Модели СМК: модель средства Маклюэна

Найдено 1 определение
Модели СМК: модель средства Маклюэна
Коммуникативная модель М. Маклюэна (M. McLuhan), «концепция средства», в отличие от множества теорий СМК, делает акцент на специфических характеристиках каждого средства в отдельности. Выделяются относительно устойчивые характеристики, отличающие одно средство от другого (напр., радио от телевидения, электронные СМК от печатных), среди к-рых тип передаваемой сенсорной информации, количество задействованных сенсорных каналов, форма передачи информации (картинка или письменное слово, щелчок или голос), степень соответствия реальности получаемой по каналу информации (голос по радио ближе к живому голосу, чем крупный план на экране к живому лицу), скорость кодирования, распространения и декодирования информации, физич. требования к восприятию сообщения (необходимость быть в опр. месте, держать что-либо, сидеть спокойно, смотреть в опр. направлении, использовать специальное освещение), масштаб и природа распространения информации (сколько людей могут обратить внимание на сообщение в один и тот же момент времени) и др. Подход включает описание того, как природа средства определяет ключевые аспекты коммуникации на микро-, т. е. индивидуальном, и на макро-, т. е. социальном, уровнях. Анализ на микроуровне помогает понять, напр., почему для передачи нек-рых сообщений мы выбираем то или иное средство. На макроуровне теория описывает, как распространение нового средства может вести к переменам в обществе, изменять рамки и природу многих социальных ситуаций, переопределять взаимоотношения между людьми и усиливать или ослаблять разл. социальные институты. Напр., распространение телефона изменило практику бизнеса в целом, включая изменение роли письма. Смена доминирующего СМК меняет социальные представления о том, что такое быть образованным и компетентным; электронные СМК уменьшают значение национ. границ и стимулируют процесс глобализации. Интернет с его многочисл. альтернативными источниками информации заставляет корпорации СМК менять свои репортажи, чтобы оправдывать доверие публики. Теория средства также изучает, как полит., эконом. и социальные силы способствуют развитию опр. СМИ, почему существуют именно такие их формы (почему телевидение, напр., развивается как массовое и ненаправленное, а не как интерактивное). Теория средства - наименее используемая форма анализа СМК. Это может быть связано с тем, что среда, определяемая средством, гораздо менее доступна наблюдению, чем содержание или язык СМК. Среда, создаваемая средством, наиболее заметна, когда оно только начинает входить в жизнь значительного количества людей. Лит.: McLuhan M. Understanding Media. N. Y., 1964. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Е. Е. Петракова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011