Модель законности организационного влияния Модель когнитивной реакции

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Найдено 4 определения термина МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ

в эргономике - организованная по определенным правилам совокупность информации об объекте управления, самом техническом устройстве и внешней среде. Они нужны в ситуациях, когда оператору приходится оценивать ход производственной деятельности, опираясь не столько на непосредственно наблюдаемые свойства компонент системы эргатической, сколько на свойства, измеряемые инструментальными способами.

К моделям информационным предъявляются требования:

1) оптимальность - в модели можно представить лишь те свойства и отношения, функциональное значение коих определяет ход деятельности; в этом смысле модель должна несколько упрощать действительность;

2) наглядность - модель должна интерпретироваться быстро, без значительных интеллектуальных усилий;

3) зависимости модели от задачи оператора - свойства модели, хорошо работающие при решении одной задачи, могут затруднять действие при другой; поэтому нужен анализ задач, кои должен решать оператор, и выбор компромиссной формы модели;

4) учет психофизиологических закономерностей - при разработке модели нужно иметь в виду сильные и слабые стороны памяти, внимания, мышления и других процессов психических;

5) учет культурных стереотипов - привычного направления считывания информации, направления возрастания и убывания функции и пр.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

англ. information model) - система упорядоченных по определенным правилам сигналов и знаков, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления (см. Индикатор, Пульт управления). На основе восприятия И. м. у оператора формируется образ (оперативная концептуальная модель) реальной обстановки. Концепцию И. м. выдвинули В. П. Зинченко и Д. Ю. Панов (1962), термин "И. м." введен ими в 1964 г.

По содержанию И. м. должна адекватно и с необходимой полнотой отображать состояние объектов управления (контроля) и окружающей среды; по количеству информации - обеспечивать оптимальный баланс информации, циркулирующей в системе управления (исключать дефицит или избыток информации); наконец, по форме и композиции - соответствовать задачам и возможностям оператора. И. м., построенные с учетом этих требований, позволяют человеку оперативно перерабатывать информацию, принимать решения, осуществлять управляющие воздействия и, в конечном счете, обеспечивать оперативное и точное выполнение системой предписанных ей функций.

Классы, виды и разновидности И. м. весьма разнообразны; в соответствии с этим процесс приема и переработки информации имеет в каждом случае свои специфические черты, которые нужно учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную И. м.

И. м. различаются: по виду используемых элементов (способу кодирования информации), способу их организации, отношению к объекту отображения. Основными классами И. м. являются: наглядные (картинные) модели-изображения (фотография, кино, телеизображение), абстрактные знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр), графические модели (график, диаграмма, чертеж, блок-схема) и комбинированные модели (мнемосхема, карта). См. Инженерная психология, Информационный поиск, Кодирование оптимальное, Переработка информации оператором, Прием информации. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Информационная модель

Словообразование. Происходит от лат. ifоrmatiо - разъяснение, изложение.

Категория. Система сигналов, свидетельствующих о динамике объекта управления, условиях внешней среды и состоянии самой системы управления.

Виды. В качестве информационной модели могут выступать:

- наглядные изображения (фото, кино, видео),

- знаки (текст, знаковое табло),

- графические модели (график, чертеж, блок-схема),

- комбинированные изображения (мнемосхема, карта).

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

субъективная представленность в психике человека объекта, явления или процесса материального мира, на основе информации, которой субъект располагает о воспринимаемом им явлении. И. м. всегда беднее, проще, менее целостна и динамична по сравнению с оригиналом. Важнейшей характеристикой И. м. является степень ее соответствия оригиналу. Она зависит от количества и качества информации, поступающей от объекта к получателю, а также от способности человека правильно воспринять получаемую информацию, оперативно и грамотно ее оценить, сделать верные выводы, принять оптимальное решение.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические основы базовых информационных моделей, обеспечивающих достижение надпредмет

Зайченко Татьяна Петровна
Статья посвящена одной из центральных задач ФГОС общего образования нового поколения, решение которой обеспечивает достижения надпредметных результатов обучения. Демонстрируется необходимость перехода к новым моделям обучения. Дается психолого-педагогическое обоснование построения инновационных семантических моделей обучения с позиций междисциплинарной интеграции. Рассматривается дидактический аспект реализации предлагаемых содержательных моделей обучения с учетом психологических особенностей информационной деятельности, акцентируется внимание на формировании универсальных учебных действий.
Скачать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Скачать PDF

Обоснование модели тестовых информационных нагрузок для изучения функционального состояния детей

Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Кесель С.А., Мышъяков В.В.
В работе обоснована информационная проба, предназначенная для изучения функционального состояния (ФС) детей 5-12 лет (n=563). Анализ полученных данных свидетельствует о том, что рассматриваемая модель информационных нагрузок является добротным инструментом диагностики ФС условиях напряженной когнитивной деятельности. С помощью данной модели можно надежно идентифицировать ФС, различающиеся по степени стрессогенности.The use of information load test designed to study functional state (FS) in 5-12 year old children (n=563) is justified in this work. Data analysis shows that the proposed model of information load is a good instrument of FS diagnostics in the situation of intense cognitive activity. With the help of this model functional states of different stress levels may be identified.
Скачать PDF

Проблемы формирования антропологической модели современника в информационном обществе

Петрова Галина Дмитриевна, Алтынкович Елена Евгеньевна
Статья посвящена проблемам формирования антропологической модели современника в условиях информатизации. Информационное общество ведет к формированию не просто новой индивидуальности, но и к зарождению нового типа личности, который становится одной из главных объектов социально-онтологического изучения в современных процессах.
Скачать PDF

Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности

Горюнова Л. Н.
Информационное поведение определяют как совокупность действий, связанных с получением и передачей информации, включая информационный поиск и использование информации. В статье рассматриваются человеко-ориентированные модели информационного поведения. Модели анализируются с точки зрения обобщенной теории деятельности Г. В. Суходольского. Выделены морфологическая, аксиологическая, праксиологическая и онтологическая модели информационного поведения.
Скачать PDF

Методологические основы реализации образовательно-ролевой модели информационного сопровождения образ

The model is proposed to make part of information support of education for adults adapting to new living circumstances. Woridview and methodological critena of a Japtation-rolc-bascl respon.sc υί an adult are given as indicative of his/her social-psychological adjustment to the changing society resulted from the social group self-organization.
Скачать PDF

Информационная модель ментального вращения фигур

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Крумина Г.
Предмет исследования. Исследована информационная структура внутренних представлений объектов и операций над ними, используемых человеком при решении задачи ментального вращения фигур. Для анализа этой информационной структуры введены в рассмотрение не только классические зависимости времени правильных ответов от угла поворота фигур, но и иные зависимости, полученные в последнее время в когнитивной психологии. Метод. В среде технических вычислений MATLAB R2010b разработана информационная модель ментального вращения фигур. В рамках модели можно менять такие параметры, как число бит во внутреннем представлении, вероятность искажения единичного бита, дискретный угол поворота, порог сравнения, степень различия при вращении. Основные результаты. Модель качественно воспроизводит такие психологические зависимости, как линейный рост от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании одинаковых фигур, «плоскую» зависимость от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании зеркальных фигур. Результаты моделирования позволяют предположить, что ментальное вращение является итеративным процессом поиска совпадения между двумя фигурами, каждый шаг которого может вести к значительному искажению внутреннего представления запомненных объектов. Поиск совпадений ведется в рамках внутренних представлений, не обладающих высокой инвариантностью к углу вращения. Практическая значимость. Результаты работы могут быть полезны для понимания роли обучения (в том числе с учителем) при выработке эффективных представлений информации и операций над ними в системах искусственного интеллекта.
Скачать PDF

Моделирование динамики информационно-психологических воздействий на массовое сознание

Минаев Владимир Александрович, Дворянкин Сергей Владимирович
В статье дано определение информационно-психологических технологий и основных каналов информационно-психологических воздействий (ИПВ) на социальные группы. Сделан вывод, что математические модели динамики информационно-психологического воздействия на сегодняшнем этапе развития психологической науки перспективны лишь применительно к массовому сознанию. Дано вербальное и формальное описание модели, приводящейся к форме нелинейного дифференциального уравнения, описывающегодиффузиюинноваций. Вмоделиучтеноинформационноевлияниенамассовое сознание межличностного информационного взаимодействия, средств массовой информации, эффект забывания воздействия. Показано, что модель имеет решение в виде обобщенной логистической кривой. Приведено статистическое распределение по времени индивидов социума, разделяющих идеи ИПВ, которое качественно подтверждает формальное решение модели. Исследованы частные случаи модели, которые во всех вариантах подтверждают существование асимптотического стационарного решения. Для использования модели на практике для анализа и прогнозирования характеристик ИПВ на социум, и, в конечном итоге, для управления этим влиянием, произведена оценка ее параметров на основе статистических данных. Подчеркнуто, что разработка модели существенно необходима в современных условиях усложнения проблем обеспечения кибербезопасности государства, общества и каждого отдельного члена общества, включая учитывая развитие социальных сетей.
Скачать PDF

МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К НОВЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Токарева Юлия Александровна, Быкова Елена Анатольевна, Коваленко Таисия Кузьминична
В статье рассматривается проблема адаптации преподавателя высшей школы к интенсивно меняющимся условиям профессиональной деятельности. Особо остро встаёт вопрос об адаптации педагога к инновациям, что обусловлено наличием соответствующей готовности к работе в условиях, требующих мобильности и гибкости. Определена модель адаптации к инновационной деятельности через формирование компонентов психологической готовности.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Гомеостатические модели влияния психоэмоциональной напряженности на риск психосоматических заболеван

Красковский Антон Борисович, Носов Алексей Викторович, Шаталова Ольга Владимировна
Рассмотрена взаимосвязь психоэмоциональной напряженности с риском развития психосоматических заболеваний, предложены методы построения моделей оценки риска, базирующихся на нейронных сетях.
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!