МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Психологическая модель специалиста
совокупность значимых характеристик, описывающих профессионально важные качества специалиста, определяющая:
-освоение профессиональной деятельности;
-включение в организацию (приверженность организации) и общество (ориентация на социальную значимость результатов своего труда);
-взаимодействие с коллегами, руководителями и подчиненными.
Эти профессионально важные качества выступают условием для формирования знаний, умений и навыков, лежащих в основе деятельности специалиста и определяющих конечные результаты обучения и оценку специалистов. В соответствии с этим П. м. с. выступает компонентом общей модели специалиста, определяющей содержание обучения. П. м. с. предполагает диагностику профессионально важных качеств (включая мотивационную составляющую) и используется для профотбора, профессионального консультирования и разработки специальных программ, направленных на формирование индивидуально-психологических характеристик человека (см. Психологическая подготовка).
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки.
Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень - уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специатисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и трудуВторой уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в своем поведении как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.
Третий - уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Четвертый - уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.

Источник: Акмеологический словарь.

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
МАДЭЛЬ СПЕЦЫЯЛІСТА ПСІХАЛАГІЧНАЯ / PSYCHOLOGICAL MODEL OF A SPECIALIST– модель, отражающая объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений специалиста в той или иной профессиональной области. Различают: 1) модель специалиста (работающего, функционирующего); 2) модель подготовки специалиста (строится на основе модели специалиста). М. с. п. может включать описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места. М. с. п. также включает: 1) модель личности специалиста, куда включаются необходимые личностные качества и свойства работника, его индивидные свойства; 2) модель личности специалиста– совокупности качеств (профессионально важных), обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. Основой для разработки М. с. п. являются профессиограммы и психологический анализ деятельности (результатом которого является психологическая система деятельности) для разных групп профессий и для отдельных профессий. Необходимо также учитывать требования к специалисту, которые предьявляют тип организации и подразделения, должности– от начальной до более высоких. М. с. п. должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции. М. с. п. может быть различной для начинающего и опытного специалистов. В связи со стремительными изменениями в структуре деятельности, вызванными непрерывным внедрением новых технологий, М. с. п. также должна постоянно перестраиваться с учетом данных изменений. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА
ПСІХАЛАГІЧНАЯ МАДЭЛЬ СПЕЦЫЯЛІСТА / PSYCHOLOGICAL MODEL OF A SPECIALIST– образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки. Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, состоящую из четырех уровней, каждый из которых включает в себя следующие. Первый, самый высокий уровень– уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специалисту для понимания других людей, совместной работы с ними для самоуправления отношений с товарищами по учебе и труду. Второй– уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности. Третий– уровень деятельности. В основе его лежат структуры учебной, профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Четвертый– уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводит к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоменеджмента. Различных аспектов психологической модели специалиста в своих работах касались А. К. Маркова, А. М. Рикель, В. А. Толочек, А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и др. В частности, А. М. Рикель отмечал, что модель специалиста составляет, прежде всего, профессиональная Я-концепция. По мнению В. А. Толочека, в психологической модели отражаются объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений человека. Модель специалиста должна включать следующие компоненты: профес сиограмму; профессионально-должностные требования; квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и уровня квалификации, требования по разрядам и категориям). Особое внимание должно быть уделено разработке качественных и эталонных требований к профессионалу. Обобщенная модель специалиста, согласно В. Д. Шадрикову, должна включать: представления о целях деятельности специалиста; представления о тех функциях, к выполнению которых он должен быть подготовлен, о результатах подготовки компетентного специалиста и его индивидуальных качествах, которые должны быть сформированы как профессионально важные; представления о нормативных условиях, в которых эта деятельность должна протекать; навыки принятия решений, связанных с деятельностью; навыки работы с информацией, обеспечивающей успешность деятельности; формирование представлений о личностном смысле деятельности. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.