Моральная тревога Моральная эксклюзия

Моральная тревожность

Найдено 1 определение:

Моральная тревожность

Фрейдистская идея о том, что люди испытывают тревогу перед возможным наказанием за потакание импульсам Ид (см. Фрейд) вместо следования возвышенным идеям Супер-Эго. В результате многие импульсы Ид (включая половое влечение) начинают ассоциироваться с тревогой и рассматриваются как морально неприемлемые.
Оцените определение:

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой

Белых Татьяна Викторовна
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение специфики взаимосвязи разноуровневых характеристик в структуре интегральной индивидуальности, отражающих психологические факторы проявления личностью моральной нормативности поведения в зависимости от уровня самоэффективности в предметной деятельности в студенческом возрасте. Выявлено, что снижение уровня моральной нормативности в структуре интегральной индивидуальности у студентов как с высоким, так и с низким уровнем самоэффективности в предметной деятельности приводит к уменьшению личностного адаптационного потенциала и к выбору агрессивных и асоциальных действий в качестве способов совладания со стрессом при сохранении высокого уровня психодинамической активности.
Скачать PDF

Моральная регуляция этикетного поведения студентов

Даниленко Ольга Ивановна
Представлены данные эмпирического исследования проявления уровней морального сознания в мотивации соблюдения студентами правил этикета. Определялись показатели субъективной значимости аргументов в пользу соблюдения правил этикета. Выявлено, что наиболее значимыми для студентов являются аргументы, соответствующие уровню автономной морали, наименее значимы аргументы, соответствующие доморальному уровню.
Скачать PDF

Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход

Козлова Мария Андреевна, Кошелева Наталья Валерьевна
Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия.
Скачать PDF

Моральная регуляция этикетного поведения студентов

О. И. Даниленко
Представлены данные эмпирического исследования проявления уровней морального сознания в мотивации соблюдения студентами правил этикета. Определялись показатели субъективной значимости аргументов в пользу соблюдения правил этикета. Выявлено, что наиболее значимыми для студентов являются аргументы, соответствующие уровню автономной морали, наименее значимы аргументы, соответствующие доморальному уровню.
Скачать PDF

Социальная тревожность в контексте психологических защит

Булатова Т. А., Черных Е. И.
В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Пилотное исследование проводилось в парадигме психологические защиты адаптация или препятствие к самореализации.
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов

Медведева Вера Евгеньевна
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей тревожности педагогов-психологов, обоснованию актуальной проблемы сохранения психологического здоровья психолога. В статье приводятся результаты эмпирического исследования тревожности педагогов-психологов, рассматриваются личностные и профессиональные факторы, играющие роль в возникновении и закреплении тревожности.
Скачать PDF

Новые аспекты изучения линий животных с повышенной тревожностью

Башкатова В.Г.
В обзоре рассмотрены некоторые новые подходы к изучению животных с различным фенотипом эмоционально-стрессорных реакций. Большое внимание уделено анализу данных о линиях высоко(HAB)и низко(LAB)тревожных крыс, выведенных методом селекционного инбридинга. Предполагается, что линия крыс HAB может рассматриваться, как одна из наиболее адекватных психопатологических моделей для изучения тревожных расстройств человека. В обзоре проанализирована перспективность изучения механизмов тревожности на мышах с анксиогенным фенотипом, нокаутных по различным генам. Рассмотрены дальнейшие перспективы изучения тревожного поведения животных, включая мутагенез, а также специальное варьирование пищевого рациона животных. В свете современных представлений о механизмах развития патологической тревожности показана необходимость изучения возможных корреляций между поведенческими ответами реакций страх/тревожность и изменениями активности нейронов в специфичных структурах. Библиогр. 82 назв. Автор выражает глубокую благодарность за консультации в подготовке этого обзора академику РАМН профессору С.Б. Середенину. Работа поддержана грантом РФФИ 07-04-00257.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Влияние пролактолиберина на тревожность и социальное предпочтение у крыс

Виноградова Е.П., Марков Г.А., Волчик П. В.
В настоящее время практически для всех известных гипоталамических нейрогормонов выявлены психотропные эффекты. Формула пролактолиберина (ПрРГ) была расшифрована не более 10 лет назад и влияние этого гормона на поведение практически не изучено. Есть единичные исследования, которые показывают, что ПрРГ, как и другие нейропептиды, модулирует не только на отдельные физиологические процессы, но и поведение в целом, например, показаны тормозные влияния ПрРГ на пищевое поведение. Введение ПрРГ стимулирует выброс АКТГ и β-эндорфинов в гипоталамическом паравентри-кулярном ядре и рассматривается, как возможный модулятор активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы. Исходя из этих данных можно предположить, что он оказывает влияние (прямо или опосредовано) на спонтанное поведение. Целью работы было изучение влияния введения ПрРГ на уровень тревожности. Исследования проводились на самцах белых крыс (n = 60). Для определения уровня тревожности животных тестировали в приподнятом «крестообразном лабиринте». За 15 минут до теста животным опытных групп интраназально (билатерально) вводили по 10 мкл раствора пролактолиберина в концентрации 10-10 моль в первой опытной группе животных, во второй группе в концентрации 10-9 моль, животным контрольной группы дистиллированную воду в таких же количествах. Было показано, что введение ПрРГ в концентрации 10-10 моль резко увеличивало уровень тревожности по сравнению с контролем, оцениваемые по величине обратной времени пребывания в открытых рукавах лабиринта (56,6 ± 10,2 с;14,6 ± 6,5, p d 0,01) и количеству свешиваний (4,5 ± 0,6 с; 1,9 ± 0,6 с p d 0.01). Двигательная и исследовательская активность, смещенной поведение и др. не отличались в контрольной и первой опытной группе. Введение ПрРГ в концентрации 10-9 моль не вызывало никаких достоверных изменений в поведении при сравнении опытной и контрольных групп. Таким образом можно предположить, что ПрРГ оказывает дозозависимый эффект на уровень тревожности и не оказывает влияния на другие формы спонтанного поведения.
Скачать PDF

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности

Салова Наталья Сергеевна
Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность. Исследована специфика модификации коррекционного тренинга с использованием вокального творчества для изменения высокой личностной тревожности, причём правильное голосообразование в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.
Скачать PDF

Исследование тревожности как психического паттерна внутренней конфликтности в период ранней зрелости

Тарновская Н. Н.
В статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования и имеющие важное значение для обеспечения психического благополучия человека. Выявлено, что разрешение реального конфликта интересов и ценностей индивида с интересами и ценностями общества возможно путем исследования тревожности как паттерна внутренней конфликтности. Особенное теоретическое и практическое значение исследование данной проблемы имеет для периода формирования и становления личности ранней зрелости.The article dwells upon results of the research having great value for ensuring personal psychological well-being. It is shown that resolution of real conflict between personal interests and values, and social ones can be achieved by investigating anxiety as an intrinsic conflictness pattern. Theoretical and practical provisions of this research are the most valuable for the individual formation and achievement period, i.e. early maturity period.
Скачать PDF