Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В

Найдено 1 определение
Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В.
Модель трехуровневой системы взаимодействия индивидуального и коллективного сознания в информационном пространстве, или модель «трех матрешек», Л. В. Матвеева предложила в 2000 г. В данной модели структура процессов О. в телекоммуникации представлена как трехуровневая система взаимодействия индивидуального и коллективного сознания. На первом уровне (к-рый может быть назван надсознательным или уровнем менталитета) взаимодействуют: социальный заказчик и коммуникативная корпорация, с одн. стор., и общность зрителей как коллективный партнер по О., с др. стор. на этом уровне взаимодействия (уровень квазиреальности социального взаимодействия) осуществляется формулировка осн. направлений, по к-рым на последующих уровнях осуществляется так называемое конструирование социальной реальности, и задается смысловая структура коммуникативного сообщения. Выбираются культурные и социальные «фреймы», к-рые служат для идентификации и классификации информации. Данный уровень взаимодействия традиционно является предметом изучения социологов, политологов, культурологов и журналистов. На втором уровне взаимодействие осуществляется в квазиреальности реконструкции образа мира партнера по О., при этом во взаимодействие вступают: творческий коллектив коммуникативной корпорации со своим групповым образом «Я» и представлениями о целевой аудитории, с одн. стор., и аудитория как социально-психол. явление, содержащее опр. групповые нормы, ценностные ориентации, профессиональные и демографические характеристики, с др. стор. Это уровень социально-психол. взаимодействия. На третьем уровне в квазиреальности межличностного О. взаимодействуют: коммуникатор со стороны личностных характеристик и телевизионная аудитория со стороны ее индивидуальных особенностей восприятия и процессов понимания целей и содержания передачи. Это психол. уровень взаимодействия. Функционально эти уровни разнесены во времени и проявляются в психол. анализе в 2 разл. формах существования. Прежде всего, это процесс подготовки телесообщения как опр. среды О. со зрителем и процесс восприятия телесообщения зрителями как процесс взаимодействия с этой средой. Если в первом случае происходит проведение коммуникативной ситуации, то во втором ее переживание, потребление и усвоение. Спецификой телевизионного О. на этапе порождения коммуникативного сообщения является: а) коллективный характер творческого труда при подготовке передачи; б) публичность процессов взаимодействия авторов и героев передачи; в) индивидуальные и личностные особенности участников телесообщения превращаются в средство передачи информации, к-рая служит для интерпретации содержательных аспектов передачи; г) характер взаимодействия между режиссером и участниками передачи и их отношение к содержанию сообщения определяют коммуникативный аспект телесообщения и проявляется в выборе средств и форм воздействия в структуре телекоммуникации. Спецификой телевизионного О. на этапе восприятия, понимания и интерпретации коммуникативного сообщения телеаудиторией является: а) осознание или переживание собственных потребностей и мотивов во время обращения к телеобщению; б) влияние особенностей перцептивных, когнитивных и мнемических процессов на содержание воспринимаемого сообщения; в) уникальность образной репрезентации в сознании каждого индивида телесообщения и коммуникатора как партнера по О. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Л. В. Матвеева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011