МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Психологическая модель специалиста
совокупность значимых характеристик, описывающих профессионально важные качества специалиста, определяющая:
-освоение профессиональной деятельности;
-включение в организацию (приверженность организации) и общество (ориентация на социальную значимость результатов своего труда);
-взаимодействие с коллегами, руководителями и подчиненными.
Эти профессионально важные качества выступают условием для формирования знаний, умений и навыков, лежащих в основе деятельности специалиста и определяющих конечные результаты обучения и оценку специалистов. В соответствии с этим П. м. с. выступает компонентом общей модели специалиста, определяющей содержание обучения. П. м. с. предполагает диагностику профессионально важных качеств (включая мотивационную составляющую) и используется для профотбора, профессионального консультирования и разработки специальных программ, направленных на формирование индивидуально-психологических характеристик человека (см. Психологическая подготовка).
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки.
Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень - уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специатисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и трудуВторой уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в своем поведении как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.
Третий - уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Четвертый - уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.

Источник: Акмеологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
339.46 кб

Психологическая модель элитного специалиста в сфере техники и технологии

Авдеева А.П.
В статье отражены результаты разработки психологической модели элитного специалиста в сфере техники и технологии. Представлены профили деятельности и личности элитного специалиста, включающие анализ целей, функций и требований.
Читать PDF
397.89 кб

Психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников

Бузунов Антон Михайлович
Данная статья содержит описание основных профессионально важных качеств, необходимых специалисту по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников.
Читать PDF
285.78 кб

Модель формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов в проце

Ахметвалиева Алия Айратовна
В статье обоснована актуальность и необходимость разработки модели формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов.
Читать PDF
256.49 кб

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О. В., Шаповалов В. К.
Читать PDF
285.33 кб

Концептуальная модель психологической устойчивости специалиста МЧС России на основе системного подхо

Казанков Вячеслав Владимирович
Развивается системный подход в построении концептуальной модели психологической устойчивости специалиста МЧС России, уточняются критерии его профессиональной пригодности.