совокупность значимых характеристик, описывающих профессионально важные качества специалиста, определяющая:
-освоение профессиональной деятельности;
-включение в организацию (приверженность организации) и общество (ориентация на социальную значимость результатов своего труда);
-взаимодействие с коллегами, руководителями и подчиненными.
Эти профессионально важные качества выступают условием для формирования знаний, умений и навыков, лежащих в основе деятельности специалиста и определяющих конечные результаты обучения и оценку специалистов. В соответствии с этим П. м. с. выступает компонентом общей модели специалиста, определяющей содержание обучения. П. м. с. предполагает диагностику профессионально важных качеств (включая мотивационную составляющую) и используется для профотбора, профессионального консультирования и разработки специальных программ, направленных на формирование индивидуально-психологических характеристик человека (см. Психологическая подготовка).
Литература
Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Психологическая модель специалиста
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки.
Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень - уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специатисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и трудуВторой уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в своем поведении как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.
Третий - уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Четвертый - уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.
Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень - уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специатисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и трудуВторой уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в своем поведении как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.
Третий - уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Четвертый - уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.
Источник: Акмеологический словарь.
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
МАДЭЛЬ СПЕЦЫЯЛІСТА ПСІХАЛАГІЧНАЯ / PSYCHOLOGICAL MODEL OF A SPECIALIST– модель, отражающая объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений специалиста в той или иной профессиональной области. Различают: 1) модель специалиста (работающего, функционирующего); 2) модель подготовки специалиста (строится на основе модели специалиста). М. с. п. может включать описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места. М. с. п. также включает: 1) модель личности специалиста, куда включаются необходимые личностные качества и свойства работника, его индивидные свойства; 2) модель личности специалиста– совокупности качеств (профессионально важных), обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. Основой для разработки М. с. п. являются профессиограммы и психологический анализ деятельности (результатом которого является психологическая система деятельности) для разных групп профессий и для отдельных профессий. Необходимо также учитывать требования к специалисту, которые предьявляют тип организации и подразделения, должности– от начальной до более высоких. М. с. п. должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции. М. с. п. может быть различной для начинающего и опытного специалистов. В связи со стремительными изменениями в структуре деятельности, вызванными непрерывным внедрением новых технологий, М. с. п. также должна постоянно перестраиваться с учетом данных изменений. С. Л. Кандыбович
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА
ПСІХАЛАГІЧНАЯ МАДЭЛЬ СПЕЦЫЯЛІСТА / PSYCHOLOGICAL MODEL OF A SPECIALIST– образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки. Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, состоящую из четырех уровней, каждый из которых включает в себя следующие. Первый, самый высокий уровень– уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специалисту для понимания других людей, совместной работы с ними для самоуправления отношений с товарищами по учебе и труду. Второй– уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности. Третий– уровень деятельности. В основе его лежат структуры учебной, профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. Четвертый– уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводит к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоменеджмента. Различных аспектов психологической модели специалиста в своих работах касались А. К. Маркова, А. М. Рикель, В. А. Толочек, А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и др. В частности, А. М. Рикель отмечал, что модель специалиста составляет, прежде всего, профессиональная Я-концепция. По мнению В. А. Толочека, в психологической модели отражаются объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений человека. Модель специалиста должна включать следующие компоненты: профес сиограмму; профессионально-должностные требования; квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и уровня квалификации, требования по разрядам и категориям). Особое внимание должно быть уделено разработке качественных и эталонных требований к профессионалу. Обобщенная модель специалиста, согласно В. Д. Шадрикову, должна включать: представления о целях деятельности специалиста; представления о тех функциях, к выполнению которых он должен быть подготовлен, о результатах подготовки компетентного специалиста и его индивидуальных качествах, которые должны быть сформированы как профессионально важные; представления о нормативных условиях, в которых эта деятельность должна протекать; навыки принятия решений, связанных с деятельностью; навыки работы с информацией, обеспечивающей успешность деятельности; формирование представлений о личностном смысле деятельности. С. И. Хонский