МОДАЛЬНОСТЬ

Найдено 10 определений термина МОДАЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОДАЛЬНОСТЬ

англ. modality) - термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов, расстройств (напр., Модально-специфические расстройства памяти). Так, сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет, соответственно, разные модальности - зрительную и слуховую.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МОДАЛЬНОСТЬ

1) то же, что СУБМОДАЛЬНОСТЬ (см.), 2) лингвистическое понятие, обозначающее отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности; отдельно говорят о модальных словах, модальной окраске интонации, модальных частицах, модальных глаголах, наречиях (напр., в рекламном слогане "просто добавь воды" использовано модальное наречие "просто").

Источник: С. Ильинский. Нейролингвистическое программирование. АСТ, Восток-Запад, 2006 г

МОДАЛЬНОСТЬ

лат. modus - способ) - одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

МОДАЛЬНОСТЬ

одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика: цвет - в зрении, тон и тембр - в слухе, характер запаха - в обонянии, и пр.

Модальные характеристики ощущений, в отличие от их других характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и пр.). Понятие модальности относится не только к ощущениям, но и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных образов любого уровня и сложности.

По модальностям могут классифицироваться не только ощущения, но и восприятия и представления.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МОДАЛЬНОСТЬ

modality) - разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их рецепторов и центров коры больших полушарий головного мозга, которые получают от них информацию.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Модальность

Словообразование. Происходит от лат. modus - способ.

Категория. Форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.).

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

МОДАЛЬНОСТЬ

Сенсорная система, ощущение (1, 2). Обычно определяется для того, чтобы уточнить, какое ощущение имеется в виду; например, зрительная модальность, кинестетическая модальность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Модальность

от лат. modus - способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет - в зрении, тон и тембр - в слухе, характер запаха - в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т.д.). Понятие М. наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

МОДАЛЬНОСТЬ

от лат. modus — мера, способ, наклонение) -- термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и используемый для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе (слуховое, тактильное и др. ощущения), во втором — адекватность раздражения определенному анализатору. Напр., сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет соответственно разные модальности — зрительную и слуховую. Сигналы различных М. являются основой построения полимодальных информационных моделей.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Модальность

фр.modalite от лат. modus - способ, наклонение) - 1. вид чувствительности. Например, осязание, зрение и т.п. В рамках любого из видов чувствительности различаются субмодальные ощущения, их может быть от 2-3 до 4-5 и более; 2. в логике - характеристика суждения в зависимости от степени устанавливаемой им достоверности - от того, выражает ли оно возможность (проблематическое суждение), действительность (ассерторическое суждение) или необходимость (аподиктическое суждение).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 5

Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения

Силаков А.С.
Рассматривается проблема взаимосвязи особенностей эмоционального отношения педагогов средней школы к своей профессиональной деятельности и преобладающего у них стиля педагогического общения с учащимися с учетом их направленности на субъект-субъектные или субъект-объектные отношения. Обсуждаются взгляды ряда отечественных ученых на проблему субъекта, роль педагога в его формировании. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи субъект-субъектных стилей педагогического общения с доминирующей эмоциональной модальностью профессиональной деятельности педагога.
Скачать PDF

Доминантные модальности восприятия и их динамика

Рогожникова Т. М., Навалихина А. И.
Изучение языковых явлений в контексте разных модальностей восприятия способствует обнаружению новых фактов, позволяющих устанавливать механизмы функционирования ментального лексикона и выявлять изменения, происходящие в моделях восприятия и кодирования информации об окружающем мире.
Скачать PDF

Структура ассоциативного поля в условиях доминирования разных модальностей восприятия

Навалихина Адель Исмагиловна
Рассматриваются различия структуры ассоциативного поля в условиях доминирования каждой из модальностей восприятия (дигитальной, кинестетической, визуальной или аудиальной). Установлено, что в ассоциативном поле можно выделить шесть групп реакций (дигитальные, кинестетические, визуальные, аудиальные, полимодальные и нейтральные).
Скачать PDF

Лечение клиентов с суицидальным поведением в различных психотерапевтических модальностях (обзор лите

Федотов Илья Андреевич, Шитов Евгений Александрович, Куликов Сергей Олегович
В статье приводится обзор литературных данных о понимании суицидального поведения и тактике его лечения в наиболее распространенных модальностях психотерапии: психоанализе, гештальт-терапии, трансактном анализе, а также в экзистенциальной, когнитивно-бихевиоральной и телесной психотерапии. Выделены наиболее общие подходы и принципы данной работы.
Скачать PDF

Соотношение латентных периодов простой сенсомоторной реакции на стимулы разной модальности у школьни

Панкова Наталия Борисовна, Романова Елизавета Борисовна, Карганов Михаил Юрьевич
Проведено исследование латентных периодов простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой стимулы у учащихся 1-х и 5-х классов. Соотношение латентных периодов сенсомоторной реакции на стимулы разной модальности изучено в динамике от начала к концу учебного года и в сравнении с аналогичными результатами 10-летней давности. Показано, что у первоклассников в начале учебного года примерно в половине случаев латентные периоды реакции на стимулы разной модальности равны. В трети случаев латентные периоды реакции на звуковой стимул длиннее, чем на зрительный стимул, и у современных первоклассников, в отличие от их сверстников 10 лет назад, за учебный год этот показатель снижается. Аналогичная годовая динамика выявлена у пятиклассников, причем более выраженная, наоборот, в результатах 10-летней давности.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!