МОНИТОРИНГ
МОНИТОРИНГ
наблюдение, накопление материала, которое даёт возможность проанализировать и выявить закономерность.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
МОНИТОРИНГ
процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
МОНИТОРИНГ
от латинского monitor – «тот, кто напоминает; советник; надсмотрщик» – сбор и анализ информации, предназначенной для коррекции изучаемых процессов или текущих явлений. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для лиц, осуществляющих экстремальную деятельность.
Мониторинг
англ. monitor – 1. староста /в школьном классе/; 2. ведущий радиоперехват) – 1. постоянное наблюдение за кем- или чем-либо; 2. осмотр или наблюдение за кем- или чем-либо, в том числе и самонаблюдение, проводимое, в частности, с целью выявить и оценить некое отклонение в поведении или функционировании.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МОНИТОРИНГ
Осмотр или наблюдение. Мониторинг может проводиться в отношении машины с тем, чтобы обнаружить неисправность в работе, в отношении людей, чтобы наблюдать за их поведением, или в отношении себя, чтобы оценить свои собственные внутренние процессы когнитивного или эмоционального плана. Это последнее значение сходно с тем, которое выражается более формальным термином интроспекция, но без некоторых из его теоретических импликаций.
МОНИТОРИНГ
Периодическое выполнение и анализ рутинных измерений, направленные на выявление изменений в окружающей среде или состоянии здоровья населения. Не путать с надзором, который является непрерывным процессом. Некоторые под мониторингом подразумевают также вмешательство в свете получаемых измерений.
Эпизодическое измерение результата воздействия на состояние здоровья населения или окружающую среду. Не путать с надзором, хотя методы надзора могут использоваться в мониторинге. Процесс сбора и анализа информации о выполнении какойлибо программы с целью определения таких проблем, как неисполнительность, и осуществление корректирующих мероприятий. (Источник — WHO AIDS Series, No. 5; Geneva: WHO, 1989).
В менеджменте — эпизодический надзор за выполнением деятельности, направленный на то, чтобы удостовериться, что все поставки, рабочие графики, намеченные результаты и иная необходимая деятельность выполняются в соответствии с планом.
Эпизодическое измерение результата воздействия на состояние здоровья населения или окружающую среду. Не путать с надзором, хотя методы надзора могут использоваться в мониторинге. Процесс сбора и анализа информации о выполнении какойлибо программы с целью определения таких проблем, как неисполнительность, и осуществление корректирующих мероприятий. (Источник — WHO AIDS Series, No. 5; Geneva: WHO, 1989).
В менеджменте — эпизодический надзор за выполнением деятельности, направленный на то, чтобы удостовериться, что все поставки, рабочие графики, намеченные результаты и иная необходимая деятельность выполняются в соответствии с планом.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
МОНИТОРИНГ
от англ. monitoring — контролирование) — систематическое наблюдение и оценка состояния различного рода процессов, явлений, событий, мнений. Использование М. позволяет отслеживать состояние контролируемых объектов, что дает возможность субъекту управления иметь достоверную оперативную информацию об их действительном положении, прогнозировать тенденции их развития. Составной частью общей системы М. является инженерно-психологический (эргономический) М. Он представляет собой оценку состояния человеко-машинных систем. Сущность его составляют непрерывные пространственно-временные наблюдения оцениваемого объекта с целью определения и совершенствования его эксплуатационных характеристик. Инженерно-психологический М. является дальнейшим развитием и расширением понятия инженерно-психологической оценки. В отличие от ее традиционных задач, инженерно-психологический М. характеризуется следующими особенностями: 1) при М. не только определяются параметры исследуемой системы, но и формируются сведения для подготовки управляющих решений; 2) проведение М. предполагает осуществление непрерывных пространственно-временных наблюдений за качеством и состоянием исследуемого объекта; 3) проведение М. предполагает существенное расширение понятия качества объекта; под ним прежде всего следует понимать (согласно А. В. Ульяновскому) коммуникативное качество, включающее в себя не только товар (объект) как таковой, но и его нематериальную составляющую, связанную прежде всего с его послепродажным обслуживанием.
Мониторинг
(от англ. monitoring) – регулярное наблюдение, оценка, прогноз с помощью электронных средств состояния окружающей среды, состояния больного, сбор информации по какому‑либо вопросу.
Государственный мониторинг окружающей среды проводится в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития России, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
См. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».
Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга России, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Осуществляется органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федерального органа исполнительной власти по рыболовству.
См. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191‑ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155‑ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Мониторинг состояния почв проводится на всех стадиях проектирования и строительства. Полнота и объем исследований зависит от стадии проектирования и строительства. Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно‑защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяются в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно‑эпидемиологический надзор.
Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.
См. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 53 «О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287‑03».
Мониторинг атмосферного воздуха – государственная система наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.
См. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Социально‑гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, определения причинно‑следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, осуществляемая для обеспечения санитарно‑эпидемиологического благополучия населения. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов России, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.
Федеральный информационный фонд данных социально‑гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно‑следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Проведение мониторинга осуществляется путем:
а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;
б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный санитарно‑эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах России, других войсках, на объектах обороны, оборонного производства и иного специального назначения.
Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;
д) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно‑правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
См. Положение о социально‑гигиеническом мониторинге (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426).
См. Методические рекомендации № 2001/83 «Методика проведения социально‑гигиенического мониторинга» (утв. Минздравом РФ 25 мая 2000 г.).
Мониторинг в медицине осуществляется как по отдельным видам заболеваний, так и по группам населения и по виду медицинской деятельности.
Например, в настоящее время в России сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием. Поэтому, в целях реализации Федеральной программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации на 2002 – 2008 гг.», дальнейшего развития и повышения эффективности мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией, разработана система мониторинга за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией.
См. Приказ Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 440 «О разработке системы мониторинга за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией среди населения 19 – 64 лет».
В целях оптимизации специализированной медицинской помощи при острых отравлениях химической этиологии и во исполнение решения Коллегии Минздрава России от 14 сентября 1999 г. «Медицинские проблемы химической безопасности России», утверждена учетная документация токсикологического мониторинга.
См. Приказ Минздрава РФ от 29 декабря 2000 г. № 460 «Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга».
Практикуется мониторинг наркотической ситуации, т. е. повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию. Кроме того, существует мониторинг социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
К исследованиям по определенной теме и группе населения можно отнести общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Он представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально‑гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения РФ. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) выявление причинно‑следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
См. Соглашение об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской Федерации в области социально‑гигиенического мониторинга от 26 апреля 2002 г. № 1.
См. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Создана Федеральная система эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей федерального и территориального уровней. Она обеспечивает формирование общероссийских и региональных показателей заболеваемости, обусловленной генетическими и таротогенными факторами, на единой методической основе. Эта система позволяет получать достоверные данные для принятия решений по совершенствованию специализированной медико‑генетической помощи детскому населению. Целью системы является обеспечение постоянного автоматизированного эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков на основе анализа информации, аккумулируемой в региональных базах данных.
См. Приказ Минздрава РФ от 23 мая 1997 г. № 162 «О создании Федеральной системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей».
Действует мониторинг поствакцинальных осложнений, который представляет собой систему постоянного слежения за безопасностью медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) в условиях их практического применения.
Целью мониторинга является получение материалов, свидетельствующих о безопасности МИБП, и совершенствование системы мероприятий по предупреждению осложнений после их применения (далее поствакцинальных осложнений – ПВО).
По заключению ВОЗ, «Выявление поствакцинальных осложнений с последующим их расследованием и принятием мер повышает восприятие иммунизации обществом и улучшает медицинское обслуживание. Это, в первую очередь, увеличивает охват населения иммунизацией, что приводит к снижению заболеваемости. Даже если причина не может быть установлена или заболевание было вызвано вакциной, сам факт расследования случая поствакцинального осложнения медицинскими работниками повышает доверие общества к прививкам».
Задачами мониторинга являются:
– надзор за безопасностью МИБП;
– выявление ПВО, развившихся после применения отечественных и импортируемых МИБП;
– определение характера и частоты ПВО для каждого препарата;
– определение факторов, способствующих развитию ПВО, в том числе демографических, климато‑географических, социально‑экономических и экологических, а также обусловленных индивидуальными особенностями привитого лица.
Мониторинг поствакцинальных осложнений проводится на всех уровнях медицинского обслуживания населения: районном, городском, областном, краевом, республиканском. Он распространяется на федеральные, муниципальные и частные организации здравоохранения, а также на граждан, занимающихся частной медицинской практикой при наличии лицензий на соответствующие виды деятельности в области иммунопрофилактики. См. подробнее Вакцинопрофилактика.
См. Методические указания МУ 3.3.1.1123‑02 «Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 мая 2002 г.).
Проводится мониторинг клинических исследований. Учреждение здравоохранения и (или) исследователь не должны препятствовать проведению процедур постоянного контроля клинического исследования и обеспечения его проведения, сбора данных и представления результатов согласно правилам, стандартным процедурам и протоколу клинического исследования и независимой оценки соответствия проводимого клинического исследования и деятельности его участников требованиям законодательства.
Мониторинг проводится с целью обеспечения прав, безопасности и охраны здоровья испытуемых; подтверждения точности и полноты полученных в ходе исследования данных; подтверждения соответствия проводимого клинического исследования правилам, действующим нормативным требованиям и утвержденному протоколу исследования.
См. Приказ Минздрава РФ от 19 июня 2003 г. № 266 «Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации».
Государственный мониторинг окружающей среды проводится в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития России, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
См. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».
Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга России, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Осуществляется органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федерального органа исполнительной власти по рыболовству.
См. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191‑ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155‑ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Мониторинг состояния почв проводится на всех стадиях проектирования и строительства. Полнота и объем исследований зависит от стадии проектирования и строительства. Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно‑защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяются в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно‑эпидемиологический надзор.
Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.
См. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 53 «О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287‑03».
Мониторинг атмосферного воздуха – государственная система наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.
См. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Социально‑гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, определения причинно‑следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, осуществляемая для обеспечения санитарно‑эпидемиологического благополучия населения. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов России, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.
Федеральный информационный фонд данных социально‑гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно‑следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Проведение мониторинга осуществляется путем:
а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;
б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный санитарно‑эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах России, других войсках, на объектах обороны, оборонного производства и иного специального назначения.
Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;
д) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно‑правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
См. Положение о социально‑гигиеническом мониторинге (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426).
См. Методические рекомендации № 2001/83 «Методика проведения социально‑гигиенического мониторинга» (утв. Минздравом РФ 25 мая 2000 г.).
Мониторинг в медицине осуществляется как по отдельным видам заболеваний, так и по группам населения и по виду медицинской деятельности.
Например, в настоящее время в России сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием. Поэтому, в целях реализации Федеральной программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации на 2002 – 2008 гг.», дальнейшего развития и повышения эффективности мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией, разработана система мониторинга за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией.
См. Приказ Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 440 «О разработке системы мониторинга за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией среди населения 19 – 64 лет».
В целях оптимизации специализированной медицинской помощи при острых отравлениях химической этиологии и во исполнение решения Коллегии Минздрава России от 14 сентября 1999 г. «Медицинские проблемы химической безопасности России», утверждена учетная документация токсикологического мониторинга.
См. Приказ Минздрава РФ от 29 декабря 2000 г. № 460 «Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга».
Практикуется мониторинг наркотической ситуации, т. е. повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию. Кроме того, существует мониторинг социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
К исследованиям по определенной теме и группе населения можно отнести общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Он представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально‑гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения РФ. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) выявление причинно‑следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
См. Соглашение об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской Федерации в области социально‑гигиенического мониторинга от 26 апреля 2002 г. № 1.
См. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Создана Федеральная система эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей федерального и территориального уровней. Она обеспечивает формирование общероссийских и региональных показателей заболеваемости, обусловленной генетическими и таротогенными факторами, на единой методической основе. Эта система позволяет получать достоверные данные для принятия решений по совершенствованию специализированной медико‑генетической помощи детскому населению. Целью системы является обеспечение постоянного автоматизированного эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков на основе анализа информации, аккумулируемой в региональных базах данных.
См. Приказ Минздрава РФ от 23 мая 1997 г. № 162 «О создании Федеральной системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей».
Действует мониторинг поствакцинальных осложнений, который представляет собой систему постоянного слежения за безопасностью медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) в условиях их практического применения.
Целью мониторинга является получение материалов, свидетельствующих о безопасности МИБП, и совершенствование системы мероприятий по предупреждению осложнений после их применения (далее поствакцинальных осложнений – ПВО).
По заключению ВОЗ, «Выявление поствакцинальных осложнений с последующим их расследованием и принятием мер повышает восприятие иммунизации обществом и улучшает медицинское обслуживание. Это, в первую очередь, увеличивает охват населения иммунизацией, что приводит к снижению заболеваемости. Даже если причина не может быть установлена или заболевание было вызвано вакциной, сам факт расследования случая поствакцинального осложнения медицинскими работниками повышает доверие общества к прививкам».
Задачами мониторинга являются:
– надзор за безопасностью МИБП;
– выявление ПВО, развившихся после применения отечественных и импортируемых МИБП;
– определение характера и частоты ПВО для каждого препарата;
– определение факторов, способствующих развитию ПВО, в том числе демографических, климато‑географических, социально‑экономических и экологических, а также обусловленных индивидуальными особенностями привитого лица.
Мониторинг поствакцинальных осложнений проводится на всех уровнях медицинского обслуживания населения: районном, городском, областном, краевом, республиканском. Он распространяется на федеральные, муниципальные и частные организации здравоохранения, а также на граждан, занимающихся частной медицинской практикой при наличии лицензий на соответствующие виды деятельности в области иммунопрофилактики. См. подробнее Вакцинопрофилактика.
См. Методические указания МУ 3.3.1.1123‑02 «Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 мая 2002 г.).
Проводится мониторинг клинических исследований. Учреждение здравоохранения и (или) исследователь не должны препятствовать проведению процедур постоянного контроля клинического исследования и обеспечения его проведения, сбора данных и представления результатов согласно правилам, стандартным процедурам и протоколу клинического исследования и независимой оценки соответствия проводимого клинического исследования и деятельности его участников требованиям законодательства.
Мониторинг проводится с целью обеспечения прав, безопасности и охраны здоровья испытуемых; подтверждения точности и полноты полученных в ходе исследования данных; подтверждения соответствия проводимого клинического исследования правилам, действующим нормативным требованиям и утвержденному протоколу исследования.
См. Приказ Минздрава РФ от 19 июня 2003 г. № 266 «Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации».