Моральная паника

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Паника моральная
Паніка маральная / Moral panic– социальный феномен, массовая истерия в обществе относительно чего-либо (событий, определенных нововведений, инноваций, идеологии, тенденции развития общества, человека или группы людей), якобы угрожающего безопасности общества и/или его моральным ценностям. Главной характеристикой моральной П. является непропорциональность реакции на угрозу, когда события, имеющие тривиальное значение, вызывают эпизоды широко распространенного беспокойства и страха. Существенную роль в усилинии и распространении моральной П. играет Интернет, поскольку, во-первых, информация распространяется мгновенно, во-вторых, многие феномены Интернета сами становяся причинами вохникновения моральной П.Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Моральная паника
moral panic) - преувеличенная массированным влиянием средств массовой информации общественная реакция на относительно малозначащие действия кого-либо, обладающие характером социальной девиации, или нечточто само по себе не имеет значительной ценногсти. Обычно имеет своим следствием усиление упомянутых девиаций, так как предполагается, что тем самым создаются ролевые модели, которым могут следовать другие люди, или делается столь шумная реклама буйному или антисоциальному поведению, о котором иначе мало бы кто мог узнать, как если бы оно фактически поошрялось. В социальной психологии высказывается точка зрения, согласно которой моральная паника нередко намеренно инициируется и поощряется правительствами, поскольку порождает у населения ощущение “общей угрозы”, тревоги и подавленности и тем самым играет властям на руку – такими людьми легче управлять, манипулировать, поскольку ои подавлены, а их инициатива заторможена. Например, отнюдь не случайно, что информационные сообщения слишком перегружены негативными сведениями в то время как о позитивных событиях, которых на самом деле не меньше или даже много больше, упоминается много реже и как бы вскользь. Вообще говоря, СМИ или те лица, под чьим контролем они находятся, очень часто грешат тем, что невольно или преднамеренно искажают масштабы происходящих событий, значимость определенных людей до такой степени, что человек ощущает себя как бы находящимся в комнате с кривыми зеркалами, в некоей виртуальной реальности или в роли оторванного от действительности психиатрического пациента.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012