Моральное развитие это что такое Моральное развитие: определение — Психология.НЭС
МОРАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Моральное развитие

Найдено 3 определения термина Моральное развитие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Моральное развитие

moral development) Исслед. М. р. посвящены, в основном, изучению процесса, благодаря к-рому индивидуум "интернализует" (усваивает) социально одобряемые нормы, правила и ограничения и начинает ориентироваться на них в своем поведении. Теория и эмпирические исслед. сосредоточены на 3 концептуально различимых аспектах этого процесса: моральном суждении (как человек рассуждает о моральных ситуациях), моральном поведении (как он себя ведет в таких ситуациях) и моральных чувствах (что он при этом испытывает). Моральное суждение Еще в начале XX в. такие психологи как Дж. М. Болдуин и У. Мак-Дугалл изучали процесс М. р. Однако самые совр. исслед. стимулированы конструктивными идеями и богатыми фактическими данными, содержащимися в публикациях Ж. Пиаже. В соответствии с теорет. представлениями Пиаже о когнитивном развитии, для описания М. р. требовалась, по меньшей мере, двухстадийная модель, согласно к-рой гетерономная мораль ограничения сменяется автономной моралью кооперации. Большинство исслед. сосредоточивалось на изучении оснований моральных суждений, в качестве к-рых могли выступать объективные последствия поведения либо субъективные намерения (интенции) его субъекта. В общем, эти исслед. подтверждают связанный с возрастом переход от объективного к более субъективному (интенциональному) пониманию ответственности. Колберг нетривиальным образом надстроил и расширил структурную концепцию Пиаже, полагая, что прогрессивная интернализация норм и принципов может продолжаться в течение всего подросткового/юношеского возраста и захватывать взрослость. Постулируется иерархический характер М. р. каждая предыдущая стадия реорганизуется и интегрируется в следующую стадию, обеспечивая таким образом более широкую основу для морального выбора. Согласно Колбергу, 3 общих уровня М. р. - предконвенциальный, конвенциальный и постконвенциальный, каждый из к-рых подразделяется на две частные стадии, - образуют инвариантную последовательность. Хотя порядок прохождения конкретным чел. этих 6 стадий считается неизменным и универсальным, темпы продвижения и конечный уровень развития могут существенно варьировать у разных людей. Предконвенциальная мораль обосновывается внешним образом. На стадии 1, характеризуемой ориентацией на наказание, моральный выбор продиктован властью авторитетных фигур и стремлением избежать наказуемых последствий. На стадии 2 суждения являются гедонистически ориентированными: действия, удовлетворяющие личные потребности субъекта, расцениваются им как морально оправданные. Тогда как Предконвенциальная мораль придает значение аверсивным (наказание) или позитивным (награда) эффектам прямых внешних последствий, конвенциальная мораль опосредуется интернализованными нормами и ценностями. На стадии 3 моральный выбор сопряжен с межличностным согласием: чел. придерживается тех норм и правил, к-рые были интернализованы для того, чтобы нравиться и получать одобрение от значимых других. На стадии 4 мораль определяется как "исполнение своего долга", и теперь интернализованные правила существующего социального порядка поддерживаются ради них самих. Лица, достигшие в своем развитии постконвенциального уровня, пытаются рассудком понять абстрактные моральные принципы, на к-рых основаны более конкретные нормы, правила и законы. Предпринимаются индивидуальные попытки определить принципы, применимость и обоснованность к-рых не связывалась бы с авторитетом и соц. порядком. На стадии 5 действует законодательная или договорная ориентация: люди принимают в расчет релятивистский характер норм и законов, но хорошо осознают, что (общественный) договор необходим как гарантия защиты каждого чел., включ. их самих. На стадии 6 выбор чел. моральных принципов направляется личными убеждениями, а не соц. консенсусом. Такой чел. ведет себя в соответствии со свободно выбранным идеалом, не считаясь с реакциями других; нарушение этих принципов вызывает самоосуждение. Исслед. действительно подтвердили возможность инвариантного порядка прохождения людьми уровней М. р.: предконвенциальная мораль выступает предпосылкой конвенциального рассуждения, а оба эти уровня развития составляют необходимое условие развития постконвенциальной морали. Однако высший уровень не обязательно обнаруживается во всех выборках подростков или взрослых. Критики особо подчеркнули ту роль, к-рую социоэкономические факторы могут играть в стимулировании постконвенциального рассуждения, особенно опыт жизни в условиях действия судебной системы правосудия. Т. о., даже если модель Колберга не дает универсального изображения Homo moralis, она вполне подходит для описания М. р. чел., живущего в такой стране как США, с конституционно обоснованной судебной системой. Моральное поведение Связь между моральным знанием и действием с трудом поддается теорет. осмыслению: люди могут поступать сходным образом по совершенно разным соображениям, а те из них, кто находится на одном уровне развития моральных суждений, могут совершать противоположные поступки. В 1920-е гг. Хартшорн и Мэй взялись за изучение еще более фундаментальной проблемы морального поведения. Они придумали множество оригинальных поведенческих показателей того, в какой степени испытуемые действительно противились искушению солгать, обмануть или сделать что-то тайком в эксперим. ситуациях. Корреляционный анализ практически не подтвердил существования честности как общей черты личности; его результаты укрепили позиции тех, кто считал моральное поведение зависящим от конкретной ситуации. Знание того, что данный чел. находится на конвенциальном уровне М. р., может оказаться недостаточным для прогнозирования его поведения; удовлетворительное предсказание его поступков требует также знания конкретных норм, к-рым он следует в реальном поведении. Моральное чувство Психоан. теория морали, мотивированной чувством вины, была предложена З. Фрейдом. Если говорить кратко, то Фрейд полагал, что дети переживают эдиповы чувства. Считается, что тревога, испытываемая детьми по поводу ожидаемого наказания, имеет следствием подавление эдиповых чувств и враждебных актов. Более важно, однако, что страх родительского возмездия вызывает интроекцию родительских правил и запретов: формируется сверх-Я, или совесть. Утверждается, что в последующих нравственных ситуациях дети испытывают угрызения совести или чувство вины, когда поддаются искушению нарушить эти интернализованные нормы и правила. Проведенный М. Хоффманом аналитический обзор исслед. показывает, что более интернализованная мораль, вероятно, развивается в тех случаях, когда дисциплинарные меры (особенно лишение любви) сочетаются с родительскими объяснениями вреда, причиняемого поведением ребенка др. людям, т. е. в случаях применения родителями индуктивных, учитывающих позицию другого, приемов воспитания. Такие индуктивные приемы могут содействовать М. р. через усиление склонности ребенка эмпатически переживать эмоциональное состояние другого. См. также Альтруизм, Конформная личность, Преступность, Девиантность М. Д. Берзонски
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие морали, процесс, посредством которого индивид, особенно ребенок, начинает принимать и интернализирует стандарты правильного и неправильного в своем обществе. В этом смысле термин используется как общее название важного подраздела в исследованиях психологии развития. Классические проблемы в этой области касаются того, как дети начинают понимать, что собой представляет моральный кодекс их общества, как они научаются противостоять искушениям его нарушить, как они реагируют на возникающие случаи нарушения границ приличия, как они отвечают на то, что они знают или видят, как другие нарушают этот кодекс и т.д.

Употребление этого термина часто привязано к теории. Наиболее влиятельной и часто цитируемой теорией является интеракционистская теория стадий Лоренса Колберга, которая представляет собой расширенное и переработанное толкование ранних работ Пиаже, посвященных этой проблеме. В анализе Колберга выделяется три основных уровня морального мышления, в каждом из которых две стадии, таким образом получается шесть (по крайней мере теоретически) различных стадий. Уровень I определяется как предмо-ральный, так как поведение оценивается только на основании личных результатов без какого-либо понятия о хорошем или плохом. Стадия 1 здесь характеризуется избеганием наказания. Стадия 2 характеризуется гедонистическими мотивами и взаимным фаворитизмом. Уровень II считается конвенциональным уровнем, так как в поведении здесь доминируют внешние санкции. На стадии 3 внутри этого уровня преобладают желания получать одобрение со стороны других. Стадия 4 характеризуется приверженностью сильной, легитимной власти. Считается, что чувство вины возникает на уровне II как предчувствие возможного наказания. Уровень III рассматривается как самый высокий уровень, на котором моральные суждения основываются на личных принципах. Стадия 5 характеризуется озабоченностью ценностями сообщества, справедливым моральным порядком и чувством собственного достоинства, стадия 6 – отражением личной совести и глубоких личных принципов.

Противовесом этой точки зрения выступают две другие основные школы мышления, в рамках которых такие термины, как мораль и моральное развитие, отражают различные коннотации. В психоанализе считается, что развитие морали имеет некоторые стадии, но здесь основным механизмом признается идентификация с ценностями родителей и интернализация этих ценностей в суперэго. Стадии здесь по существу не являются стадиями морального развития, как они представлены в теории Колберга; скорее они связаны с более общим прогрессом через стадии психосексуального развития.

Другой основной теорией является теория социального научения Альберта Бандуры, в которой главную роль играют принципы научения, в особенности научения через наблюдение и на моделировании. В отличие от других подходов к моральному развитию, теория Бандуры не претендует на то, чтобы быть теорией стадии, и, следовательно, в ней не предсказывается никакой определенной последовательности моральных решений или актов поведения. Считается, что развитие морали происходит посредством распределения наград и наказаний взрослыми и ровесниками, которые выполняют роль модели приемлемого поведения.

Тот факт, что все три таких различных теории могут сосуществовать и считаться жизнеспособными, говорит о важности и сложности проблемы морального развития, о трудности сбора четких данных, дифференцирующих каждую позицию, и об отсутствии точности, с которым сталкивается каждая из них, это делает эмпирическое сравнение данных теорий чрезвычайно трудным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Моральное развитие

процесс развития или усвоения нравственных норм поведения. 1. Наиболее часто цитируемой является теория морального развития Лоренса Колберга, основанная, в свою очередь, на теории морального развития Жана Пиаже. Л.Колберг с помощью сконструированного им эксперимента установил, что существует 3 стадии морального развития, на каждой из которых разграничиваются 2 фазы. Первая, предморальная или доконвенциональная стадия морального развития в первой ее фазе проявляется тенденцией к избеганию физического наказания, которое следует сразу же за девиантным действием (поведение регулируется стремлением избежать аверсивных стимулов), на второй фазе - желанием получить немедленное поощрение за совершаемое адекватное действие (гедонистическая мотивация поведения). Вторая, конвенциональная стадия морального развития в первой ее фазе характеризуется избеганием пусть и отставленного порицания или морального осуждения со стороны других людей (то есть чувством стыда), во второй - желанием получить одобрение своим действиям со стороны сильной легитимной власти, авторитетов, социальной группы. На второй стадии поведение регулируется, таким образом, чувством стыда и стремлением заслужить чувство уважения к сеье за свои действия. Третья, постконвенциональная стадия морального развития в первой ее фазе характеризуется озабоченностью сохранить ценности общества, справедливый моральный порядок и чувством собственного достоинства (человек не совершает дурных поступков, так как считает их недостойными самого себя), а во второй фазе - отражением личной совести и выработанными самим человеком универсальными нравственными принципами (человек превращает нравственные требования в свою потребность вести себя должным образом, он сам хочет того, что ранее он должен бы делать по принуждению извне). По мнению Л.Колберга, третьей стадии морального развития достигает сравнительно небольшое число людей. Л.Колберг подвергся резкой критике со стороны феминисток и провел длительное катамнестическое исследование, результаты которого полностью подтвердили его ожидания относительно поведения испытуемых с разными стадиями морального развития; 2. в психоанализе развитие морали связывают с идентификацией ребенка с ценностями родителей и интернализацией этих ценностей в супер-Эго; 3. в бихевиоризме - согласно теории социального научения А.Бандуры, развитие морали происходит посредством определенной системы распределения наград и наказаний взрослыми и сверстниками; 4. в психопатологии – замедление, остановка, искажение, любое другое нарушение нравственного развития индивида, в быту, да и в специальной литературе нередко обозначаемая как нравственная деградация, моральное уродство. В психопатологии эта сфера внутренней жизни человека изучена крайне недостаточно, ограничиваясь обычно констатацией грубых, тяжелых проявлений.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Моральное развитие — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальный интеллект и моральное развитие ребенка

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Одной из ключевых составляющих социального интеллекта является способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в тех ситуациях, когда интересы индивида и партнера не совпадают (Чеснокова, 2005). Такое определение социального интеллекта допускает возможность обмана целенаправленного введения партнера в заблуждение. Но совместимы ли социальный интеллект и мораль? Можно ли обманывать с моральной точки зрения? На первый взгляд, может показаться, что можно, если результат, который достигается таким образом, служит интересам общества. Как известно, обманные действия применимы на войне, в борьбе с террористами, в разного рода соревновательных играх (шахматы, футбол). Все эти проявления социального интеллекта не противоречат морали, поскольку обман тут оправдан интересами спасения людей и их блага. Такие проявления социального интеллекта (назовем их «позитивным обманом») отличаются от макиавеллизма обмана с целью достижения корыстных, эгоистических целей: власти, богатства, самоутверждения и т. п. Чтобы описать развитие социального интеллекта, нам надо обратиться к истокам становления морального сознания ребенка.
Скачать PDF

Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию

Молчанов Сергей Владимирович
В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон). Рассмотрены принцип справедливости и принцип заботы как основа для построения подходов к моральному развитию и сформулированы их основные различия. Приведены отдельные результаты исследования зависимости развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте от особенностей социальной ситуации развития.
Скачать PDF

Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития

Прокофьева Наталья Владимировна
Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. В ней говорится об актуальности данной проблемы в контексте дефицитов современного общественного устройства и необходимости возрастания активной, ответственной, автономной позиции современного взрослого в выборе внутреннего ценностносмыслового наполнения и вопросов самореализации. В эмпирической части статьи обсуждаются результаты заключительного этапа диссертационного исследования и обозначены перспективы развития дальнейшей научной работы.
Скачать PDF

Современное состояние и возможности развития морального компонента целевой направленности личности п

Шилова Нина Игоревна
В статье рассматриваются основные критерии морального компонента целевой направленности личности подростка, уровень развития которых определяется на основании проведения диагностического среза у школьников города Николаева. Представлены результаты исследования по двум методикам. Определены способы и перспективы дальнейшего развития морального компонента целевой направленности подростков.
Скачать PDF

Основные современные подходы в психологии морального развития

Колпакова Марианна Юрьевна
Статья посвящена анализу современных подходов к моральному развитию (moral development). Рассматриваются основные современные психологические подходы к моральному развитию: когнитивный, психоаналитический, социального научения, просоциального развития, личностные подходы. Выделена основная проблема в области моральной психологии проблема мотивации морального поведения и проанализированы предлагаемые пути ее решения. Теории морального развития долгое время фокусировались на изучении роли морального мышления и эмоций в моральном развитии, в настоящее время развиваются более интегративные подходы. Несмотря на существование множества различных подходов, понимание того, как мораль становится частью структуры личности, до сих пор не выработано. Представления о способах решения проблемы моральной мотивации определяются метатеоретическими основаниями различных подходов. На основании анализа метатеоретических оснований теорий морального развития сделано заключение о том, что в основании большинства современных подходов лежит представление о человеке как лишенном духа. Раскрываются основные положения подхода к морально-нравственному развитию в рамках диалогической психологии Т. А. Флоренской.
Скачать PDF

Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития

Дорофеева Нина Владимировна, Егоров Илья Владимирович
В статье обсуждается проблема морально-нравственного развития личности ребенка и склонности ко лжи в психолого-педагогической науке. В эмпирическом исследовании были выявлены два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» и «правдивым» и, в свою очередь, два промежуточных варианта, проявляющихся в ситуации мотивационного конфликта, когда с одной стороны у ребенка присутствует желание выиграть, а с другой правдивая оценка своей успешности в решении заданий. Изучение особенностей самооценки дошкольников показало, что дети с наименьшей степенью склонности ко лжи адекватнее, они более точно дают себе оценку. У детей с ярко выраженной склонностью ко лжи, напротив, наблюдается завышенная, недифференцированная самооценка. По качеству взаимоотношений дошкольники, склонные ко лжи, занимают весьма благополучное положение среди сверстников, дети же, отличающиеся правдивым поведением, испытывают трудности в общении со сверстниками. В заключение авторы статьи приводят анализ данных и результатов, полученных ранее и в настоящее время, который позволяет сравнить динамику проявления лживого поведения и его взаимосвязи с межличностными отношениями.
Скачать PDF

Непрерывное развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел средст

Хайруллова Э.Т.
Рассмотрены возможности самообразования и самовоспитания в развитии морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, разработан алгоритм составления программы саморазвития морально-психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Скачать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF