Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В Модели СМК социологические

Модели СМК психологические

Найдено 1 определение:

Модели СМК психологические

I. Коммуникативная модель Дж. Комстока (G. Comstock). Наряду с моделями, описывающими процесс коммуникации (К.) в целом, исследователями разрабатывались модели, описывающие воздействие, к-рое оказывает на человека опосредствованная К. Джордж Комсток предложил психол. модель, к-рая описывает ментальные процессы, имеющие место при просмотре телевизионной передачи. Согласно модели Дж. Комстока, чем более значимо для индивида происходящее на телеэкране действие, тем сильнее активирующее влияние телевидения и тем больше вероятность включения этого действия в репертуар поведения индивида, особенно, если поведенческий репертуар индивида беден, т. е. он владеет небольшим количеством альтернативных способов действия. В таком случае шанс применения в жизни «телевизионного» способа поведения повышается. Психол. значимость телевизионного сообщения складывается из 3 факторов: 1) самого факта показа его по ТВ (по мере дальнейших предъявлений психол. значимость сообщения падает и даже принимает отрицательные значения); 2) количества сопровождающих его позитивных переменных (чем их больше, тем важнее сообщение) и 3) степени достоверности (чем реалистичнее телевизионный образ, тем более выражено психол. воздействие на зрителя). Модель Дж. Комстока была протестирована в эмпирических исследованиях агрессии, просоциального поведения, социализации, проведенных на взрослых и детях, а также в обучающих программах. Однако она подвергается критике за то, что ограничивается рассмотрением небольшой части сложной, комплексной реальности. II. Коммуникативная модель Маккуэйла-Уиндала (D. McQuail, S. Windahl). Д. Маккуэйл и С. Уиндал предложили модель массовой К. в рамках подхода, в к-ром СМК рассматриваются как удовлетворяющие потребности человека. Такая концепция СМК включает в себя след. положения: аудитория активна и делает свой выбор на основе мотивов и ожиданий от СМК; СМК являются одним из способов удовлетворения ежедневных потребностей, заменяя соответствующие им предметы в реальной жизни. III. Коммуникативная модель К. Э. Розенгрена (K. E. Rosengren) разработана также в русле представлений об СМК как инструменте удовлетворения потребностей. Согласно его концепции, использование СМК, с одн. стор., удовлетворяет опр. потребности индивида, а с др. стор. может оказывать влияние на индивида и общество. СМК является частью социальной структуры, поэтому оказывает влияние на мотивацию индивида, порождая, т. о., новые мотивы обращения к СМК. IV. Коммуникативная модель К. Ренксторфа (K. Renckstorf) представляет собой модель массовых коммуникаций, разработанную также в рамках подхода «использование СМК для удовлетворения потребностей». Однако в этой модели акцент смещается на аудиторию, к-рая рассматривается как свободная в своем выборе. Люди вовлекаются в коммуникативную деятельность, руководствуясь собственными причинами, намерениями и интересами, они находятся во взаимодействии с др. людьми и учитывают их отношение и поведение. Человек не детерминирован, но может отражать социальную ситуацию в своем образе мира и действовать в соответствии со своей интерпретацией ситуации. СМК не являются стимулом, вызывающим неизбежную реакцию аудитории. В модели К. Ренксторфа использование СМК представляется одновр. и мотивированным и немотивированным, что делает его концепцию более реалистичной, чем ранние концепции. V. Коммуникативная модель Г. Малецке (G. Maletzke) рассматривает «схему полей массовой К.» (1963), в к-рой сводятся воедино многие социально-психол. факторы, оказывающие влияние на процесс К. В основе модели - традиционные элементы: коммуникатор (источник), сообщение, посредник и реципиент, однако между посредником и реципиентом автор поместил новые переменные: давление на посредника или его принуждение; образ посредника, имеющийся у реципиента; эффект или приобретение нового социального опыта, содержащегося в сообщении и направленного на получателя; селекция содержания сообщения, осуществляемая реципиентом. Среди наиболее существенных характеристик посредника автор называет следующие: тип восприятия, требующийся ґе и пространственные пределы доступности реципиента; социальный контекст; степень отсроченности сообщения о событии от реального времени протекания события (по этому фактору телевизионные сообщения можно разделить, напр., на следующие: хроникальные кадры - новости дня - прямой эфир). Важные составляющие образа коммуникатора-посредника - его престиж и надежность. Образ коммуникатора-посредника, существующий у аудитории, формирует соответствующие ожидания к сообщению. Наиболее важными характеристиками получателя информационного сообщения Малецке считает те, к-рые оказывают непосредственное влияние на сообщение. Образ самовосприятия формирует установку по отношению к сообщению. Человек склонен отвергать информацию, не соответствующую тем ценностям, к-рые он себе приписывает. Тот факт, что человек с заниженной самооценкой более подвержен убеждению, говорит о том, что большое влияние на восприятие оказывает внутр. структура личности. Автор также включает этот фактор в модель. 2 последних элемента, относящихся к реципиенту, - членство данного индивида в опр. группах и его включенность в окружающую социальную среду. Чем теснее человек связывает себя с какой-то группой, тем менее вероятен успех влияния на те его ценности, к-рые соответствуют ценностям группы. Группа оказывает также прямое влияние в случае группового восприятия сообщения. В звене коммуникатора присутствуют многие из факторов, упомянутых и в отношении аудитории. Это собственный образ коммуникатора, его личностные характеристики, социальная среда. Коммуникатор также испытывает ограничения со стороны требуемой формы сообщения: радио ограничено звуковыми средствами, газетная статья - вербальными. Свобода коммуникатора ограничена требованиями соответствия нормам и ценностям его команды, целям и политике организации, в к-рой он работает, этике и законодательству. Суммирующее влияние заданных факторов на коммуникатора порождает 2 зависимые переменные, к-рые будут определять его влияние на ход процесса К.: что сообщить и как? Образы реципиента и коммуникатора в оценке друг друга являются важными деталями модели и выполняют регулирующую роль. Коммуникатор всегда ориентируется на опр. образ адресата его сообщений. В свою очередь, в образе коммуникатора для реципиента наиболее существенными являются степень доверия к нему и мера привлекательности для идентификации. Модель Г. Малецке - итог многолетних исследований в области массовой К. В ней большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов в звене коммуникатора четко задает его коммуникативное поведение, к-рое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия. Фатальная предопределенность этой цепочки непривычна после рассмотрения предыдущих - растяжимых, вероятностных - моделей, допускающих целый веер последствий и оставляющих участникам К. право поступить вопреки указательным стрелкам схем, регламентирующих их ролевое поведение. Предопределенность, предсказуемость - ценнейшее качество данной модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею. Лит.: Comstock G. Television and human behavior. 1978; G. Comstock, E. Scharrer. Media and the American child. 2007; Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation: Theorie and Systematik. Hamburg, 1963; McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communication. L., 1993; Renckstorf K. Media use as social action: A theoretical perspective / K. Renckstorf, D. McQuail, N. Jankowski (Eds). Media use as social action. A European approach to audience studies. L.-P.-Rome, 1996; Rosengren K. E. Communication: An introduction. 1999. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Е. Е. Петракова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП в сист

Иванова В. С., Грицкевич Н. К.
Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования.
Скачать PDF

Реконструкция моделей психологической организации человека по текстам ветхого и нового завета

Дворецкая Марианна Ярославовна
Статья посвящена сравнительному анализу психологических концепций человека, представленных в Ветхом и Новом Заветах, оказавших серьезное влияние на ста-новление и развитие восточно-христианского психологического учения о человеке. С помощью кластерного и факторного анализа показано достоверное различие библейских моделей психологической организации человека, интегрированных в целостное святоотеческое учение о человеке.
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Теоретическая модель профессии как основа современных психологических исследований развития личности

Кауров Алексей Семенович
Статья посвящена проблемам, связанным с нехваткой методик психологического исследования, которые могли бы выявлять специфику новых видов профессиональной деятельности, появляющихся в эпоху стремительного научно-технического прогресса. Также рассматриваются психологические особенности профессий в области медиа-культуры на примере профессии звукорежиссера.
Скачать PDF

Системноструктурная модель комплексного психологического сопровождения семьи

Плешакова Ольга Владимировна
Опираясь на исследования современных ученых, проблема организации психологического сопровождения семьи рассматривается с точки зрения комплексного подхода. В статье разработана и обоснована оригинальная структурная модель комплексного психологического сопровождения семьи, которая состоит из четырех взаимодополняющих программ. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность психологического сопровождения семьи в современном российском обществе, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности.
Скачать PDF

Теоретические обоснования и психологические механизмы (модель) социализации детей в детских дошкольн

Коротенкова Ирумия Галимжановна, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна
С системных позиций приведены теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) социализации детей в дошкольном образовательном учреждении. Описаны и детализированы современные представления о структуре процесса социализации ребенка, представлены связи между механизмами, факторами и ресурсами социализации.
Скачать PDF

Психологические, психолингвистические и лингвометодические основы обучения моделированию научного те

Вишнякова Светлана Алексеевна
Рассмотрены лингвометодические и психолингвистические основы моделирования научного текста. Они касаются единиц текста, внутритекстовых связей и элементов модели. К последним относятся: тема текста, его коммуникативная задача, микротемы, данная и новая информации текста. В контексте моделирования в статье рассмотрены новые функции предложения функции обеспечения прогрессии текста, функции обобщения, функции двунаправленного развития информации в тексте.
Скачать PDF

Компетентность как психологическое основание моделирования систем высшего образования

Махова Ирина Юрьевна
В статье дается анализ существующих в психолого-педагогической литературе интерпретаций понятия «компетентность» и компетентностного подхода. Концепт компетентности определяется в рамках гуманистической образовательной парадигмы и рассматривается в контексте моделирования систем высшего образования как одно из его оснований.The analysis of the "competence" concept interpretations, which exist in the psychological and pedagogical literature, and the competence approach is given in the article. Competence is defined within the limits of the humanistic educational paradigm and is considered in the context of modelling of higher education systems as one of its bases.
Скачать PDF

Модель обучения психологическому знанию в контексте детско-родительских отношений

Каменцева Е.С.
Скачать PDF

Модель психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по дел

Душкин Антон Сергеевич
В статье рассматривается проблема профилактики преступности несовершеннолетних в процессе профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД). Представлены результаты изучения индивидуально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН ОВД и особенностей взаимоотношений в их семьях. Предложена модель психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников ПДН ОВД.
Скачать PDF

Психологические основания моделирования высшего профессионального образования

Махова И.Ю.
Представлена концепция психологических оснований моделирования систем высшего профессионального образования в условиях происходящей диверсификации под эгидой Болонского соглашения. Обосновывается парадигмальное противоречие ценностных установок и целей изменений в системе ВПО, проявляющихся в опубликованных преобразовательных концепциях, в частности в концепции компетентности, и в реальных преобразовательных действиях. Определяются гипотезы и задачи теоретического и эмпирического исследования.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16