. Моральное поведение Связь между моральным знанием и действием с трудом поддается теорет. осмыслению: люди могут поступать сходным образом по совершенно разным соображениям, а те из них, кто находится на одном уровне развития моральных суждений, могут совершать противоположные поступки. В 1920-е гг. Хартшорн и Мэй взялись за изучение еще более фундаментальной проблемы морального поведения. Они придумали множество оригинальных поведенческих показателей того, в какой степени испытуемые действительно противились искушению солгать, обмануть или сделать что-то тайком в эксперим. ситуациях. Корреляционный анализ практически не подтвердил существования честности как общей черты личности; его результаты укрепили позиции тех, кто считал моральное поведение зависящим от конкретной ситуации. Знание того, что данный чел. находится на конвенциальном уровне М. р., может оказаться недостаточным для прогнозирования его поведения; удовлетворительное предсказание его поступков требует также знания конкретных норм, к-рым он следует в реальном поведении. Моральное чувство Психоан. теория морали, мотивированной чувством вины, была предложена З. Фрейдом. Если говорить кратко, то Фрейд полагал, что дети переживают эдиповы чувства. Считается, что тревога, испытываемая детьми по поводу ожидаемого наказания, имеет следствием подавление эдиповых чувств и враждебных актов. Более важно, однако, что страх родительского возмездия вызывает интроекцию родительских правил и запретов: формируется сверх-Я, или совесть. Утверждается, что в последующих нравственных ситуациях дети испытывают угрызения совести или чувство вины, когда поддаются искушению нарушить эти интернализованные нормы и правила. Проведенный М. Хоффманом аналитический обзор исслед. показывает, что более интернализованная мораль, вероятно, развивается в тех случаях, когда дисциплинарные меры (особенно лишение любви) сочетаются с родительскими объяснениями вреда, причиняемого поведением ребенка др. людям, т. е. в случаях применения родителями индуктивных, учитывающих позицию другого, приемов воспитания. Такие индуктивные приемы могут содействовать М. р. через усиление склонности ребенка эмпатически переживать эмоциональное состояние другого. См. также Альтруизм, Конформная личность, Преступность, Девиантность М. Д. Берзонски
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006