МОДА
вид меры центральной тенденции. Наиболее часто встречающееся значение среди набора наблюдений.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Мода
Наиболее часто встречающееся значение в серии результатов. Например, в серии 3. 3, 3. 5, 6 мода равна 3.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Мода
(mode) — наиболее часто встречающееся значение в совокупности показателей — мера центральной тенденции.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
Мода
система вкусов и предпочтений людей, сложившихся на данный момент времени (например, в Одежде, в искусстве, в поведении, в предметах материальной культуры и т.п.).
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
мода (в теории вероятностей и математической статистике)
одна из характеристик распределения случайной величины: точка в которой распределение принимает максимальное значение. М. менее употребительная характеристика распределения, чем математическое ожидание или медиана.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
мода
(от франц. mode – мера, образ, способ, предписание) – массовидное социально-психическое явление в определенной общественной среде, в определенное время суть которого заключается в подражании эстетическим вкусам; непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере общественной жизни, культуры, в стиле поведения членов общества в целом или определенной социальной, профессиональной, возрастной группы.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
МОДА
1. В статистике – измерение центральной тенденции распределения значений, представленное значением середины интервала класса значений с самой высокой частотой. Графически это – пик распределения частоты. Хотя это наименее важное из измерений центральной тенденции (см. здесь среднее и медиана), оно имеет описательное значение, особенно в случаях, когда распределение би- или мультимодальное. 2. Принятая модель поведения, характерный способ действия.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
МОДА
массовидное явление, свойственное группе личностей как форма объективизации их мнения о престиже. М. формируется на основе подражания и в значительной степени является эстетическим вкусом тех, у кого нет собственного. Такие личности следуют М. слепо, не умея приспособить ее к своим индивидуальным особенностям. В этом смысле М.— отраженное, субъективное явление.
Омоним ы: М. как объективное социальное отражаемое явление, создаваемое модельерами и дизайнерами (статистика показывает, что М. резко, обычно по закону контраста: юбки «мини» и «макси», широкие и узкие брюки, мелодичная музыка и диссонансы — сменяется примерно через 6 лет); в вариационной статистике, применяемой при анализе психологических данных, М.— наиболее часто встречающееся значение варианта данного ряда.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
МОДА
система вкусов и предпочтений людей в чем-либо, сложившаяся на данный момент времени, например предпочтений в вещах, предметах домашнего обихода, видах деятельности, формах отдыха, одежде, видах искусства и т. п. М. рассматривается как одно из массовидных явлений психики, как результат интеграционных и одновременно дифференционных социально-психологических процессов, происходящих в обществе, как итог массового подражания людей друг другу, а также как тенденция или стремление определенной группы людей выделиться на фоне других людей. М. нередко включает и бездумное, не всегда достаточно критичное отношение людей к тому, что они считают модным и чему подражают. В крайних своих отрицательных проявлениях неразумное следование М. может доходить до состояния массового психоза, близкого к мании. См. мания, массовидные явления психики, психозы.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Мода
лат. modus — мера, правило, образ] — 1) в широком смысле — непродолжительное преобладание определенного типа массового нормативного поведения, в основе которого лежит быстрое и масштабное изменение внешнего окружения людей; 2) периодическая смена предпочтений в сфере бытовой культуры; эталоны М. сменяются спонтанно и она распространяется в сжатый срок. М. представляет собой характерный феномен урбанистической психологии и выступает как равнодействующая влияния социума и коллективного бессознательного на поведение и вкусы людей. Направление изменений М. не вполне предсказуемо; радикальная психология видит в М. типический случай вмешательства иррационального начала в человеческое существование. М. расшатывает господство традиций, прежде всего — в среде городской молодежи. С точки зрения неофрейдизма М. есть замаскированное выражение динамики сексуальных интересов. М. позволяет выделять и демонстрировать образ Я. Распространение М. и ее конкретные формы представляет значительный социально-психологический интерес: с помощью М. происходит отграничение элитных групп, одновременно она служит средством идентификации с группой более высокого статуса. Взаимосвязь массового сознания со сферой потребления выражается в распространении эталонов М. средствами массовой информации: в то же время они не столько направляют, сколько усиливают уже имеющиеся тенденции, зарождение которых носит подсознательный, иррациональный характер. А.А. Брудный
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Мода
лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - 1. простая мера распределения центральной тенденции; 2. господство в определенное время и в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, прически, предметов быта, предпочтений в еде, в развлечениях и т.п. Распространение моды основано на подражательности, на склонности идентифицировать себя с теми, кого считают значительным, важным, выделяющимся из общей массы и привлекающим к себе внимание окружающих. Мода - явление, в большей степени свойственное лицам подростково-юношеского, реже молодого возраста, которые нуждаются в объектах почитания и подражания, а также женщинам, которым важно осознавать себя привлекательными в глазах мужчин. Стремление следовать модным тенденциями может быть использована в позитивных целях, например, при формировании моды на трезвость, отказ от курения, наркотиков, моды на здоровый образ жизни, что иногда и делается в противовес большей частью деструктивной, угрожающей психическому здоровью и психологическому благополучию, но выгодной в коммерческом плане законодателям моды. Например, это мода на похудание, на загар, отчего растет заболеваемость раком кожи, мода на экстремальные виды спорта, чреватые травматизмом и т.д.; 3. в статистике - величина признака, измерение соответствующего явления, которым соответствует наибольшее число случаев или показаний и которым выражают наиболее часто встречающийся тип данного явления. Графически выглядит как пик распределения частоты. Сокр. Мо.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012