Модели СМК когнитивные

Найдено 1 определение:

Модели СМК когнитивные

Поворот исследований СМК к когнитивной психологии, к теориям переработки информации характеризовался, по крайней мере, 3 чертами (Severin, Tankard, 1997): 1. Смещением фокуса внимания исследователей от поиска независимых переменных, определяющих эффективность убеждения (напр., доверие к источнику СМК) к таким концепциям, как дискурсивная модель (где обсуждается природа языка) и фрейминг (схема представления события в СМК). 2. Сменой зависимых переменных с установок (отношение к объекту) на познание (знания или мнения об объекте). 3. Сдвигом акцента с изменения как результата коммуникации (напр., изменения установок или поведения) на переструктурирование (изменение в схемах или моделях события или представлениях о социуме). Определение сообщений СМК с т. зр. процесса обработки информации строится вокруг их свойств, влияющих на способ обработки, переключение внимания, запоминание и получение новых знаний из сообщений СМК. Традиционные исследования средств коммуникации ограничиваются свойствами содержания сообщения (напр. - развлечения/новости, жестокое/миролюбивое) и жанров программ (комедия ситуаций/приключения). Эти категории сами по себе ничего не могут сказать о способе восприятия и обработки людьми сообщений СМК. Напр., набор свойств, привлекающий внимание к телевизионной программе, включает в себя сложность ее языка и образов, темп смены сегментов изображения, композицию кадров, использование спецэффектов и степень сходства между сегментами кадров в сюжетной последовательности. Однако все эти свойства не входят в традиционные определения, основывающиеся на содержании и жанре. С т. зр. теории обработки информации, телевидение является сложным и когнитивно нагруженным стимулом. Телевидение непрерывным потоком поставляет информацию по 2 сенсорным каналам, аудиальному и визуальному. Это означает, что зритель должен уделять внимание обоим каналам и соотносить их в мысленном плане, чтобы понять смысл сообщения. Поскольку телевещание развертывается в реальном времени, зритель должен также конструировать мысленный образ, объединяющий черты сообщения, сюжеты и темы, а также хранить и извлекать эту информацию из памяти. Человек обрабатывает информацию о мире с помощью процессов восприятия информации, кодирования, репрезентации, памяти и решения проблем. Каждый из этих процессов включает дискретные стадии ментальных операций, к-рые функционируют во время решения предъявленной задачи, напр., при просмотре телевизионной передачи. Существует множество способов описания процесса обработки информации, но у разных моделей есть общие черты. Первая - общее количество обрабатываемой информации в единицу времени ограничено (внимание). Вторая - вероятность воспроизведения информации определяется тем, насколько хорошо она записана или активирована (память). Еще одно отличие когнитивных исследований от традиционных исследований СМК - использование большого числа разл. сообщений и их повторение для изучения какого-либо одного свойства. Разл. ролики представляют разные уровни каждого фактора, стратегия повторяющихся проб позволяет контролировать внеш. факторы и вносить элемент случайности. Поскольку сообщения СМК обладают высокой сложностью, в каждом из них сталкивается множество посторонних для исследования факторов. Это можно контролировать внесением элемента случайности, введением внеш. факторов через большое количество стимулов. Осн. функции СМК по формированию значений, т. е. по созданию схемы, опосредующей реальность: 1) конструирование значений (Lippmann); 2) культивирование, основу изучения этой функции составили работы Gerbner (Gerbner, Gross, Morgan, Signorielli,; Hawkins и Pingree); 3) ранжирование обществ. проблем в сознании индивида - agenda-setting (начало положено McCombs и Shaw) и 4) создание языка. Конструирование значений. Классическая работа W. Lippmann «Обществ. мнение» впервые была опубликована в 1922-м и содержала множество примеров несовпадения представлений людей о мире с окружающей действительностью. Автор сделал вывод о том, что люди действуют не на основе реальных данных, но исходя из картины мира, к-рая складывается у них под воздействием СМК. Селективность и искажение фактов в новостях неизбежны и зависят от факторов, к-рые невозможно контролировать, напр., ограниченное время исследования журналистом раскрываемой им в новостях темы, специфика канала СМК, высокая стоимость эфирного времени и вследствие этого предпочтение одних деталей сообщения другим, необходимость привлекать и удерживать внимание аудитории. Т. о., СМК выполняют функцию конструирования представлений своей аудитории об окружающем мире. За этой работой последовало множество других, где также отмечалось, что манипулирование техническими средствами позволяет достичь нужного авторам восприятия сообщения. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Очерки по психофизиологии сознания часть I. сферическая модель когнитивных процессов глава 2. От кар

Соколов Е. Н.
В главе 2 делается попытка перенести принцип векторного кодирования информации с перцептивного уровня на семантический. С этой целью вводятся и тщательно обосновываются новые понятия: «карта памяти», «карта семантических единиц», «вектор возбуждения памяти», «семантическое различие», «семантический вызванный потенциал». Подробно разбираются экспериментальные данные психофизиологических исследований восприятия цветов и эмоций, иллюстрирующие принципиальное сходство перцептивных и семантических субъективных пространств. Обсуждаются нейронные механизмы, обеспечивающие согласование перцептивных и семантических процессов.
Скачать PDF

Когнитивно-поведенческая модель профилактики рецидива при наркомании

Сирота Наталья Александровна, Зенцова Наталья Игоревна
В статье описывается модель профилактики рецидива наркомании, разработанная на основе принципов когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии. Особое внимание уделено работе с пациентом по формированию и эффективному использованию навыков успешной психосоциальной адаптации, включая развитие эмпатии, навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением, формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных навыков.
Скачать PDF

Когнитивная модель структуры личности как участника работы над научным проектом

Герасимова Ильмира Барыевна
В статье предложена когнитивная модель структуры личности как участника работы над научным проектом. Структура личности представлена как триединство интеллектуальной, организационно-трудовой деятельности и психологического состояния. Приводится анализ результатов моделирования в различных ситуациях, возникающих в модели структуры личности.
Скачать PDF

Понимание как когнитивный процесс и как характеристика знаний в компетентностной модели образования

Харзеева Светлана Элезаровна
Понимание представлено как процесс взаимодействия между поступающей информацией и ментальными смысловыми концептуальными структурами субъекта. Авторские когнитивные модели категориальных и межкатегориальных структур индивидуального знания представляют собой системы смысловых элементов с их фреймами и смысловых связей между ними.The understanding as interaction process between incoming information and subject's mental semantic conceptual structures is presented. The author's cognitive models of categorical and intercategorial structures of individual knowledge are the systems of semantic elements with their frames and semantic connections among the elements.
Скачать PDF

Когнитивные модели и коды культуры и искусства созерцание. Восприятие. Представление

Привалова Вера Михайловна
Статья посвящена вопросу когнитивной детерминации артефактов культуры и искусства, поскольку человек представляет собой единство своей биологической и социальной природы, одновременно. Основное содержание статьи направлено на выявление различных интегрирующих и дифференцирующих принципов культуры, которые позволяют существовать множеству системных стереотипов в единстве культурно-исторического контекста, а также направляют адаптацию человека к конкретной культуре в процессе жизнедеятельности.
Скачать PDF

Образная когнитивная модель социальной репрезентации в живописи

Ширяк Мария Семеновна
В данной статье предпринята попытка описания формирующего эксперимента по изучению многомерного эстетического стимула как образной когнитивной модели социальной ситуации на основе интегративного подхода. Концепция исследования предполагала выявление объективной и субъективной направленности восприятия разными людьми смысла ситуаций в произведениях живописи и ресурсов их преобразования. Результаты эксперимента могут быть интегрированы в обучающие программы и тренинги, содержащие познавательный и регуляторный аспекты деятельности личности.
Скачать PDF

Модель структуры и видов когнитивных стилей Эрман-Ливер

Жирнова И. Л.
В статье рассматривается модель когнитивных стилей Эрман-Ливер, состоящая из конструкта высшего порядка синопсис-эктазия и десяти параметров когнитивных стилей. Конструкт был введен в связи с неудовлетворенностью измерением «глобальностианалитичности», которое, по мнению авторов, приводило к неправильной диагностике и путанице в терминологии.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть 1. Теории дополнительной о

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Каким образом мы можем знать, насколько хорошо или плохо решаем задачи, возникающие в процессе познания окружающего мира? В поисках ответа на этот вопрос в первой части данной статьи рассматриваются два класса теоретических походов к процессу субъективной оценки эффективности решения, которые в общем виде можно обозначить как теории дополнительной оценки и теории частичного доступа. Несмотря на то, что конкретные теории, рассматриваемые в обзоре, направлены на объяснение различных феноменов, таких как чувство уверенности, чувство «на кончике языка» или чувство знания, с нашей точки зрения, они описывают схожие процессы и опираются на схожие представления о лежащих в основе оценки механизмах. Так, теории дополнительной оценки предполагают, что субъективная оценка основана на тех же данных, что и оцениваемый процесс, однако отличается используемыми критериями. Схожим образом теории частичного доступа утверждают, что субъективная оценка основывается на части той информации, которая используются или необходима для решения задачи. Проведенный обзор показывает, что оба класса теорий успешно описывают взаимосвязь эффективности решения и его субъективной оценки. Однако отсутствие такой взаимосвязи, которое наблюдается в некоторых клинических случаях и при определенных экспериментальных манипуляциях, противоречит предсказаниям данных моделей. Следовательно, необходим новый теоретический подход, который позволил бы объяснить диссоциацию субъективной оценки и оцениваемого процесса. Модели, в которых предлагается подобный подход, связанные с ними проблемы и возможные направления дальнейших исследований будут описаны в следующей части статьи.
Скачать PDF

Когнитивная модель перформативного дискурса

Горбачева Елена Николаевна
Статья посвящена построению когнитивной модели перформативного дискурса. Модель представлена в виде фрейма поступка, который включает восемь вершинных узлов (действие, субъект поступка, мотив-цель, формальная характеристика поступка, оценочная характеристика поступка, онтологические признаки поступка, ситуация и результат). В качестве теоретического обоснования приводятся психологическая, философская и социологическая концепции поступка.
Скачать PDF

Структурная социально-когнитивная модель лидерского потенциала организационного лидера

Евтихов О.В.
В статье на основе теоретического анализа феномена лидерства применительно к менеджменту описана авторская социально-когнитивная модель лидерского потенциала организационного лидера, которая может быть полезна при решении задачи развития лидерского компонента в управленческой деятельности руководителя.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!